Дорога к пьедесталу

Сегодня ночью завершился переезд самолета Ту-144, который стоял возле шестого здания Казанского авиационного института, на новое место. Теперь лайнер находится на площадке университетского комплекса КНИТУ-КАИ на проспекте Амирхана. Подготовка к этому историческому событию шла в течение двух лет, а сам переезд занял полгода. «Казанский репортер» внимательно следил за этапами переезда, изучил историю этого самолета и выяснил его будущее.

Почти 32 года Ту-144 провел в заточении, вдали от восторженных взглядов, под присмотром лишь горстки энтузиастов. Его любопытный отклоняющийся нос никак не хотел помещаться за институтским забором. Во дворике шестого корпуса КАИ лайнеру явно было тесно. И если казанцы уже привыкли видеть авиационного аристократа на окраине города, то гости недоумевали: как это, рожденный летать быстрее звука стоит в этой глуши?

ПЕРВЫЙ, БЫСТРЫЙ, ШУМНЫЙ… НАШ

Ту-144 считается вершиной гражданского авиастроения СССР. Это первый в мире сверхзвуковой пассажирский авиалайнер, он был разработан КБ Туполева в 1960-е годы. Всего было построено 16 таких машин, а сохранилось из них только 7. Несколько самолетов разбились, остальные были разрезаны на металлолом в 90-е.

Этот самолет называют дедушкой самого крупного в мире стратегического бомбардировщика Ту-160. Многие новейшие по тем временам технологии были обкатаны и применены при строительстве «Белого лебедя». А вот в гражданскую авиацию мало что ушло. «Слишком крутые технологии для пассажирских самолетов», – говорят авиаторы.

Рассказывая о Ту-144, всегда вспоминают и его европейского собрата по имени «Конкорд», созданного совместно англичанами и французами. Внешне они практически неотличимы, оба сверхзвуковые, оба пассажирские, они и построены были в одно время. Парадокс в том, что советский сверхзвуковик взлетел на два месяца раньше «Конкорда», но родился во многом благодаря ему.

В 60-х европейцы разрабатывали самолет нового поколения, который связал бы Старый свет с Новым и пересекал Атлантику не за 8 часов, как обычные лайнеры, а за три. Позднее, когда «Конкорды» начали летать, они позволили пассажирам опережать время. Вылетавшие из Лондона в 9 утра прибывали в Нью Йорк в 7 утра.

О планах «буржуев» доложили Хрущеву. Тот поставил задачу: сделать наш, советский лайнер, только еще быстрее «Конкорда». Ничего подобного в гражданской авиации еще не было, но успех космической программы, видимо, вскружил голову генсеку.

31 декабря 1968 года первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер поднялся в небо. Им стал советский Ту-144. Европеец взлетит лишь несколько месяцев спустя.

Впрочем, до выполнения регулярных рейсов было еще далеко. Первых пассажиров самолет принял только через 9 лет, 1 ноября 1977 года, а история его эксплуатации была мимолетна. Уже 1 июня следующего года, всего через семь месяцев после начала пассажирских перевозок, «Аэрофлот» прекратил полеты Ту-144. Перелеты оказались нерентабельными, уж больно много керосина «ел» лайнер. К тому же за неделю до этого случилась авиакатастрофа с одним из опытных образцов.

Кстати, для пассажиров перелеты на этом чуде техники комфортными назвать было сложно. Дело в том, что для полетов быстрее звука обшивка самолета нуждалась в охлаждении, а кондиционеры работали очень громко. На это накладывался рокот четырех двигателей, так что в салоне было очень шумно.

Самолет мог перевозить в сверхзвуковом режиме полторы сотни пассажиров. Расчетная дальность полета с загрузкой в 70 человек составляла до 6 200 км. Например, из Казани можно было бы слетать на Аляску, в Камерун или Японию. В реальности Ту-144 в основном курсировал между Москвой и среднеазиатскими городами – Ташкентом и Алма-Атой, это расстояние лайнер преодолевал меньше чем за 2 часа. Пассажирам такая роскошь обходилась в 80 рублей (примерно две третьих зарплаты среднего инженера).

В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса, из них 55 – с пассажирами. Всего было перевезено 3 284 пассажира. Собрат Ту-144, «Конкорд» летал до 23 ноября 2003 года и за это время перевез 2,5 млн пассажиров.

«ОТКЛЮЧАЛИ ЧТО-ТО И СЛЕДИЛИ, КАК МАШИНА БУДЕТ СЕБЯ ВЕСТИ…»

Наш, казанский, Ту-144 пассажиров не возил, у него куда более интересная история. Построен он был как и все остальные Ту-144 в Воронеже, впервые поднялся в небо 12 декабря 1975 года. Самолет с бортовым номером 77107 был экспериментальным.

– На нем испытания проводили. Например, он летел, и в какой-то момент имитировали отказ каких-либо систем. Отключали что-то и следили, как машина будет себя вести, – рассказывает ведущий инженер казанского авиационного завода Валерий Никонов.

Отказов систем у Ту-144 было немало и без имитации. Строился лайнер в спешке, для СССР это был во многом политический проект. Летчики признавались: летать на Ту-144 – это как целоваться с тигром. Далеко не каждый аэропорт был способен принять такой лайнер, а резерва топлива у прожорливой машины не было.

В ходе испытаний борт 77107 выполнил 180 полетов обшей продолжительностью 357 часов, при этом 135 часов лайнер провел на скорости быстрее звука. Самолет достигал скорости 2,35 Маха, это около 2 500 километров в час или 700 метров в секунду.

Последний полет этого самолета прошел 29 марта 1985 года. Ту-144 приземлился на заводском аэродроме КАПО им. С.П. Горбунова. Спустя некоторое время его перегнали на территорию КАИ, где он и простоял до середины апреля 2017 года.

БОЛТЫ И ГАЙКИ С САМОЛЕТА ОТПРАВИЛИ НА РЕВИЗИЮ РЕЗЬБЫ

Идея, что туполевского красавца не стоит прятать от людских глаз, витала в воздухе давно. Выставить на всеобщее обозрение самолет хотели еще к Универсиаде, но проработанный проект появился только несколько лет назад. Подготовка к переезду заняла 2 года. Было несколько потенциальных мест, куда Ту-144 могли бы переместить, но остановились на площадке между корпусами КАИ на проспекте Амирхана. Почему? Ну, во-первых, это красиво. Для того, чтобы оценить внешний вид лайнера, необходим простор, и теперь полюбоваться самолетом сможет каждый, машина будет на виду.

Несмотря на то, что Ту-144 простоял 32 года без движения и выглядел невзрачно, технически самолет был в хорошем состоянии. Гидравлика работала, даже двигатели в теории можно было бы завести, говорят авиаторы. Известно, что после переезда один из четырех двигателей будет стоять рядом с самолетом на стенде, один останется в КАИ как учебный экспонат, а вот судьба еще двух агрегатов пока не известна. Руководство вуза обещает проявить деликатность в решении этого вопроса. Вообще, задача-максимум при переезде – сохранить все родное, вплоть до болтов и гаек.

– Студенты помогали вначале, они делали на крыльях подготовительную работу. Отворачивали болты, те, что могли, смазывали их и обратно вставляли. Все болты с крыльев отправили на авиационный завод и там сделали ревизию резьбы, – рассказал «Казанскому репортеру» ведущий инженер Казанского авиационного завода Валерий Никонов.


Перед транспортировкой самолет предстояло разобрать, и здесь возникли первые сложности. Дело в том, что техническая документация к этой машине утеряна, и как именно демонтировать крылья, хвост и двигатели, было непонятно.

– Начали с носа, потом разобрали правое крыло, затем левое. После сняли двигатели, следом хвост. Шасси сняли и сложили на платформу. Больше времени потратили на демонтаж хвостового оперения, потому что документации уже нет. Пришлось на ощупь искать места соединения. В одном месте искали, поняли, что бесполезно, в другом – то же самое. Потом увидели – напыление полипропиленом, сковырнули и увидели болты. Машина стояла больше 30 лет, процентов на 45-50 крепеж прикипел, было очень тяжело снимать. Приходилось резать, но резали аккуратно, – говорит инженер.

Сотрудникам авиационного завода еще предстоит попотеть, в их задачу входит не только разборка, но и сборка лайнера. Кстати, в помощь им приехала бригада с аэродрома Жуковский.


ОТ НОСА ДО ХВОСТА

Фактически переезд начался еще осенью прошлого года. 21 октября возле восьмого здания КАИ появился носовой обтекатель. Весь самолет изначально планировали перевезти в том же году, но при демонтаже крыльев и хвоста возникли сложности, а затем и погода испортилась. Вести такой груз по скользкой дороге было бы слишком рискованно.

Для Казани перевозка таких грузов беспрецедентна. Операция по транспортировке лайнера была непростой и 32 года назад, хотя тогда и расстояние было гораздо меньше, и особой спецтехники не потребовалось. Самолет докатили на своих шасси. Занимался перевозкой в 1985 году коллектив цеха №15 КАПО. Его начальник Михаил Алексеев хорошо помнит обстоятельства того переезда.

– Он на аэродром сам сел. Там отстыковали крылья и докатили на собственных шасси, «Кировцем» (колесный трактор К-700 – ред.) сюда. Тогда отсоединяли троллейбусные линии. Потому что киль стоял, и он по высоте был гораздо выше. Правда, после того, как борт перевезли, провода быстро вернули на место, и утром троллейбусы снова пошли по обычному маршруту, – рассказал «Казанскому репортеру» Михаил Алексеев.

В этот раз контактные провода решили не демонтировать. С учетом того, что маршрут Ту-144 проходит через полгорода, это парализовало бы транспортную систему всей Казани. Вместо этого линии обесточили и приподнимали силами нескольких специальных аварийных бригад, которые сопровождали самолет на протяжении всего пути. Все происходит под покровом ночи, когда на дорогах почти нет автомобилей.

Люди, перевозившие самолет 32 года назад, вспоминают случай, как при транспортировке от аэродрома до стоянки возле КАИ шасси самолета провалилось в яму теплотрассы возле КМПО. Похожий конфуз случился и во время нынешней перевозки. Между бетонным постаментом, на котором стоял самолет, и дорогой был незаасфальтированный участок. Этот клочок земли не выдержал исполинского веса, и почва просела под колесами прицепа.

Удивительно, что этот нюанс не учли при проектировании маршрута. На выезде пришлось помучиться пару часов, подкладывая под семиосную платформу с 63-тонной махиной фанерные листы. В итоге, пробив одно из колес прицепа, самолет все же удалось выкатить с территории КАИ.

Работа водителя тягача и его ассистентов больше напоминала труд ювелира. Груз длиной полсотни метров обходил препятствия, коих на пути было множество, с точностью до сантиметров. Перевозкой занималась компания из Нижнего Новгорода, так что для водителя грузовика Вячеслава Голубева Казань – город незнакомый.

– Изучается буквально все, и вверх смотрим, и на малейшие кочки... Сначала без прицепа ездим. Неоднократно. Здесь мелочей нет. Маршрут, скажу, очень сложный, – рассказывает водитель.


Самыми сложными оказались повороты… Здесь сверхзвуковой лайнер перемещался со скоростью черепахи.

К половине четвертого ночи самолет добрался до перекрестка Амирхана и Чуйкова.

Компания друзей, возвращавшаяся из бара, меньше всего ожидала увидеть авиалайнер, пытающийся вписаться в поворот…

– Эй! Ты видишь то же самое, что и я? – буквально оцепенев, обращается к товарищу один из участников веселой компании.

– Наливай, когда еще увидишь такое! – полез в звенящий пакет собеседник. Видимо, телефоны с фотокамерами уже были разряжены…

Самолет тем временем смог благополучно повернуть, проехал мимо 7-й горбольницы и, как мираж, скрылся за поворотом на «Казань-арену».


До площадки между вторым и восьмым корпусами КАИ самолет добрался засветло. Загнать на территорию вуза фюзеляж тоже было непросто, он все никак не вписывался в поворот, и рабочим пришлось срезать забор.

Весь переезд занял 6 часов. Кстати, своим ходом, то есть на сверхзвуке, это расстояние Ту-144 смог бы преодолеть за 6 секунд. Без использования авиации в таком деле, конечно же, обойтись не могло. За переездом многотонного авиалайнера следил его сверхмалый беспилотный собрат – квадрокоптер, с помощью которого операторы компании Kinokrut сняли это увлекательное видео.

Наутро жители окрестных домов, да и просто прохожие и проезжающие мимо, были немало удивлены появлением нового обитателя кампуса. Ленты соцсетей полнились изображениями разобранного самолета в разных ракурсах. Любители авиации, да и просто внимательные пользователи заметили, что на фотографиях отсутствовала хвостовая часть.

В ночь на 18 апреля приехал, наконец, последний элемент – киль. Особых сложностей с ним не возникло, он прокатился по Казани с ветерком. Спустя полгода самолет снова в сборе. Переезд начался с носа, а закончился хвостом.

Транспортировка обошлась в 3 миллиона рублей, деньги выделил президент республики из резервного фонда. А вот Казанский авиазавод и ГипроНИИавиапром, который разрабатывал проект установки самолета, и вовсе потрудились для КАИ бесплатно. Уж больно проект всем понравился, да и повод есть.

«ЛЮДИ БУДУТ ПРИЕЗЖАТЬ В КАЗАНЬ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ И ТУ-144!»

Пока самолет стоит в стороне от подготовленной площадки. По замыслу специалистов АО «Казанский ГипроНИИавиапром», его установят на бетонный постамент, укрепленный 12-метровыми сваями. Уже меньше чем через месяц Ту-144 обещают собрать. Закончить планируется к юбилею КНИТУ-КАИ.

– 11 мая мы будем праздновать 85 лет, и борт будет стоять в кампусе, – говорит ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. – Да, он не будет покрашен, может быть, он будет немного обшарпанный, чумазенький. Но машина очень красивая, и мы восстановим его первозданную красоту. 11 мая мы его поставим, а 12 мая будем думать, как его покрасить.


Ливрею для самолета пока не выбрали. Скорее всего, это будет прежняя аэрофлотовская раскраска. А вот внутри ожидаются существенные изменения. На базе самолета предполагается создание интерактивного музея инженерных достижений. Его ректор КАИ Альберт Гильмутдинов надеется открыть к еще одному юбилею.

– 31 декабря 1968 года Ту-144 впервые взлетел, и вот в честь 50-летия первого полета мы планируем открыть этот музей. Мы восстановим кабину пилота, штурманское место, внутри какие-то очень красивые экспонаты выставим, чтобы часов 15 каждый день музей работал для наших детей. Это будет очень круто!

В вузе оценивают стоимость создания музея примерно в 30 миллионов рублей. Источник этих средств пока не определен. Идею обсуждали с Минобрнауки России и пришли к соглашению, что если КАИ сможет перевезти и установить самолет, министерство окажет поддержку по оснащению и созданию музейного комплекса. Сейчас, правда, министр сменился, но Альберт Гильмутдинов уверен, что «Минобрнауки России в стороне не останется».

– Мы уверены, что Ту-144, когда он будет красиво стоять между нашими двумя зданиями, станет жемчужиной Казани. Поверьте мне, люди будут приезжать в Казань, чтобы посмотреть тысячелетний Казанский кремль и Ту-144!

Сомнений, что технический музей будет востребован, практически нет. Это как раз та сфера, которая довольно слабо представлена в Казани несмотря на всю ее авиационную историю. Если этим планам действительно суждено сбыться, то новый комплекс встанет в один ряд с такими музеями, как ледокол «Ленин» в Мурманске и «Буран» на ВДНХ в Москве, напоминая о технологическом величии былой эпохи.


Антон Райхштат.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!