«1 день – 1 экспонат»: акваманил

07 июля 2017
Культура

«Казанский репортер» продолжает проект «1 день – 1 экспонат». В центре внимания уникальные музейные экспонаты. За каждой вещью – интересная история. Сегодня изучим экспонат, пришедший к нам из средневековой Европы - акваманил.

В собрании национального музея, наряду с экспонатами, рассказывающими об истории нашей республики, мы можем увидеть и вещи из средневековой Европы. Их основная часть пришла в музей благодаря знаменитому археологу Андрею Фёдоровичу Лихачеву, собрание которого насчитывало 40 тысяч предметов. В него входило 15 тысяч археологических, этнографических, историко-бытовых предметов, более 24 тысяч булгарских, золотоордынских, греческих, римских, персидских монет и 315 медалей, около 1500 книг, рукописей, брошюр, атласов истории, археологии и искусству, свыше 400 художественных полотен западноевропейских и русских художников, крупное собрание западноевропейской гравюры, изделия из стекла и фарфора.

У посетителей музея вызывает большой интерес экспонат с названием акваманил, или водолей. В музей он также поступил в составе собрания Лихачева. Акваманил первоначально являлся сосудом для воды, с помощью которого омывал руки католический священник при совершении литургии. Подобные изделия были широко распространены в эпоху Средневековья, а начиная с ХIII века стали непременными предметами обихода во время пиршеств в рыцарских замках. После каждого блюда акваманил обносили вокруг стола, чтобы гости могли вымыть руки.

Акваманилы отливались в основном в мастерских Нижней Саксонии. Созданные ремесленниками Германии предметы по праву считались подлинными произведениями искусства и пользовались большим спросом во всех странах Европы. Интересна техника их изготовления. Небольшие полые фигурки отливали из бронзы или меди, для производства применяли излюбленную ювелирами романской эпохи технику «вытесненного или потерянного воска», при которой первоначальная модель погибала, каждый акваманил становился уникальным произведением декоративно-прикладного искусства.

Воображение средневекового мастера придавало водолеям формы фантастических животных, таких как дракон и единорог, а также реальных льва, собаки.

Великолепный акваманил, хранящийся в Национальном музее РТ, исполнен в виде льва. Передние лапы животного в вертикальном положении упираются в пол, задние слегка отведены назад, нижняя часть лап походит на лошадиные копыта. Слегка приподнятый носик львицы переходит в пасть, где помещена округлая трубочка для слива воды. Многоугольное отверстие для наполнения сосуда (под крышечкой на шарнирах) помещено на макушке, где также расположены округлые, широко расставленные уши. Глаза оформлены как два небольших углубления, окруженных двойной окантовкой с выгравированными штрихами, имитирующими брови; такие же штрихи имитируют зубы.

Выбор образа льва для ритуального предмета не случаен. Средневековье было пронизано символизмом. Достаточно взглянуть в бестиарий – энциклопедию, в которой описывались реальные и мистические животные, с позиции знаний того времени, своего рода классификацию живых существ. Лев там занимает центральное место, его образ вообще самая частая фигура в средневековой геральдике. На 15% гербов можно найти изображение этого хищника. В то время льва ассоциировали с самим Христом.


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!