Аркадий Дворкович о футболе: «​Большие деньги, затраты, но отдача далеко не очевидная»

23 июня 2017
События


Вице-премьер России Аркадий Дворкович открыл сегодня в Казани международную научную конференцию «Экономика футбола». Ученые Казанского университета, Российской экономической школы и Высшей школы экономики попытаются сделать первые шаги в довольно новой для России сфере – экономике спорта. Соревнования, турниры и чемпионаты рассматриваются как фактор экономического и социального развития. Нашлось место и обсуждению мегапроектов, таких как Универсиада или Чемпионаты мира, и их влияние на горожан. «Казанский репортер» побывал на открытии конференции.

За полчаса до официального начала конференции на входе в здание университета на Бутлерова рабочие интенсивно подкрашивают основание колонны. Причем краска для этого используется не самая подходящая. Зачем это делается не очень ясно, вероятно кто-то из организаторов в последний момент решил, что так будет лучше, а хозслужбы КФУ взяли под козырек.

Внутри здания тоже суматоха. Прибывают студенты, работники вуза и гости конференции. Сказать, что все присутствующие явились по собственному желанию было бы явным преувеличением. Обеспечением явки занимались функционеры КФУ, в стенах которого проходит конференция.

– А сборная России сюда придёт? – с улыбкой спрашивает один из посетителей.

– А она вам нужна? – с вызовом в голосе парирует женщина с бэйджиком организатора.

– Ну хотя бы плюнуть в них... – отвечает мужчина. Все смеются.

Зал постепенно наполняется и томится в ожидании. Человек пять встают и поднимаются к выходу.

– Девочки, куда пошли? – Интересуется у студентов женщина из оргкомитета. Девочки не найдя аргументов для ответа разворачиваютсяя – Ну! Вы наивно думаете, что за вами не следят!?

Попытки покинуть помещение периодически случаются с разных сторон, но энергичность университетских фунционеров решительно берет верх над всеми проявлениями «несознательности». Битва за то, чтобы в актовом зале не было пустых мест шла, невзирая на условности вроде плохого самочувствия или предстоящих экзаменов.

– Вы куда это пошли?

– У нас экзамен!

– Никаких экзаменов, сидите, пусть преподаватель ждёт!

– Вы уходите?

– Мне плохо что-то.

– Я бы хотел вас попросить остаться, воды попейте.

– Я сейчас подойду

– Вы не подойдёте! Я прямо чувствую что не подойдете, – преграждая путь улыбается одна из сдерживающих. – Я в кадровой комиссии, наверное, всех, кто не пришёл прямо задушу! – в сердцах делится она.

– Все, начался марлезонский балет, – успокаивает ее коллега, показывая на оживление среди технического персонала.

Наконец, спустя полтора часа ожидания, на сцену выходит делегация во главе с Аркадием Дворковичем. Первым слово берет Ильсур Метшин.

– Я могу сказать, как мэр города, который и боролся за право проведения Универсиады и проводил ее, – начал Ильсур Метшин. В позапрошлом году был Чемпионат мира по водным видам спорта, который собрал свыше 170 стран. Я могу сказать на примере нашего города, как спортивные события меняют экономику города, меняют инфраструктуру города. Что для меня важно, меняет людей. Казань до Универсиады и после, Казань до ЧМВВС и после, это разные города. Меняется экономика, развивается бизнес, развиваются все направления.

То, что мегапроекты приводят к существенным изменениям – очевидно. Однако в мире есть достаточно примеров того, как после глобальных событий, в города, принимавшие их, приходило запустение. От конференции по экономике в спорте логично было бы ждать убедительных аргументов в ту или иную пользу, однако этого не случилось, по крайней мере на пленарном заседании. Впрочем, Аркадий Дворкович попытался все же убедить публику.

– Есть псевдоэксперты, которые считают, что вложения в такие проекты убыточны. Считают, что то, что мы потратим на строительство стадионов это безвозвратные деньги. Это не так, с нашей точки зрения отдача есть. Не всегда за один год, иногда за три года, за пять лет, но она очевидна. Конечно было бы идеально, чтобы и сами спортобъекты были прибыльными. Чтобы они приносили прямую финансовую выгоду. Есть примеры городов и стран, где таких результатов удается достигать.

В России спортивная экономика только делает первые шаги, в то время как на Западе исследования в этой сфере уже давно носят институциональный характер. Их результаты порой впечатляют не меньше самих игр.

– Есть статистика, что трансфер самого дорогого игрока каждые 25 лет увеличивается в 10 раз, – сообщил профессор Высшей школы экономики Дмитрий Дагаев. – Это говорит о том, что футбольный рынок растет сумасшедшими темпами. Даже если скорректировать данные с учетом инфляции, эти темпы существенно опережают рост мировой экономики.

– Мы все хорошо знаем, что в России футбол это прежде всего инвестиции государства или государственных компаний. Есть лишь немного примеров частных инвестиций в футбол. «Спартак» один их таких примеров. Большинство российских клубов финансируются либо из региональных бюджетов, либо госкомпаниями. В одной из таких компаний я работаю председателем совета директоров, это РЖД, – рассказал Аркадий Дворкович. – Бюджет клуба «Локомотив» хорошо известен, это несколько миллиардов рублей. Большие деньги, затраты, отдача далеко не очевидная. Но для миллионного коллектива железнодорожников это такой флаг всей компании. Очень важно, что есть чем гордиться. Это гордость всех железнодорожников, поэтому РЖД вкладывает в «Локомотив». Но хотелось бы, чтобы отдача была не только в виде гордости. Мы бы хотели, чтобы футбол стал привлекателен для частных инвесторов, а не только для бюджетов и госкомпаний. Как это сделать? Пока ответ на этот вопрос в России не получен. В других странах он есть, у нас нет.

Если нет просчета в отдельных сферах, что говорить о мегапроектах. Любопытно, что спикеры конференции «Экономика футбола» то и дело переводили разговор из экономической плоскости в эмоциональную. Очевидно, когда цифры не впечатляют, самое время разговаривать о категориях, которые невозможно измерить.

– Разделять эмоции и экономику уже не получается, – рассказал «Казанскому репортеру» ректор Российской экономической школы Шломо Вебер. – Поведение экономических агентов связано с эмоциями. Кроме того, нужно смотреть в краткосрочном и долгосрочном режиме. В краткосрочном режиме Казань является одним из успешных примеров использования стадиона, который построили к универсиаде. Не знаю правда как Казань будет использовать два стадиона, новый и старый. Может быть с использованием университетов, учебных заведений. Этот вопрос непростой. Мегасобытия были успешны в одних странах и менее успешны в других. С моей точки зрения, получается так, что регионы, которые более развиты, более успешно смогли провести мегасобытия. Например, Южная Африка и Бразилия не очень успешно использовали наследие мегасобытий. Там стадионы в запустении. Китай был более успешен, потому, что было понимание, как эти стадионы помогут развитию. Готового ответа здесь нет, нужно делать две вещи, которые помогают друг другу: Нужно выигрывать чемпионаты и растить молодежь. Казань в этом успешна.

Примеров того, что мегапроекты могут быть успешными достаточно, впрочем, есть и примеры обратного. Очевидно одно – метод «вы такие наивные и думаете, что за вами не следят» способен загубить самый привлекательный проект. Фарс с раздачей бесплатных билетов силовикам и использование административного ресурса превращает соревнования самого высокого уровня в недоразумение на наших с вами глазах.


Антон Райхштат.

Комментарии

  1. Рифат 6 лет назад
    Этот Дворкович похож на ничтожество. Из-за таких вице-премьеров быть может не буду голосовать за президента.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!