$ 0
0
Казань +3 °C

Новые велотрассы «отрежут» от автодорог и тротуаров

30 марта 2017 | События

Сегодня в исполкоме Казани представили два новых городских веломаршрута. Один из них должен связать Деревню Универсиады с КФУ, а второй – существующее малое велокольцо с парком Горького. Первый маршрут удивил своей немалой стоимостью –60 млн рублей в минимальном исполнении и почти 650 млн рублей – в полной комплектации. Источник финансирования же пока не определен. Второй маршрут вызвал нарекания у велосипедистов из-за спорного участка у парка Горького. А дорожки для веломаршрутов предлагают «отрезать» от автомобильных полос, сократив их ширину до европейского стандарта.

Разработка новых веломаршрутров велась в рамках сотрудничества Программы развития ООН и комитета внешнего благоустройства исполкома Казани. Эксперты двух фирм – проектной артели Анжелики Мелентьевой и проектного центра «Град» – пять месяцев изучали рельеф города, транспортные маршруты, существующую дорожную инфраструктуру, плотность населения, расположение культурных и социально значимых объектов и многое другое. Результатом их работы стали два веломаршрута. Первый из них Анжелика Мелентьева презентует лично и с большим энтузиазмом: он должен связать Деревню Универсиады и Казанский федеральный университет (КФУ) и стать некой основой для будущего развития велодорог в Казани.

– Мы рассматриваем этот маршрут как первую ниточку в Казани, первый радиальный маршрут, который по максимуму может принять большинство будущих велопользователей и включить в себя другие маршруты, – объясняет она. – Этот маршрут – не для профессиональных велосипедистов, а для всех жителей Казани, даже для тех, кто пока велосипедом не пользуется.

Новый веломаршрут обозначен на карте красной и розовой линиями, существующее малое велокольцо обозначено желтой линией

Так что основная цель этого маршрута – посадить побольше казанцев на велосипеды, экологичный и экономичный транспорт. Поэтому проектировщики брали в расчет показатель плотности населения, а также доступность общественного транспорта в районе маршрута: чем сложнее жителям добраться до автобуса или метро, тем больше вероятность того, что они воспользуются двухколесным транспортом. Также разработчики постарались провести маршрут рядом с основными социальными объектами, к примеру, школами, детскими садами и поликлиниками.

По задумке авторов проекта, маршрут стартует от Деревни Универсиады, откуда велосипедисты будут двигаться по улице Карбышева. Далее – поворот в овраг рядом с жилым массивом «Старые Горки», который хотят превратить в парк для велосипедистов. Оттуда – к Танковому кольцу, по Оренбургскому тракту через улицу Павлюхина к улице Петербургской. Далее – через переход у метро «Площадь Тукая» к улице Правобулачной, оттуда – к Кремлевской набережной, где маршрут пересечется с малым казанским велокольцом. Это велокольцо и приведет их к Ленинскому садику рядом с КФУ.

В рамках создания этого маршрута Анжелика Мелентьева также предлагает реконструировать «ненормативные пешеходные связи». Таковой является, например, переход у «Кольца», которым неудобно пользоваться велосипедистам и пешеходам с колясками, или подземный переход на улице Назарбаева, где не работает лифт для инвалидов. Или транспортная развязка на Танковом кольце: урбанисты подсчитали, что для ее преодоления нужно пройти девять пешеходных переходов.

Протяженность всего маршрута составит 12 километров. Затраты на его обустройство потребуются немалые. Полный комплект работ, который включает в себя строительство велопарка в овраге на Горках и детского велопарка рядом с театром кукол «Экият», обойдется в 643 млн рублей. Первый этап проекта без велопарков и еще ряда работ по реконструкции будет стоить около 60 млн рублей.

Источник финансирования всех этих работ пока неясен. Дата начала работ, соответственно, тоже. По словам Мелентьевой, на реализацию первого этапа уйдет меньше года, если считать с того момента, когда будет открыто финансирование.

Гендиректор проектного центра «Град» Олег Шипилов представляет второй, менее масштабный проект. Он призван связать существующее малое велосипедное кольцо с парком Горького, а также полностью обеспечить безопасность велодвижения на этом маршруте – потребуется расставить дорожные знаки, организовать на перекрестках велопереезды. Условие, которое Шипилов считает главным для обеспечения безопасности, кажется трудновыполнимым.

– У людей должен поменяться менталитет, – заявляет он. – Чтобы велосипедист по велодорожке на перекрестке мог свободно проехать, так как у него будет приоритет. Для этого мы установим знаки, переходы.

Олег Шипилов дал ответ и на один из довольно важных вопросов: откуда возьмут пространство для велодорожек? Большую их часть предлагается расположить «в теле» автомобильных дорог, а не тротуаров. Оказывается, место рассчитывают высвободить за счет уменьшения ширины автомобильных полос с 3,5 до 2,75 метра, то есть до принятого в Европе стандарта. По словам Шипилова, эта мера уже согласована с ГИБДД Казани.

Отсюда возникает вопрос: а каково придется автомобилистам? Не спровоцирует ли это транспортные пробки? Шипилов считает, что новая мера не станет причиной пробок.

– Пробки что провоцирует? Когда на перекрестках происходит движение непонятного рода, – заявляет он. – Мы показали, что на перекрестках мы разделяем велосипедистов, пешеходов, автомобилистов. Организовываем в понятном виде.

Руководитель регионального отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Рамиль Хайруллин в разговоре с корреспондентом «Казанского репортера» обратил внимание на несколько важных аспектов, связанных с уменьшением ширины автополос.

– Во-первых, на суженные автополосы не должны заезжать грузовики, даже ночью, – поясняет он. – Во-вторых, если будет пересечение с автобусной полосой, нужно, чтобы велодорожка была максимально близко к правому краю. А так, в последнее время много где полосы сузили и без велодорожек, так что привыкать особо не придется.

Протяженность маршрута составит 8 км, на его создание необходимо 8 млн рублей.

На встрече присутствовали и представители велосообщества – клуба «Негонки» и Союза велосипедистов РТ. Первый маршрут вызвал у них исключительно положительные эмоции, поскольку он служит для вовлечения новых людей в ряды велосипедистов. Ко второму маршруту у них нашлись определенные претензии. Так, представитель «Негонок» Фарид Ахметов обратил внимание на то, что маршрут предлагает велосипедистам прибыть не к главному входу в парк со стороны улицы Ершова, а спуститься вниз по довольно крутому склону на набережную. По его мнению, такое решение делает бессмысленным использование маршрута для жителей Советского района или тех, кто едет с кварталов по Миллениуму в центр.

– Я скажу как эксперт, на этом склоне спортсмены тренируются, кто быстрее заедет, – заявляет он. – Обычные жители не будут использовать этот отрезок. Я ожидал, что маршрут подойдет к парку по улице Ершова.

Спорный участок обозначен синим

– Прорабатывалось и такое решение, – ответил представитель комитета внешнего благоустройства горисполкома. – Но тогда по маршруту был бы подземный переход [рядом с остановкой автобусов], который невозможно преодолеть на велосипеде. Поэтому мы решили не спешивать велосипедистов. Те, кто физически не так развит, могут попасть в центр, объехав по набережной.

В защиту проекта выступила представитель Союза велосипедистов РТ. Она объяснила, что в отличие от первого маршрута во втором ставилась задача связать исторический центр с парком Горького. То есть второй маршрут – не повседневный, а туристический.

Шипилов заключил, что с развитием велотранспорта в Казани может появиться и велосипедный маршрут на ул. Ершова. А также сформулировал принцип, в соответствии с которым, по его мнению, в Европе строят дороги для автомобилистов, велосипедистов и пешеходов. Звучит он так: «Где ходят люди, там нужно построить тротуар, где ездят велосипедисты – дорожку, куда нужно автомобилистам – проезжую часть».


Александр Артемьев.

Фотографии: Михаил Захаров, Александр Артемьев, Проектная артели Анжелики Мелентьевой, google.ru
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости
Loading...