$ 62,68
72,53
Казань +12 °C

«1 день – 1 экспонат»: карета Екатерины II

6 июня 2017 | Культура

«Казанские репортер» начинает проект «1 день – 1 экспонат». В центре внимания уникальные музейные экспонаты. За каждой вещью – интересная история. Сегодня, в день 250-летия визита в Казань Екатерины II, изучим транспорт, на котором императрица передвигалась по улицам нашего города – карету XVIII века. Этот экспонат стал визитной карточкой Национального музея РТ.

Поздно весной 1767 года императрица Екатерина II, решив ознакомится с положением дел в среднерусских губерниях, отправилась в путешествие по Волге от Твери до Симбирска. К вечеру 6 июня (по старому стилю это было 26 мая) императорская галера «Тверь» по весенней высокой воде медленно подошла к Тайницкой башне Казанского кремля. Так начался пятидневный визит Екатерины II в Казань.

Из документов XVIII века мы знаем, что Екатерина II путешествовала по городу в карете. «У пристани Её Величество сев в приготовленную карету изволила пойти сквозь Тайницкие ворота в город прямо к соборной Благовещения Пресвятой Богородицы церкви», – писали журналисты, сопровождающие императрицу.

Картина Ильяса Файзуллина «Визит Екатерины II в Казань»

Экипаж был доставлен в Казань накануне приезда Екатерины II, так как в описи вещей, находившихся с императрицей во время путешествия, карета не значилась. Но благодаря газете «Санкт-Петербургские ведомости», освещавшей это плавание, можно ярко представить, как выглядел царский выезд в тот год. «Карета Ее Величества в восемь лошадей и у каждой лошади шло по одному конюху, перед цугом шли четыре придворных скорохода и два арапа по трое на стороне. С каждой стороны шло еще по четыре гайдука. За каретой же взвод кавалергардов…»

Впечатляют и сам внешний вид экипажа: его длина достигает 6 метров, высота 2,8 метров, диаметр задних колес – в человеческий рост, 1 метр 80 см. Два мягких кресла в возке обиты темно-лиловым бархатом, стены изнутри также обтянуты бархатом, цвета бордо. На полу войлок, прикрытый кожей. Крыша возка драпирована кожей черного цвета, крепко прибитой специальными коваными гвоздями.

Транспорт императрицы был полон оригинальных технических особенностей: как внешних, так и скрытых от глаз посторонних. Двухместных возок свободно расположен на кожаных ремнях, выполняющих функции рессор. Натяжение ремней регулировалось в зависимости от рельефа дороги лакеями, стоящими за возком кареты, с помощью специальных железных ключей. Чем не подвеска с изменяемым дорожным просветом?

Дороги в ту пору были неважные, да и резиновых шин тогда еще не было, так что экипаж, наверняка, существенно трясло. К тому же единственной улицей в городе с дорожным покрытием была Воскресенская (нынешняя Кремлевская). Покрытием служили выложенные вдоль движения деревянные бруски, на подобие шпал.

Сам возок внутри имел свой секрет: в кресло был вмонтирован туалет, достаточно было приподнять бархатное сидение и оно превращалось в стульчак. Снаружи возок украшен рисунками мифологического содержания: два на дверцах – Зевс и Нептун, Венера перед Зевсом; на задней стенке – колесница Нептуна, спереди – ладья Нептуна. Рядом с дверцами расположены четыре медальона сходного содержания. Живопись относится к первой половины XVIII века, отличается ярким колоритом и выдержанностью.

По своему внешнему виду, конструкции и отделке «казанская» карета походит на экипажи периода правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761), изготовлявшиеся во Франции.

Если заглянуть в глубь историю, то мы увидим, что в XVI-XVII веках карет в России было не так уж много. Принадлежали они ограниченному кругу лиц, близкому к престолу. К концу XVII века экипажей стало больше. В связи с этим был принят указ о правилах езды, согласно которому только боярам разрешалось ездить в каретах, строго регламентируя количество используемых лошадей. В будни запрягали пару, в праздничные дни четверку, а в отдельных исключительных случаях – шестерку лошадей. Дворянам было дозволено пользоваться каретами лишь в начале XVIII века.

Восемнадцатое столетие – золотой век экипажного искусства. Появилась множество каретных мастерских с большим штатом виртуозных специалистов. В это время увеличился спрос на заграничные экипажи. Русский двор заказывал кареты у лучших парижских, берлинских, венских и лондонских мастеров.

Что же стало с каретой после отправления императрицы из Казани? Известно, что на борт галеры «Тверь» она ее не взяла, экипаж остался в Казани. Местные историки XIX века предполагали, что при отъезде из города Екатерина II подарила карету архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину. Однако в описях архиерейского дома она не значилась. В то же время доподлинно известно, что летом 1889 года Казанский архиепископ Павел передал экипаж городской Думе, которая с благодарностью ее приняла.

В 1890 году городские власти решили выставить карету на Казанской научно-промышленной выставке. Для этого экспонат решили фрагментарно отреставрировать. В марте 1890 года этим занялся учитель рисования Казанской Императорской I гимназии Федор Травкин под тщательным наблюдением профессора университета Н.А. Осокина.


В 1896 году Гордума подарила экипаж городскому музею. Так началась новая публичная жизнь кареты.

Девяносто один год украшала карета экспозицию музея. За это время произошли серьезные изменения во внешнем облике экипажа. Ремни, на которых был установлен возок, высохли и начали трескаться, практически не сохранилось позолоты, металл потемнел, а уникальная живопись потускнела и стала осыпаться.

Город мог навечно утратить столь редкий и ценный экспонат. К тому же в 1987 году в здании Национального музея случился пожар на третьем и четвертом этаже. Экспонаты, в том числе и карета, в огне не пострадали, до музейных залов пожар не дошел. Однако при тушении экспонаты залило водой и было принято решение о комплексной реставрации.

Долгие 16 лет московские специалисты – реставраторы Государственного унитарного предприятия культуры «Центрреставрация» М.А. Стриженова, А.А. Козьмин, А.В. Неретин, В.А. Прядилов, А.Н. Шапошников, Л.П. Гоина – скрупулезно, шаг за шагом, возвращали карете ее первозданный роскошный вид. Они блестяще справились с этой сложной задачей. Полностью восстановлены живопись, кожаные ремни и утраченные деревянные детали. Карету расчистили от многолетних и многослойных загрязнений, нанесли позолоту, восстановили и ее внутреннее убранство. К тысячелетию города ее снова поместили в экспозицию. Теперь ни один посетитель Национального музея не обходит ее вниманием.


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.


Фотографии: Антон Райхштат
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости
Loading...