9 июля – 21 июля 1917 года

Улеглись немного страсти после февральской революции и отречения Николая II, и газетные публикации стали возвращаться к мирной жизни. Журналисты казанских газет рассказывают о происшествиях, объясняют, как нужно устраивать выборы и кого нужно выбирать, возмущаются закрытым от прессы совещаниям, дают советы как приготовить медовые пряники и задаются вопросом: «Что такое социализм?» «Казанский репортер» продолжает листать подшивки дореволюционных газет, которые выходили в последний год существования Российской Империи – с 25 октября 1916 года вплоть до дня Октябрьской революции.

«Земская неделя» от 9 июня 1917 года

В наше время едва ли найдется такой человек, который не слышал слова социализм. Между тем, очень и очень многие, особенно среди крестьян, или совсем ничего не знают о социализме, или имеют о нем крайне извращенныя понятия. Это происходит, главным образом, потому, что говорят и пишут о социализме таким языком, который для малообразованного человека почти непонятен. Вот в этой статье я и хочу простыми, понятными словами объяснить, что такое социализм и социалисты.

Социализм есть учение о том, какие порядки должны быть установлены в совместной жизни людей, чтобы не было между ними такого несправедливаго распределения земных благ, какое мы сейчас наблюдаем, чтобы се люди трудились по силе и возможности, и получая за свой труд все необходимое, совсем не знали бы бедноты. А порядки, предлагаемые социалистами, совсем не такие, какие существуют сейчас.

Современный строй общественной жизни называется буржуазным или капиталистическим. Существенным его признаком является то, что каждый член современнаго общества имеет частную собственность, как, напр., землю, имущество, деньги и т.д., которым пользуется он сам и его семья. Чем больше частная собственность, чем богаче тот или иной человек, тем лучше ему живется. Поэтому каждый больше всего стремится к тому, чтобы разбогатеть.

Некоторые полагают, что такой порядок вещей и наиболее справедлив. Они говорят, что богаче становится тот, кто больше работает, и таким образом земные блага распределяются между людьми сообразно труду, затрачиваемому ими.

Но всякий из нас, конечно, знает, что на деле получается совсем другое. Очень уж редко мы видим, чтобы тот, кто больше работает обязательно, становился богатым: даже пословица сложилась, что «трудом праведным не наживешь палат каменных». А по большей части первоначальный капитал накапливается чисто случайно: кому повезет, как говорят, тот и разживется. Дальше же уже такому счастливцу и работать не надо: деньги капитал наживают, и благосостояние богача само собою все растет и растет, да еще и неизмеримо быстрее, чем у того, кто работает своими руками.

Но знаете ли вы, что значит «деньги капитал наживают? – Это значит, что разжившийся богач увеличивает свое благосостояние уже за счет тех рабочих, которые с утра до вечера трудятся на его предприятиях. А по мере того, как растет благосостояние капиталистов и увеличивается число его фабрик и заводов, все труднее становится жить мелкому собственнику. В борьбе за свое существование последний неизбежно вступает в непосильную конкуренцию с капиталистом, и в результате рано ил поздно переходит к состоянию наемного рабочаго (пролетария).

Скажите теперь, кто больше работает – фабрикант или его рабочий? – Ответ мне кажется, излишен. Взгляните же на те дворцы, в которых протекает жизнь миллионера и на далкую лачугу полунищаго пролетария, и у вас сам собою возникнет вопрос, где же справедливость? – Я отвечу, что в смысле равномернаго распределения земных благ справедливости нет и не может быть в капиталистическом мире.

Давно уже задумались над этим вопросом лучшие люди и решили, что нужно перестроить жизнь на совсем иных началах. Долго и внимательно изучая капиталистический строй, они пришли к выводу, что все горе людское – горе трудящейся массы – происходит главным образом, от того, что каждый стремится иметь «свое». Поэтому в том строе общественной жизни, который проповедуют социалисты, совсем не должно быть частной собственности. Все богатства должны стать общим достоянием. Тогда всякий будет заинтересован лишь в том, чтобы обогатить общую сокровищницу, из которой все пользоваться будут по мере надобности. Чтобы понятно было, как будут жить люди социалистическаго общества, я сравню его с семьею, где каждый заботится не о себе самом, а о всех, входящих в состав семьи членах. Труд в социалистическом обществе будет распределяться между людьми сообразно силам и наклонностями каждаго, и все будут считать себя нравственно обязанными приносить посильную пользу обществу.

Но теперь возникает сам собою вопрос, а как же будет общество вознаграждать труд отдельных членов? Вот, сейчас, напр., если крестьянин работает – то он знает, что результаты его работы всецело будут принадлежать ему самому; возьмем фабрично-заводскаго рабочего – тот получает поденную, положим, или месячную плату деньгами. Таким образом, в капиталистическом строе всякий труд оплачивается в том или ином размере материальными средствами. А самый размер платы определяется так: очень нужен обществу хлеб, положим, - дают за него крестьянину по 4 руб. за пуд, а появилось на базаре много хлеба; больше чем нужно, - цены сразу и пали, т.е. заработок крестьянина сразу же уменьшился. По ученому это выражается так: чем больше спрос, а предложение меньше – тем труд оплачивается дороже, и наоборот.

В социалистическом же обществе при определении размера вознаграждения в расчет будут приниматься только потребности того или иного члена. Раз, Иван, доопустим, или Петр трудится по силам и возможности на общее благо – так общество даст ему все, в чем он нуждается, но не более. В расчет не будет приниматься также и характер труда. Теперь, напр. Труд работающего умственно вознаграждается дороже, чем труд чернорабочаго, тогда же как первому, так и второму будет даваться все, что для них необходимо, потому что они одинаково имеют право на удовлетворение своих потребностей. Для читателя, быть может, уже ясно, что в обществе, построенном на социалистических началах, будет идти речь, собственно, не о вознаграждении за труд, как теперь, а только о том, чтобы потребности всякаго трудящегося были удовлетворены.

Здесь, кстати, скажу еще, что одною из насущных и необходимейших потребностей человека специалисты считают знание. Поэтому в социалистическом обществе двери школы широко будут открыты для всех, кто склонен и способен к наукам.

Таковы идеалы, проповедуемые специалистами, и конечные цели, к которым они стремятся. Но осуществление этих идеалов, достижение этих целей еще далеко. Только медленно и постепенно можно перестроить жизнь на новых началах, только так господствующий теперь капиталистический строй можно заменить социалистическим. Но те пути, какими произойдет этот общественный переворот уже намечены, и грандиозная работа социального переустройства уже началась.

Она идет сейчас в различных направлениях. Одни социалисты входят в политические партии, чтобы влиять на государственное законодательство, другие же стремятся осуществить социализм непосредственно на почве современных экономических отношений (кооператоры), не вмешиваясь в политику.

Из первых, т.е. входящих в политические партии наиболее известны у нас социал-демократы и социал-революционеры.

Н.Г.

«Крестьянская газета» (Казанскаго губернскаго земства) от 19 июля 1917 года

От Казанскаго Губернскаго Бюро для подготовки к выборам в волостыя земства и в Учредительное Собрание.

Губернская Земская Управа, избранная гласными от крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, выбрала Казанское Губернское Бюро для подготовки к выборам волостых земств и в Учредительное Собрание.

Бюро дает объяснение, как нужно устраивать выборы и кого нужно выбирать. Бюро отвечает на все вопросы, разсылает листки, литературу и своих людей, которые могут провести выборы, как следует трудовому народу.

Просят обращаться за помощью в Губернское Земское бюро. Адрес: Казань, Губернская Земская управа.

Председатель Бюро Вл.Вегер

«Крестьянская газета» (Казанскаго губернскаго земства) от 19 июля 1917 года

На Грузинской улице в здании Съезда Мировых судей открылся Губернский Кадетский Съезд. О чем там пели и ворковали «Казанские Златоусты» - нам неизвестно, так как представителям печати вход закрыт.

Что за конспирация и секретное совещание в такой тяжелый момент, переживаемый страной! Не хотят ли «они» под общий шумок и гул снарядов произвести существенную урезку той аграрной реформы, которую так настойчиво решил отстаивать тов.Чернов?

Да, вот они верные сыны сильных прислужников капитала! Заговорили, зашумели и приподняли головы.

Но как?

Сначала тайно, скрыто, как будто в подполье – в такое то свободное время! – А потом открыто нанесут предательский удар тем, кто всецело отстаивает интересы трудового крестьянства. Но г.г. кадеты забывают, что теперь – лозунг «Земля и Воля», тот лозунг, с которым войска 18 июня шли открыто в бой роковой и безпощадный против защитников империализма.

Так или иначе, но кадетам придется отбросить свою пресловутую «справедливую оценку». Довольно с них того, что они вдоволь наговорились «о Константинополе и проливах». К нашей «Земле и Воле» они уже не смеют прикасаться. Разрешит вопрос о земле тот, кто всю жизнь боролся за нее потом и кровью, обливая ее и со дня первой мобилизации переносил все тяготы-невзоды походной и боевой жизни.

Кто действительно защищал «Землю и Волю», а не работал в роскошных салонах на так называемую «оборону».

Н.В.

«Крестьянская газета» (Казанскаго губернскаго земства) от 20 июля 1917 года

Городским управлением уже неоднократно возбуждались перед правительством ходатайства о разрешении ввести попудный сбор с железнодорожных грузов в пользу города, но все эти ходатайства по разным причинам оставлялись без удовлетворения. В настоящее время городскою думой решено возобновить их, причем городскому голове при последней его командировке в Петроград по делам городского хозяйства поручено было осведомиться у обнавленнаго правительства в числе других вопросов и по поводу возможности осуществелния теперь этого проекта в целях увеличения городских доходов.

Городской голова, выполняя поручение думы, посетил главное управление по делам местнаго хозяйства по данному вопросу. Там ему заявили, что вопрос этот уже рассмотрен в министерстве в.д. по собственной инициативе и приготовлен для разсылки общественным городским управлениям особый циркуляр, разъясняющий условия, от соблюдения которых зависит отвечающее интересам городов разрешение подобнаго рода. Вместе с тем городскому голове дан был и корректурный оттиск этого циркуляра для ознакомления с ним заинтересованных в данном вопросе учреждений г.Казани.

Главнейшия положения, приводимыя в этом циркуляре следующия:

1) Сборы с железнодорожных грузов должны предназначаться на устройство и улучшение лишь тех улиц, которыя действительно обслуживают движение грузов к станциям и от станций, в том числе также путей, находящихся в пределах городских земель и расположенных в городских владениях, но в последнем случае не иначе, как по соглашению с земством, в ведении котораго находится путь.

2) Сбор этот может быть устанавливаем лишь в случае недостатка общих городских средств для оборудования подъездных путей.

3) Устанавливается он на срок до 10 лет, причем общая сумма его за весь срок взимания должна быть определена при самом разрешении сбора и не может превышать итога намеченных городом расходов по улучшению подъездных путей.

4) Предположение городского управления об установлении сбора обязательно должны быть сообщены им на предварительное заключение местных уездной земской управы, сельско-хоз.общества и местных общественных установлений по торговле и промышленности.

5) Размер сбора не должен превышать десятикратной начальной провозной железнодорожной платы, исчисляемой попудно , повагонно и попутно, причем размер сбора с грузов первой необходимости, являющихся предметом массового отправления или прибытия данной станции (хлеб, дрова, нефть, уголь и т.п.) всегда должен быть обсужден особо тщательно и ставки сбора с хлеба в зерне и дров свыше ¼ коп. с пуда должны быть подробно мотивированы.

6) При возбуждении ходатайства р разрешении установить попудный сбор должны быть представлены данные о финансовом положении города, подробное описание намеченных работ, стоимость их, общий размер грузооборота жел.-дор. станций, отзывы местных учреждений по поводу проектируемаго городом введение сбора и др.

К циркуляру приложены «образцы действующих такс попудных сборов».

«Крестьянская газета» (Казанскаго губернскаго земства) от 21 июля 1917 года

Грабеж.

На солдата 3 батареи, 2 запасной артиллерийской бригады, Александра Константиновича Рыбакова, на Арском поле, около железнодорожной насыпи, вечером 19 июля напали двое неизвестных, один в форме солдата, а другой в штатском, последний повалил Рыбакова на землю и закрыл рот, а солдат вытащил у него из кармана кошелек с деньгами 379 р. Принятыми мерами кошелек, но только с 2 копейками найден в квартире гражданки Анны Сергеевной Колоколовой, также на Арском поле. Дознанием выяснен, что один из грабителей бывший в военной форме, солдат 2 батареи, Егор Воронцов; он задержан и передан в распоряжение судебной власти; меры к розыску второго грабителя и похищенных денег приняты.

Кражи:

- В Земском доме в Плетенях похищены были разные вещи на сумму 241 р 50 к у австрийского военнопленнаго Вандава Рыстава военнопленным же австрийцем Вой-Бело, который задержан с частью вещей.

- У гражданки Сазыр Вики Абсалеевой, на Сенной площ., похищен ридикюль с деньгами 12 р. 70 к. Вором оказался австрийский подданный Вуграй Карали, который задержан; похищенное отобрано.

- У гражданина Миндубая Тимирбаева, в д.Габитова в Адмиралтейской слободе, из квартиры совершена кража разных денег 510 р. Мавлютом Ибрагимовым, который с похищенными деньгами выбыл в гор. Астрахань, к розыску его меры приняты.

- Из квартиры гражд. Григория Константиновича Лицужбей в д.Глушкова по Муратовской ул., совершена кража разных вещей и денег – всего на сумму свыше 300 р. профессиональным вором Константином Константиновым 25 лет; он разыскан и задержан.

- Облава на воров. В ночь на 20-е июля милицией была произведена в городе облава на воров, при чем задержано 43 человека, в числе которых оказалось много дезертиров.

«Журнал казанскаго общества пчеловодов» июль – август 1917

Взять 3 ф.меду, 5 ф. пшеничной крупичатой муки, 5 куриных яиц, 2 чайные ложечки соды и немного пряностей в порошке (по вкусу). Мед нагрет на огне до теплоты парного молока и вылить в приготовленную в макотре муку; туда же вбить яйца. Затем, соду растворить в рюмке воды, этой жидкостью всполоснуть посуду, где был нагрет мед, и вылить также в муку; сюда же добавить пряности. Все это месится (валяется) некоторое время. Полученное тесто обвивается салфеткой и кладется на подушку в теплом месте на ½ часа, чтобы взошло. Через ½ часа, когда тесто подымется, его опять валяют на доске, разделяют и выделывают кружки в 4 вершка в диаметре и кладут на деко, смазанное маслом и посыпанное мукой; еще ½ ч. дают всходить и затем ставят деко с тестом в горячую печь, а чтобы тесто не вздувалось, его накалывают вилкой. Когда тесто подрумянится, его вынимают, кладут меж двух подушек или прикрывают чем-нибудь, пока остынет, и сохраняют в сухом месте.

От продолжительного сохранения эти пряники не засыхают.

А.П.



Газеты читала Светлана Брайловская.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!