«Адски божественная комедия»: поэма, которую можно станцевать

29 ноября 2015
Культура

28 и 29 ноября в творческой мастерской «Угол» прошла премьера спектакля «Адски божественная комедия» в постановке известного московского хореографа Александра Пепеляева. Корреспондент «КР» посетил премьеру спектакля и убедился, что для того, чтобы рассказать историю, иногда не нужны слова, достаточно лишь танца.

«Божественная комедия» - одна из известнейших итальянских поэм, ее автором является Данте Алигьери. В произведении Данте путешествует сквозь Ад и Чистилище к Раю, встречаясь с обитателями этих мест. «Божественная комедия» очень точно и обширно отражает средневековые представления о мироустройстве и средневековую же культуру и общественную жизнь, за что и признана величайшим памятником итальянской литературы. «Адски божественная комедия», в свою очередь, рассказывает о том, что предшествовало написанию самой «Божественной комедии», что вдохновило Данте на создание великого произведения.

- Мы хотели создать историю о том, как человек может вдохновиться на большой творческий подвиг, – рассказывает нам постановщик спектакля Александр Пепеляев. – При этом мы опирались и на какие-то реально существующие источники, и придумывали свои мистификации.

Спектакль представляет собой смесь танцевальной постановки в стиле contemporary dance, медиаинсталляций, драматического театра и вокала. У актеров почти нет реплик, и основной смысл передается через танец, движения которого не похожи ни на один из привычных нам видов хореографии. Его дополняют видеозаставки на фоне и даже костюмы главных героев. Важные повороты сюжета рассказываются на экране напрямую - редко, всего в несколько строк.

Главный герой и автор «Божественной комедии» - Данте Алигьери

По сюжету спектакля к Данте, изгнанному из родной Флоренции, является дух его умершей возлюбленной Беатриче. Следуя за ней, Данте возвращается во Флоренцию, при этом сталкиваясь с рядом трудностей. Так, по дороге он попадает в нескончаемую метель, а затем оказывается в плену у мужа Беатриче - Симоне де Барди. Заметно, что большая часть испытаний и столкновений происходит у главного героя в голове, ведь все те, кого он встречает – лишь образы живых людей. Но для Данте все происходящее более чем реально.

Данте и Беатриче

- Многие сейчас думают, что Данте был весь такой консервативный, устоявшийся, – рассказывает Александр Пепеляев. – Между тем он был первым, кто писал о религии не на латинском, а на итальянском языке, понятном народу. То есть Данте был таким революционером своего времени. Вот мы и хотим показать, что он был настоящий, живой.

Перед началом спектакля зрителям предлагают погадать на «Божественной комедии»: зритель при помощи генератора случайных чисел получает номер страницы и строки, которые должны определить его судьбу. Гадание продолжается и во время спектакля: первый раз свое будущее в книге ищет сам Данте, а позже для него развитие событий определяют сами зрители.

- Хоть и не на все случаи, но мы предусмотрели возможность того, что зритель, гадая на «Божественной комедии», повлияет на ход спектакля, – раскрывает тайну постановщик. – На экране действительно были случайные числа, и сюжет, в зависимости от того, что назовет зритель, менялся. Так мы хотели убрать некую закрытость, которая часто присутствует в театре, когда есть сюжет, есть зрители, и они существуют отдельно друг от друга.

Спектакль заканчивается победой Данте: пройдя через все испытания, он обретает новые силы и вдохновение для того, чтобы взяться за создание «Божественной комедии». Звучат первые строки нового произведения: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины…», а актеры купаются в овациях. Как рассказывал Александр Пепеляев в интервью Собака.ru, до начала работы ему казалось, что раскрыть «Божественную комедию» при помощи contemporary dance в принципе невозможно. Значит, сегодня коллектив «Адски божественной комедии» совершил невозможное.

Новости от партнеров

Комментарии