Отменить «Платон» и транспортный налог, пересмотреть систему весового контроля, объяснить, как формируются акцизы на топливо – такие требования сегодня выдвинули республиканские грузоперевозчики на митинге в Дербышках. Корреспонденты «Казанского репортера» посетили митинг и обратили внимание на то, что протестную активность дальнобойщиков вновь хотят возглавить представители КПРФ.
На площади перед дворцом Саид-Галеева незадолго до начала митинга организаторы включают для всех присутствующих тематическую музыку – что-то вроде того, что можно было бы услышать в кабине типичного дальнобойщика. Звучит «Тихий огонек» группы «Високосный год», «Дальнобойщик» Татьяны Овсиенко, «Такая работа» группы «Любэ». Перед глазами так и встает образ водителя на ночной дороге, который стремится к некоему маяку в темноте…
И этот абстрактный водитель очень недоволен системой «Платон». Поэтому напоследок над площадью включают композицию «Перемен» группы «Кино» – идеальный саундтрек для любой протестной активности. На эти звуки подтягиваются все участники митинга, а их набралось свыше трех сотен. Организатор митинга, член координационного совета ассоциации «Дальнобойщик» Андрей Лукин вновь напоминает журналистам: здесь собрались не только водители, но и предприниматели, занимающиеся перевозками, за каждым из которых стоит по нескольку дальнобойщиков, которые выступают против «Платона».
Система «Платон» предназначена для взимания сборов с водителей грузовиков за пользование федеральными трассами. Она начала работать 15 ноября 2015 года и породила многочисленные протесты в среде перевозчиков. Недовольство вызывали сам новый сбор, высокие штрафы за неуплату, сбои в работе системы и тот факт, что 50-процентная доля в компании-операторе системы принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну близкого к президенту РФ олигарха Аркадия Ротенберга. После запуска системы дальнобойщики по всей России устроили забастовку, а некоторые из них отправились в Москву, чтобы потребовать у властей ответа.
Новым поводом для протеста стало повышение тарифа по «Платону» на четверть, с 1,53 до 1,91 рубля за километр пути. Дальнобойщики утверждают, что и так работают на грани (а некоторые и за гранью) убытка и не намерены дальше мириться с этим. 27 марта на сходе, прошедшем на Мамадышском тракте, они приняли решение поддержать всероссийскую забастовку дальнобойщиков против «Платона». Они намерены бойкотировать рейсы до тех пор, пока власти не отреагируют на их требования.
– Забастовка продолжается и сейчас, – заверяет Андрей Лукин. – Те, кто здесь находится, ее поддерживают. И не только они, не все же сегодня смогли прийти.
– Не боитесь, что, пока вы тут бастуете, кто-то из крупных перевозчиков захватывает рынок?
– Боимся. Наверное, так и происходит. Ну, а что же делать? – спрашивает в ответ Лукин и переходит к обсуждению забастовки в Дагестане: там протест оказался наиболее масштабным. – Там сейчас помидоры на «Икарусах» возят, потому что никто не выходит в рейсы, представляете? Две машины сожгли в знак протеста! Вот бы нам тут таких ребят, мы бы сразу все вопросы решили.
– Почему у нас тогда не так?
– Потому что у нас люди с гнильцой! – вступает в разговор подошедший товарищ Лукина.
– Не с гнильцой, – поправляет Лукин. – Запуганные просто. Дагестанские парни, они же прямолинейные, на все очень бурно реагируют.
Сегодняшний митинг посвящен исключительно «автомобильной» тематике, и другие проблемы вынесены за рамки события. На минуту в центре внимания оказывается парень с плакатом «Димон ответит» и медведем с мешком в зубах, но дальнобойщикам, похоже, пока не очень хочется призывать «Димона» к ответу. Хотя резолюцию митинга направят в том числе премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, который и подписывал постановление о начале работы «Платона».
Первым на митинге выступает участник некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Казани» по имени Рафаэль.
– Нам говорят с экранов телевизоров о том, что мы – малый и средний бизнес: вы, дескать, наш конек, золотое яичко, и без него нам никак. А получается все наоборот, – возмущается он. – Во всех европейских странах большую часть экономики составляет малый и средний бизнес. А здесь мы, получается, не нужны никому. А мы хотим быть полезными и трудиться на благо нашего государства.
– Идеологи «Платона» повторяют: «Пользователь платит», – подхватывает один из спикеров. – Нас хотят заставить оплачивать ремонт дорог, потому что мы на них зарабатываем. По этой логике, учителей надо заставить оплачивать ремонт школ, врачей – ремонт больниц. Что тогда станет с медициной и образованием?
Участники митинга жалуются не только на «Платон», но и на другие проблемы, с которыми сталкивается крупнотоннажный транспорт. Так, Лукин обратил внимание на автоматическую систему весового контроля. По его словам, она часто выдает ошибочные значения, но доказать это в правовом поле почти невозможно. А штрафы в несколько сотен тысяч рублей за нарушение нормативов по весу не дисциплинируют водителей, а моментально разоряют.
Некоторые участники напоминают, что в рамках доработки системы «Платон» правительство намеревалось отменить транспортный налог для большегрузов, но этого так и не произошло. Один из выступающих обратил внимание на то, что под сборы «Платона» попали автокраны и самосвалы, которые, в общем-то, не покидают пределов города, но их владельцев также обязали зарегистрироваться в системе.
Предприниматель Аида Гурьянова «на пальцах» объясняет, как устроен бизнес грузоперевозчика. В цифрах он выглядит так: 55 процентов стоимости рейса приходится на топливо (где заложен акциз), по 15 процентов – на зарплату и текущий ремонт, 7 процентов – на «Платон». Остается 8 процентов, из которых надо заплатить уйму налогов. В результате не остается почти ничего.
– На момент введения «Платона» у меня в собственности было четыре фуры. Одну фуру с того времени мы «съели». Потому что с «Платоном» совершенно не выгодно работать.
Когда по России в 2015 году прокатилась первая волна выступлений против «Платона», в Татарстане в этот протест активно включились представители КПРФ. Коммунисты проводили одиночные пикеты перед зданием Госсовета РТ, организовали митинг дальнобойщиков в парке Тинчурина, круглый стол по проблеме «Платона». Не остались они в стороне и сегодня. На митинге выступили депутат Госсовета РТ от КПРФ Артем Прокофьев и лидер фракции КПРФ в Казгордуме Алексей Серов.
Прокофьев в своем очень эмоциональном выступлении заявил, что «Платон» служит для того, чтобы «концессионер получал 11 млрд рублей в год» (именно столько составляет плата за услуги компании-оператору системы из федерального бюджета).
– Дороги – это артерии экономики, а транспорт – ее кровь! Остановив транспорт, мы погубим экономику! – восклицает он. – У нас дороги дороже, чем строительство километра адронного коллайдера! У нас самые дорогие железнодорожные перевозки, и теперь хотят сделать самыми дорогими автоперевозки! А перевозчики, как в басне Крылова, виноваты лишь тем, что кому-то хочется кушать!
Серов сообщил, что митинг дальнобойщиков сегодня – не единственный акт протеста в Казани. В 13.00 на другом конце города, в парке «Крылья советов», стартовал митинг обманутых вкладчиков Татфондбанка и Интехбанка.
– Вкладчиков татарстанских банков тоже кинули в особо извращенной, так сказать, форме, – заявил он. – Что получается, одни в одном месте, другие в другом, это сделано для того, чтобы не дать объединиться и показать всю силу общественного протеста! Но 9 апреля, в 11.00 в парке Петрова будет единый митинг всех обманутых и притесняемых людей. Я прошу всех, кто сегодня пришел, прийти и на этот митинг.
Любопытно, что организаторы сегодняшнего митинга узнали о предстоящем событии только из уст Серова. Как выяснилось, объединенный протест в парке Петрова является инициативой коммунистов, а не дальнобойщиков.
– Мы не стали подавать заявку на сегодняшний день на объединенный митинг, потому что знали, что такую заявку не согласуют, – сообщил Лукин. – Заранее поняли, что не получится. 9 апреля – это, похоже, мероприятие коммунистов. Но если такое мероприятие будет – мы пойдем.
Лидер пострадавших клиентов ТФБ и Интехбанка Александра Юманова также подтвердила корреспонденту «Казанского репортера», что вкладчики намерены участвовать в готовящейся акции.
По итогам митинга собравшиеся приняли резолюцию из восьми пунктов. Перевозчики потребовали от властей отмены «Платона» и транспортного налога, разъяснения по поводу размеров акциза на топливо, наведения порядка в области весогабаритного контроля и снижения штрафов за нарушения нормативов этого контроля, а также изменения нормативов дорожного строительства («Хватит латать ямы!»). Кроме того, протестующие потребовали организовать двусторонний диалог представителей перевозчиков и власти по вопросам оказания «реальной помощи при решении проблем малого и среднего бизнеса».
Практически за бортом остался вопрос продолжения забастовки: по умолчанию она должна длиться до того момента, когда правительство услышит требования протестующих и сделает шаг навстречу. Хотя организаторы митинга отмечают, что забастовка – это личное дело каждого предпринимателя. Поэтому у некоторых участников митинга после его окончания осталось легкое недоумение.
– Ну что, стоим еще? – спрашивает один перевозчик другого.
– Пока стоим… – вздыхает тот. – Хотя другие-то за нас поедут…
Александр Артемьев.
ФОТОРЕПОРТАЖ
Комментарии