«Знак «Шипы» на машине, как наклейка «Коса» на девушке – забавно и бесполезно»

07 апреля 2017
События

Вступившее в силу накануне постановление Правительства РФ делает обязательным для водителей использование на заднем стекле опознавательных знаков вроде «Шипы» или «Перевозка детей». Эту норму приняли было за запоздалую первоапрельскую шутку, но вскоре начались первые проверки. Тем временем сами значки «Ш» в Казани не найти ни в магазинах, ни на рынках. «Казанский репортер» выяснял, насколько в действительности необходим знак «Шипы» и велик ли риск получить штраф за отсутствие соответствующей наклейки.

Самый дефицитный товар на авторынках Казани – самоклеющиеся треугольнички с изображением буквы «Ш». Мы обошли несколько авторынков, но к обеду знак «Шипы» уже было не найти. За последние пару дней смели все запасы, говорят торговцы.

Кончились. Сегодня я уже 600 штук продала. Здесь и не ищите, нет уже нигде их. Завтра приходите в 9 утра, привезут новую партию, – рассказывает нам продавец авторынка.

А что, теперь они обязательные стали?

Не знаю, но разбирают их махом!

Действительно ли теперь нужен значок «Ш», среди автомобилистов мало кто знает. Но на всякий случай берут, тем более, что «кто-то, что-то вроде говорил». При этом видно, что некоторые приклеивают значок впопыхах, не особо обращая внимание на внешний вид получившейся конструкции..

Сначала все это казалось первоапрельской шуткой: с чего это они в апреле про зимние шины, почему именно с 4 апреля и откуда 500 рублей-то? Однако, покопавшись в официальных документах, выясняем: реальность богаче всяких вымыслов.

Постановление Правительства РФ, которое связано с изменениями в ПДД, вступило в силу 4 апреля. Эти изменения запрещают эксплуатацию транспортного средства без опознавательных знаков на заднем стекле. В числе этих знаков – «Начинающий водитель», «Шипы», «Перевозка детей», «Глухой водитель», а также ряд других, используемых реже. За нарушение этого требования инспектор может ограничиться предупреждением или выписать штраф в 500 рублей.

Поправки вносят еще ряд ограничений для начинающих водителей. Так, водитель со стажем менее двух лет не может буксировать другие машины, а начинающие мотоциклисты не могут перевозить пассажиров. Чтобы все поняли, что история с шипами не шутка, в ГИБДД даже записали видеообращение.

Как разъясняют на сайте МВД РТ, эти изменения направлены на «снижение уровня аварийности с участием начинающих водителей, а также тяжести последствий от возможных ДТП с их участием». Такая забота, впрочем, не находит одобрения ни у водителей, ни у автоэкспертов.


– Сейчас я вовсе не вижу смысла в этой наклейке, – полагает региональный представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Рамиль Хайруллин. – В 90-х годах да, когда шипованная резина была у немногих, тогда надо было предупреждать участников движения об этом.

Хайруллин объясняет, что смысл предупреждения о шипах в том, что у автомобиля с такой резиной тормозной путь короче и, соответственно, другим водителям нужно это учитывать при выборе дистанции. Однако когда шипованная резина появилась почти у всех, такое предупреждение потеряло всякий смысл.

– Какое отношение к реальной ситуации имеет правило из 70-х годов, создаваемое на фоне вылетающих из колес шипов и отсутствия фрикционной резины, неясно, – комментирует автоэксперт, глава аналитического агентства Промрейтинг Антон Глухов. – Вешать знак «Шипы» на машину в современных российских условиях равноценно закреплению наклейки «Коса» на спине у девушек – так же забавно и бесполезно.


По мнению Глухова, изменения в правилах связаны с желанием ГИБДД собрать побольше штрафов с водителей.

– Складывается ощущение что из-за дыр в бюджете соответствующие подразделения ГИБДД пытаются изыскать любые ходы как для увеличения существующих сумм штрафов, так и для введения новых ограничений, – полагает он. – Выкатываются все более и более абсурдные поправки в законы. К примеру, ограничение для молодых водителей буксировать транспортные средства или провозить опасные грузы. Уверен что за год в России происходит всего 2-3 случая, когда именно эти факторы приводят к ДТП. Причем они будут происходить вне зависимости от того, примут закон или нет. Всему экспертному сообществу очевидно, что проблема с аварийностью начинающих водителей не связана с буксировкой.

– Что касается значков, которых в рамках новых правил, в некоторых случаях придется вешать аж шесть (!) штук, эта норма великолепно иллюстрирует кризис идей в ГИБДД, – продолжает Глухов. – Такое ощущение, что чиновники боятся менять что-то по крупному, но под давлением вынуждены идти на тактику «мелкого фола». Бастовать из-за значка «Ш» никто не будет, в то же время «работа ведется», борьба за безопасность на дороге продолжается, и копеечка в бюджеты закатывается.

Водители также отнеслись к нововведениям негативно, особенно после того, как инспекторы действительно начали предъявлять претензии в связи с отсутствием соответствующих наклеек.

– Проверяют знаки довольно активно, уже начались предупреждения, – рассказывает казанский водитель Тимур. – За повторное нарушение уже штрафуют.

В ФАР, однако, не заметили ужесточения контроля в Казани.

– Пока в Казани все тихо, – сообщил Рамиль Хайруллин. – Думаю, инспекторы понимают, что эта неделя – последняя, потом все начнут «переобуваться». И осенью все спокойно наклеят необходимые знаки.

Правила не дают четкого ответа на то, куда следует наклеить такой знак: сказано лишь, что он должен находиться «сзади транспортного средства». Однако этот знак должен быть виден другим участникам дорожного движения с расстояния хотя бы в 20 метров, так что наклеить его куда-нибудь снизу машины – не лучшая идея. Хайруллин добавил, что наклейку «Шипы» на лето можно не снимать, так как в ПДД такого требования нет.

В отделе пропаганды ГИБДД РТ нововведения не комментируют, однако руководитель отдела Хайдар Зиганшин сообщил корреспонденту «Казанского репортера», что инспекторы сейчас не выписывают штрафы, а ограничиваются предупреждениями.

Студент Арслан демонстрирует свои права и говорит, что ему «повезло»: стаж вождения у него немногим более двух лет, а значит, знак «Начинающий водитель» на его «Ладу» уже можно не клеить. «И хорошо, – полагает он. – «Начинающий» – это как-то… На дороге, думаю, к тебе несерьезно будут относиться. Подрежут, например, с особым удовольствием».

А вот Рамиль Хайруллин обязательные наклейки для начинающих водителей приветствует. «Это безопаснее не столько для новичков, сколько для других участников движения, – объяснил он. – Мы должны понимать, чего можно ждать от другого водителя».


Столкнувшись с неожиданной необходимостью срочно найти знак «Шипы», некоторые водители предпочли просто нарисовать его на пыльном стекле (впрочем, по правилам, такое не пройдет). Но ПДД не ограничивают размер знака, и в соцсетях накануне появилась фотография автомобиля, на котором знак «Шипы» занимает все заднее стекло.

В комментариях пользователи отмечают, что автолюбитель, конечно, молодец, но обзор перекрыл себе полностью. Некоторые выразили свою позицию еще более радикально.

Водитель Станислав добавляет, что купить знак «Шипы» сейчас не так-то легко: после того, как было опубликовано постановление, водители мигом бросились скупать знаки. При этом, судя по опросу в одном из казанских автомобильных пабликов, свыше 75 процентов автомобилистов не знали о нововведениях на момент вступления их в силу. «Незнание закона не освобождает от ответственности, – говорят на это в ФАР. – В ваших интересах – быть в курсе».

Самые предприимчивые развернули торговлю в интернете. С доставкой на дом и предупреждением: ГИБДД не дремлет! Благодаря таким нехитрым маркетинговым ходам заветные бело-красно-черные треугольнички пользуются популярностью.


Со стороны инициатива сделать знак обязательным выглядит не более чем очередная успешная попытка залезть в карман к водителю, с последующей возможностью вдоволь оттянуться на штрафах. Очевидно, что все это не имеет ни малейшего отношения к борьбе с аварийностью.

«Ш» пришла откуда не ждали...


Александр Артемьев, Антон Райхштат.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!