$ 0
0
Казань -5 °C

Генплан: «Устойчивая Казань​» на бумажных ногах

11 апреля 2017 | События

Согласно разрабатываемому генплану Казани, в городе появятся более 354 км новых дорог, а до жилого комплекса «Салават Купере» пустят скоростной трамвай. Также в мэрии определились с границами исторического поселения Казани: ранее охраняемой территорией считалась большая половина города, что препятствовало какому-либо строительству. Корреспондент «Казанского репортера» выяснял, что и как может измениться в столице Татарстана с принятием нового генплана.

На одном из предыдущих аппаратных совещаний в мэрии глава управления архитектуры и градостроительства исполкома Владимир Фомин назвал генплан Казани «конституцией градостроительства». Эту конституцию сейчас разрабатывают в Институте генплана Москвы, а на этой неделе исполком представил первые наработки, которые лягут в основу нового документа. Некоторые из них реализуют уже сейчас.

Так, руководство города наконец определилилось с границами исторического поселения Казани, то есть той площади, где сосредоточены объекты культурного наследия и окружающая их историческая застройка. Они охраняются законом, а любое строительство в этой зоне необходимо согласовывать с Минкультом РТ и межведомственной комиссией при президенте республики.

Отсутствие определенных границ охраняемой зоны было довольно значимой проблемой для города. Казань считается историческим поселением регионального значения с марта 2015 года, а его границы должны были быть определены к декабрю 2016 года, но процесс затянулся. Настал январь 2017 года, и в связи с вступлением в силу поправок в федеральный закон «Об объектах культурного наследия» охраняемой зоной стала считаться вся территория от Кремля до Дербышек. В итоге работа по согласованию нового строительства встала по всему городу, и с января в Казани не выдали вообще ни одного разрешения на возведение новых объектов.

Теперь же границы исторического поселения очерчивают только центральную часть города вплоть до улицы Вишневского, а также улицу Ершова до Октябрьского городка, часть Кировского района и всю Адмиралтейскую слободу. Эти границы включат в проект генерального плана города и в правила землепользования.


Напомним, в начале 2016 года Институт генплана Москвы и казанские специалисты представляли на суд казанской мэрии по два варианта концепции развития города с говорящими названиями: «Компактный город», «Расширяющийся город», «Большая Казань» и «Открытая Казань». Та концепция, что ляжет в основу нового генплана, является неким синтезом всех четырех идей и называется «Устойчивая Казань». Ее основная идея в следующем. Казань будет развиваться в виде «компактного города» с сохранением точек роста в незастроенных районах. Кроме того, генплан должен серьезно изменить дорожную карту Казани.

В проект генплана включили строительство 354 км улично-дорожной сети (УДС) и строительство более 10 транспортных развязок. Владимир Фомин особо отметил те из них, которые планируется построить в первую очередь. Так, для разгрузки Горьковского шоссе разработчики генплана предлагают построить дорогу вдоль западного хода железнодорожного полотна, далее – вдоль набережной Волги до дороги Казань – Боровое Матюшино. Кроме того, они планируют замкнуть Большое казанское кольцо: продолжить улицу Баки Урманче до пересечения с Тихорецкой и построить там транспортную развязку.


Также для связи с жилым массивом «Салават купере» в генплане предлагается строительство дороги вдоль проектируемой трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). На пересечениях этой дороги с существующими крупными путями в городе планируют построить ряд транспортных развязок. Помимо вылетных магистралей, разработчики генплана запроектировали кольцевую дорогу-дублер вдоль трассы М-7.

Массиву «Салават Купере» в своем докладе Фомин вообще уделил особое внимание. К нему планируют проложить еще одну дорогу: продолжить улицу Тэцевскую вплоть до выезда на трассу М-7. Кроме того, разработчики хотят запустить до «Салавата Купере» скоростной трамвай. Линию так или иначе планируют проложить по Тэцевской, хотя проектировщики предложили несколько вариантов ее маршрута. Все эти варианты связаны с вырубкой леса на больших площадях.

Отметим, что даже на бумаге эти дороги пока существуют только в проекте генплана. Так, Владимир Фомин не осветил вопрос о том, как будет финансироваться строительство этих дорог и развязок.

Согласно концепции генплана, крупные производства будут выносить за пределы города. Вопрос в том, захочет ли производство переезжать?

– Тема эта для предприятий очень болезненна, – заявил Фомин. – Это экономика прежде всего, но площадки для выноса промышленных предприятий генпланом зарезервированы. Это восток Казани, часть на севере, в районе «Оргсинтеза». Но если выносить производства, то за пределы Казани, а это не наша территория, мы пока не можем даже контур нарисовать.

Фомин пока не сообщил, какие предприятия уже готовы к переезду.

Напомним, существующий Генплан Казани, принятый в 2007 году, недавно оказался в центре судебного разбирательства. В феврале 2017 года специалисты прокуратуры Казани и городского управления архитектуры и градостроительства встретилась в суде из-за спорного зонирования территории в овраге рядом с улицей Новаторов, где идет строительство многоэтажных домов.

В правилах землепользования и застройки Казани участок, где ведется строительство, отведен под возведение жилых домов, но в генплане он обозначен как рекреационная зона. Прокуратура хотела обязать исполком привести зонирование в соответствие, и признать участок рекреационной зоной, но суд встал на сторону исполкома. Однако принятие нового генплана дает возможность исправить это несоответствие без суда.

– Самое правильное и справедливое решение, и оно будет принято в генплане – это обозначить территории по их фактическому использованию, – сообщил Фомин корреспонденту «Казанского репортера».

Таким образом, в новом генплане рекреационный статус этой территории окончательно уйдет в прошлое. При этом жители домов на улице Новаторов активно выступают против этой стройки. Они опасаются, что от сопровождающей работы вибрации их дома, не видевшие ремонта уже лет 50, развалятся окончательно. А если все же не развалятся, то потом в квартале будет не протолкнуться из-за большого количества автомобилей на узкой дороге. На тот судебный процесс они возлагали определенные надежды, однако теперь, похоже, избавиться от новостроек из-за нестыковок в документах не удастся.

Полный проект генплана разработчики должны представить к 27 июля, а затем настанет фаза его согласования и публичного обсуждения, которая продлится около года. В окончательном виде генплан примут на сессии Казгордумы в конце 2018 года.

Александр Артемьев.

Фотографии: Олег Косов, Антон Райхштат, Александр Артемьев, пресс-служба мэрии Казани
Новости от партнеров
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости