Галера «Тверь»: от создания до гибели. Часть 1

250 лет назад императрица Екатерина II со своей свитой отправилась в путешествие из Твери вниз по Волге до Симбирска, во время которого остановилась на пять дней в Казани, где ее ждал поистине царский прием. Своими восторженными впечатлениями от Казани и ее жителей императрица поделилась в письмах. А городу в память об этом визите остались четыре галеры из флотилии Екатерины II, на которых императорская свита сплавлялась по Волге - «Волга», «Ярославль», «Казань» и «Тверь». На последней путешествовала сама Екатерина II. Первые три галеры были разобраны «за ветхостью» еще в 1804. А самая главная - «Тверь» на долгие годы пережила своих создателей. И хотя главной причиной гибели императорской галеры считается пожар, попавшие в наши руки документы свидетельствуют о том, что если бы не огонь, царское судно возможно бы не сохранилось до наших дней, несмотря на все усилия сотрудников музея и неравнодушных людей.

«Казанский репортер» совместно с научными сотрудниками Национального музея Республики Татарстан впервые представляет полную историю галеры «Тверь» - от создания до ее утраты.

Долгие годы директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова пытается разгадать тайну исчезновения деревянной резной кровати с галеры «Тверь», по описаниям «удивительной красоты». Она поступила в Казанский городской научно – промышленный музей Казани (так в конце XIX века назывался Национальный музей РТ) после Казанской научно-промышленной выставки 1890 года вместе с роскошной каретой Екатерины II. Карету смастерили в XVIII веке в честь приезда великой императрицы в Казань, после чего хранили ее до 1890 года на Архиерейской даче.

Каретой можно полюбоваться и сейчас. После реставрации она выставлена в Национальном музее РТ. А мимо ее бронзовой копии, установленной на улице Баумана, не проходит мимо ни один турист. Что же касается кровати, то ее изготовили специально для того, чтобы императрицы путешествовала по Волге с домашним комфортом. Как выглядело царское ложе можно только догадываться, ни одой фотографии этого редкого экспоната до нас не дошло. Но директор музея очень надеется, что со временем эта тайна будет раскрыта. Кто его знает, в чьих домашних коллекциях хранятся редкие снимки музейного экспоната.

Галера «Тверь». Конец 1920-х годов. Фотографии из коллекции П. Корнилова, собрание Национального музея РТ

Ведь нашли же дорогу в музей спустя полвека уникальные детальные снимки деревянной резьбы, которые украшали галеру «Тверь». Фотографии были сделаны предположительно в конце 20-х годов минувшего столетия и хранились в домашнем архиве семьи Корниловых. Именно в этом время Петр Корнилов работал в Казани ученым секретарем Музейного отдела Татнаркомпроса и научным сотрудником Центрального музея Татреспублики, где создал отдел древнерусского искусства и кабинет гравюр, а также заведовал библиотекой. Именно Петр Корнилов оставил нам описание галеры «Тверь», которое в 1927 году вышло отдельной брошюрой «Памятник волжского судоходства галера «Тверь» XVIII в.».

Корнилов пишет, что «В феврале 1767 г. русский двор Екатерины II переселился в Москву, за ним последовали и иностранные министры; некоторые из них были приглашены сопровождать Екатерину и дальше в ее путешествии на юго-восток России. Из Москвы до Твери ехали сухим путем, а дальше водой по Волге. В Твери была заготовлена флотилия из 4-х судов (весельных), среди которых была и описываемая галера «Тверь», но вся эскадра состояла из десяти различных судов, кроме того за этой флотилией следовали грузовые суда, а по берегам на 80 верст один за другого располагались склады всевозможных припасов».

В.П. Бебин. Детали резьбы галеры «Тверь», 1879. Из собрания Национального музея РТ

Заведующая отделом истории и культуры Татарстана Национального музея РТ Татьяна Чканова рассказывает, что галера «Тверь» отличалась от других судов изяществом и красотой, гармонией подбора деталей и отделки, имело деревянный корпус зеленого цвета, скрепленный металлическими болтами. Судно было изготовлено из различных пород дерева: набор – из дуба, обшивка и палубный настил – из сосны, элементы декоративной отделки – из липы и березы. Украшением корабля служили позолоченные фигуры Нептуна, тритонов и других мифологических существ. Широкую корму венчал императорский герб и вензель императрицы.

В кормовой надстройке были оборудованы небольшая каюта капитана и большие роскошные отделанные каюты путешествующих особ; особым убранством отличались спальня и столовая. В трюме под кормовой надстройкой располагались каюты фрейлин и статс-дам, а также кладовые для припасов, всего десять помещений.

В кормовой части судна в надстройке, которая простиралась почти до его середины, были большие светлые каюты, отделанные с возможной роскошью, особым убранством отличалась спальня и столовая, где Екатерина II могла обедать и вести беседу. С палубы на надстройку шел трап, по которому можно было подняться на ее крышку, где, видимо, был оборудован тент, защищавший от солнца и ветра, и где императрица могла проводить время, созерцая окрестности. Отсюда же осуществлялось и управление судном.

В носовой части судна располагались две небольшие рубки. В правой рубке размещался туалет, а в левой – камбуз. Между рубками возвышалась арка, служившая декоративным завершением, на которую подвешивался судовой колокол. Для подъема якорей на носу имелись две катбалки. На плоских крышах рубок были оборудованы места для установки небольших «салютных» пушек.

Под палубой в трюме, куда можно было попасть через три люка, находились невысокие помещения для гребцов и экипажа галеры. Они были без окон и освещались только через вырезы палубных люков и масляными фонарями. Из-за малой высоты ходить в этих помещениях можно было лишь согнувшись. Для старших чинов здесь имелись небольшие выгородки-каюты и рундуки, рядовые же гребцы, видимо спали прямо на досках трюмного настила.

Галера «Тверь» приводилась в движение в общей сложности 26 длинными (по другим данным 24) тяжелыми веслами, каждым из которых гребли по несколько человек, а при попутном ветре двигались при помощи парусов, поднимавшихся на двух мачтах. Под парусами галера делала до 5 узлов, а когда и весла пускали в ход – до 7-8 узлов.

Галера «Тверь». Картина Александра Беггрова, 1879 год

Из Твери караван судов выдвинулся 2 мая 1767 года, 26 мая флотилия прибыла в Казань.

Здесь Екатерину II ждал восторженный прием, – говорит Татьяна Чканова. – В Казани она написала «Мы нашли город, который всячески может слыть столицею большого царства. Прием мне – отменный: четвертую неделю видим везде одинаковую радость, а здесь еще отличнее; если б дозволить, то горожане себя вместо ковра постлали, а в одном месте, по дороге, мужики свечи давали, чтобы передо мною поставить, с чем их и прогнали». Или вот в другом письме: «Сей город – бесспорно первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства».

31 мая, накануне отъезда Екатерины II из Казани, в загородном губернаторском доме было устроено особое празднество – в национальных костюмах были представлены все народы, проживающие в Казанской губернии. 1 июня императорская флотилия отправилась вниз по Волге. На следующий день Екатерина II осматривала памятники Болгарского городища. Казань императрице чрезвычайно понравилась, и она чувствовала себя «весьма хорошо, истинно как дома».

«Визит Екатерины II в Казань», Ильяс Файзуллин

Путешествие императрицы завершилось 5 июня в Симбирске. Больше чем за месяц флотилия преодолела расстояние в 1410 верст. Обратно царский кортеж возвращался в Москву «сухопутьем».

В письме на имя графа И.Г.Чернышева от 6 июня 1767 года Екатерина II писала: «Поведением моряков всей команды я весьма довольна» и в благодарность за благополучное плавание по Волге наградила каждого обер-офицера золотыми часами или табакеркой, кроме того «вкупе на всю команду 6200 рублей пожаловать изволила» (всего на судах флотилии находились 1122 человека – «чинов флотских, артиллерийских, солдатских и адмиралтейских»).

– После путешествия Екатерины II по Волге четыре галеры были сданы на хранение Казанскому адмиралтейству и были поставлены на причал Ближнего Устья у Петрушкиного разъезда в Заречье, – рассказывает Татьяна Чканова.

В 1804 году из-за ветхости галеры «Волга», «Ярославль» и «Казань» были разобраны. Галера «Тверь» по повелению императора Александра I стала считаться историческим памятником.

Здание, где хранилась галера «Тверь», В.П. Бебин 1879 год. Из собрания Национального музея РТ

Вначале она находилась в ведении Казанского адмиралтейства, а после его упразднения в 1830 году – Морского министерства, затем – Министерства государственных имуществ. С начала 1860-х годов галера была отдана под надзор городской управе, построившей в 1888 году для хранения судна специальный деревянный павильон типа эллинга на территории бывшего Артиллерийского склада.

В конце 1918 года судно перешло в ведение музейного отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР, а в годы войны – Государственного музея ТАССР. В 1925 году был произведен ремонт здания, в котором находилась галера, введены в штат сторожа и после долгого перерыва галера снова была открыта для посетителей. В 1954 году управление культуры ТАССР сняло охрану галеры – единственного в мире сохранившегося образца гребных судов. В октябре 1956 года павильон, а также находившаяся в нем галера «Тверь» и катер Павла I, были уничтожены пожаром.


Продолжение следует…

Подготовила Светлана Брайловская

Комментарии

  1. Чепелев Владимир Романович 5 лет назад
    С нетерпением жду продолжения!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!