Не еще одно сочинение перед ЕГЭ

02 декабря 2015
Общество

2 декабря более 16 тысяч учащихся выпускных классов школ Татарстана написали итоговое сочинение, необходимое для допуска к ЕГЭ-2016. «КР» выяснил, чем эта работа отличается от той, что их ждет на выпускном, и почему школьникам не стоит ее бояться.

Итоговое сочинение как обязательное условия для сдачи ЕГЭ появилось в прошлом году и проводится в первую среду декабря. Ученики пишут его в своих школах на протяжении 3 часов 55 минут, начиная с 10 утра. Как и на ЕГЭ, попасть на сочинение можно лишь по удостоверению личности, ученикам разрешено иметь с собой только черную ручку и инструкцию для участников (на месте им выдадут еще орфографический словарь), сама работа выполняется на фирменных бланках. Отметим, что помимо учащихся выпускных классов, это сочинение по собственному желанию могут написать: выпускники прошлых лет; все получающие среднее профессиональное образование; получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме,

подбор аргументов, композиция, письменная речь, грамотность. За сочинение можно получить лишь две оценки: «зачет», означающий допуск к ЕГЭ, и «незачет».

Однако результаты по критериям могут учитываться при поступлении в некоторые вузы, причем вуз может запросить текст работы. В дальнейшем, сочинение можно переписывать еще два раза: 3 февраля и 4 мая.

Основное отличие этой работы от того, что будет на ЕГЭ: итоговое сочинение пишется на заданную тему, в то время, как на экзамене нужно написать сочинение на основе определенного литературного текста. Точные темы сочинений отличаются в зависимости от места проведения и держатся в тайне вплоть до десяти часов экзаменационного дня. Но существуют общие направления тем, которые известны заранее и на основе которых выбираются задания для регионов. Всего в этом году есть пять направлений:

- «Время» - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории. Из этого направления в сочинения попала тема: «Когда хочется остановить мгновенье?».

- «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Отсюда была выбрана тема: «Что дом может рассказать о своем хозяине?».

- «Любовь» - пишущим в этом направлении нужно было ответить на вопрос: «Какие качества раскрывает в человеке любовь?».

- «Путь» – здесь ученикам нужно будет раскрыть конкретное и символическое значение этого понятия. Темой стал вопрос: «Согласны ли вы, что жизненный путь – это постоянный выбор?».

- Направление, приуроченное к «Году литературы» в РФ. Здесь ученикам предлагается обратиться «к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках», и ответить на вопрос: «Чтение литературного произведения – труд или отдых?».

Чтобы более точно представить, какие темы могут попасться в определенном направлении, ознакомимся с результатами прошлогоднего сочинения. В 2014 году на выбор также предлагалось пять тем:

- «Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?» из направления «Темы на основе творчества Лермонтова»;

- «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» из направления «Вопросы, заданные человечеству войной»;

- «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс» из направления «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»;

- «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» из направления «Спор поколений: вместе и врозь»;

- «Что важнее: любить или быть любимым?» из направления «Чем люди живы?».

В прошлом году большая часть учеников (51,6%) выбрала тему, связанную с творчеством Лермонтова. Как полагает учитель русского языка и литературы Татьяна Дуньшакова, это связано с тем, что произведения русского писателя довольно подробно изучаются в школьной программе, и ученики хорошо знакомы с ними. Она также отмечает, что многие выбрали направление «Вопросы, заданные человечеству войной».

- Важно понимать, что это «не еще одно сочинение по ЕГЭ», это сочинение по литературе, – полагает Татьяна. Оно отражает тот факт, что ученики читают, умеют анализировать и делать выводы. По результатам сочинения они сами для себя определят уровень мировоззрения и мироощущения, именно поэтому такое сочинение необходимо.

Как и к любому экзамену, ученики отнеслись к итоговому сочинению по-разному. Так, учащийся казанской школы №69 Айдар сказал, что сочинение не показалось ему сложным: «Была возможность выбрать темы, да и за четыре часа уж точно что-нибудь можно придумать. Я не готовился особо, да и не надо было».

Однако ученица той же школы Наташа готовилась к сочинению очень усердно. «Мы читали книги по возможным темам сочинений, на уроках прорабатывали аргументы, плюс на дом задавали писать пробные сочинения. Хотя, конечно, в аудитории все было по-другому, сложнее морально».

Хоть итоговое сочинение и является условием для допуска к ЕГЭ, бояться его не стоит: в прошлом году в Татарстане с первого раза такой экзамен сдали 99,09% участников, а оставшиеся переписали работу в отведенные дни и также были допущены к ЕГЭ. Так что итоговое сочинение вряд ли сможет стать на пути чьего-то успешного поступления в вуз.

Комментарии