В Приволжском районном суде в заключительную стадию вошел затянувшийся было процесс по делу последнего «осколка» оскандалившегося общественного движения «Правопорядок», некогда партнера «Молодой гвардии Единой России» в РТ. Анвар Петров и Рамиль Сайфутдинов отвечали, по версии обвинения, за «стрижку» сетевых супермаркетов в Казани. Как выяснили следователи, там, где «просрочку» не находили, ее попросту подбрасывали.
Еще совсем недавно, в прошлом году, Анвар Петров сам выступал в суде на стороне обвинения против бывшего своего патрона Эдуарда Салахутдинова. Давал показания о том, как заподозрил шефа, руководителя организации «Правопорядок», члена МГЕР, в нечистоплотности и вымогательстве денег у владельцев незаконных игровых заведений.
Теперь активный участник федерального проекта МГЕР «Агенты», сам сидит на скамье подсудимых вместе со своим подельником Рамилем Сайфутдиновым. Они называли себя санитарами торговли и людьми с ответственной и высокой гражданской позицией. Теперь они обвиняются в 34 фактах вымогательства у директоров продуктовых магазинов. Медицинские маски на лицах – вовсе не продолжение образа «санитаров», а скорее всего мера предосторожности. Еще недавно они оба были грозой работников торговли и устраивали показательные гражданские рейды по сетевым супермаркетам Казани, выявляя продажу просроченных товаров и выкладывая свои видеоролики в сеть. С заботой, вроде бы, о потребителях. Особенной любовью, у «народных проверяющих» пользовалась сеть магазинов «Эдельвейс».
Диалог с заведующим или директором, всегда был примерно одинаков.
– А вот это что такое? 28 февраля, Продаете же?
– Нет не продаем…
– Как это не продаете? Почему она у меня в руках-то?…
С продавцами и заведующими торговых точек разговаривали грозно и всячески демонстрировали свое глубокое гражданское возмущение обнаруженными нарушениями. Грозили карами контролирующих органов и всеобщим порицанием на страницах общества «правопорядок» в сети. А все для того чтобы в конце концов в магазине в скором времени произошел совсем другой разговор. Он тоже зафиксирован на видео, но уже не «общественниками», а системой наблюдения в зале и скрытой камерой оперативников, которую прикрепили на одежду заведующей торговой точкой.
На кадрах снова Анвар Петров, ходит, вроде бы рассматривая товар на полках супермаркета, берет его с полки. Но потом, не он идет к кассе расплачиваться за товар, а продавец несет покупателю деньги! И передает Петрову. Столь странный порядок товарно-денежных отношений становиться понятным, если ознакомиться с оперативной записью, приобщенной к материалам дела. Диалог вполне себе дружеский. «Это на ваш взгляд я с вами воюю, мне лучше дружить с вами», – заявляет активист.
Свою дружбу Анвар Петров предлагал, как позже установили следователи, отнюдь не бескорыстно. Каждый приход его в магазин обходился директору торговой точки в 5-8 тысяч рублей. Хотя на допросах он утверждал, что в магазины заходил «чисто из интереса», зная что там будут работать тайные покупатели. Что за интерес был у Петрова, выяснилось после того, как на него дали показания сотрудники магазинов. Он делал им, так сказать, предложение, от которого трудно отказаться.
– Они сперва ходили по залу, якобы искали просрочку. И если находили, звали директора магазина и говорили, что за определенную сумму забудут о находках и не будут обращаться в надзорные органы. Ну и директора давали на руку ему деньги... Он уходил, но, естественно, каждый раз возвращался... Пугал директоров проверками, большими штрафами, – рассказывает заведующая магазином Регина Галлямова
В магазин где Галлямова работает, Петров с подельником наведывались не раз. В итоге именно в ее магазине Петрова позже и взяли с поличным при получении денег от персонала.
Тем же, кто не соглашался на такую дружбу, устраивали антирекламную компанию в сети, заявляя, что магазин обманывает покупателей, торгует просроченным товаром и даже действительно обращались в Роспотребнадзор с требованием провести проверку в торговой точке. О еще одной схеме работы «санитаров торговли» рассказала пресс-секретарь ГСУ МВД РФ по РТ Наталья Сагитова.
– Действовали обвиняемые первоначально по следующей схеме. Несовершеннолетний на тот момент Рамиль Сайфутдинов, убеждал продавца, что ему уже исполнилось 18 лет и покупал алкоголь. Затем, предъявив паспорт, они уже с Петровым предлагали заплатить им определенную сумму, а в противном случае грозили обратиться в контролирующие органы, чтобы те пришли в магазин с проверкой и наложили штраф. После достижения молодым человеком совершеннолетия, схема поменялась. Теперь подельники искали просроченную продукцию и покупали ее, а потом обращались в Роспотребнадзор. При повторном визите те же фигуранты уже предлагали сотрудничество. Они не публикуют негативную информацию о магазине и, если находят просрочку, сдают ее товароведу, а магазин ежемесячно выплачивает им от 3 до 8 тысяч рублей, – сообщила пресс-секретарь.
И таких магазинов в базе «народных контролеров» были десятки. Все закончилось, когда сразу несколько директоров обратились в полицию. Руководители торговых точек заметили, что несмотря на все их усилия, просроченные товары все равно загадочным образом появляются на полках магазинов. Заподозрив, что «общественники» просто покупают товар и держат его у себя, подкидывая потом обратно в магазин, работники торговли сообразили, что с них просто тянут деньги.
А уж когда грянул скандал с головным подразделением организации «Правопорядок» и Кировский районный суд признал Эдуарда Салахутдинова виновным в нескольких фактах вымогательства, судьба «филиала», который подпитывал «народных мстителей», была решена органами МВД в кратчайшие сроки.
Когда в судах вскрылась вся эта схема, заточенная вовсе не на наведение порядка, а на банальное обогащение «проверяющих», которые творят то, с чем народные контролеры должны бороться, невольно возник вопрос: если уж на таком уровне, в провластной организации все оказалось настолько коррумпировано, то только ли губернаторов и министров нужно хватать с поличным? Не пора ли заняться, помимо «верхов» и «низов», также и «серединой»? Не исключено, что она окажется в буквальном смысле золотой.
Усман Арсланов.
Комментарии