Платоническая нелюбовь

27 марта 2017
События

Протестную «эстафету» в Татарстане подхватили дальнобойщики: после повышения тарифов «Платона» они вновь выступили за отмену этой системы и по всей России выходят на забастовку. Сегодня более сотни перевозчиков собрались неподалеку от развязки на Мамадышском тракте, чтобы обсудить стачку и высказать свою позицию представителям СМИ. Корреспонденты «Казанского репортера» посетили встречу дальнобойщиков.

Колонна более чем из ста машин растянулась на километр с лишним вдоль дороги. Участники встречи дальнобойщиков, недовольных системой «Платон», машут проезжающим мимо фурам, призывая их водителей присоединиться. Большая часть автомобилей – легковые, как объясняет член координационного совета ассоциации «Дальнобойщик» Андрей Лукин, здесь собрались не только водители фур, но и предприниматели, которые занимаются перевозками. Соответственно, за каждым присутствующим стоит по несколько водителей. Сам Лукин прибыл на встречу из Альметьевска и говорит, что там он может собрать до сотни недовольных «Платоном» водителей.

Система «Платон» предназначена для взимания сборов с водителей грузовиков за пользование федеральными трассами. Она начала работать 15 ноября 2015 года и породила многочисленные протесты в среде перевозчиков. Недовольство вызывали сам новый сбор, высокие штрафы за неуплату, сбои в работе системы и тот факт, что 50-процентная доля в компании-операторе системы принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну близкого к президенту РФ олигарха Аркадия Ротенберга. После запуска системы дальнобойщики по всей России устроили забастовку, а некоторые из них отправились в Москву, чтобы потребовать у властей ответа.

– Когда мы в 2015 году протестовали, власть постоянно делала нам «подачки», – вспоминает дальнобойщик Александр Ранцев. – Сперва снизили штрафы, потом продлили льготный период. Мозги будоражили, вводили в заблуждение.

С 15 апреля тариф по «Платону» повысили на четверть, с 1,53 до 1,91 рубля за километр пути. Это заставило дальнобойщиков вернуться к протесту. Андрей Лукин заявляет, что основная цель этой акции, как и прежде, состоит в отмене системы «Платон».

– Мы в принципе против этой системы! – заявляет он. – Она обслуживает интересы олигархической прослойки. Мы даже там не регистрировались! Считаем, что это олигархический хомут, и регистрироваться там нельзя.


Впрочем, у некоторых перевозчиков есть и другие претензии к властям. К примеру, их волнуют нововведения в области весогабаритного контроля, который планируют сделать полностью автоматическим.

– Автоматические весы – это когда тебя камера сфотографировала и вычислила все по фото, – объясняет предпрениматель Владислав Абрамов. – И там велика цена ошибки, штрафы от 50 до 500 тысяч. А вздувшийся тент, к примеру, считается сразу нарушением габаритов. Оспаривать это бесполезно, нет юридических механизмов.

По словам перевозчиков, для них отмена «Платона» – почти вопрос выживания. И чтобы выжить, они будут требовать понижения тарифов.

– Дело ведь не в том, что перевозчики жадные, делиться не хотят, – говорят они. – Сегодня перевозчики работают на грани рентабельности. Мы не можем взять на себя новую нагрузку, и будем включать сбор в стоимость перевозки. Продавцы тоже добавят новые расходы в свою наценку. Пострадает обычный народ, потребитель.

Андрей Лукин (с камерой)

По оценкам министра транспорта РФ Максима Соколова, доля «Платона» в повышении цен на продукты составляет меньше процента. Андрей Лукин не согласен с этой оценкой.

– «Платон» – это не просто перевозка из точки А в точку Б, – пояснил он –Взять мо

локо. Его не просто нужно привезти в магазин, его нужно произвести, то есть вырастить телят, закупить корма, построить ферму… И на каждом этапе участвует большегруз! Оценку Соколова можно смело умножать в разы.

Для многих дальнобойщиков «Платон» фактически закрыл ряд маршрутов. Один из перевозчиков заявил, что отказался от маршрутов в порт Санкт-Петербурга. Лукин добавил, что «Платон» повлиял и на производителей, особенно тех, кто расположен в центре России. Клиентам с окраин страны стало невыгодно покупать у таких производителей товар, дешевле становится ввозить его из-за границы. «Вот так работает импортозамещение», – резюмирует активист.

Лукин рассказал, что сегодняшнее собрание – стихийное, это не митинг, а просто встреча профессионального сообщества. На этой встрече они обсуждали, что делать дальше, хотя к каким-то заключениям так и не пришли. Однако дальнобойщики объявили, что 2 апреля планируют выйти на санкционированный митинг в Дербышках, заявленная численность его участников – 500 человек.

У правоохранительных органов, похоже, на происходившее была иная точка зрения: к месту встречи прибыли полтора десятка автомобилей ДПС во главе с замначальника УГИБДД МВД по РТ Рустамом Ибрагимовым. Патрульные снимают на камеру все происходящее, дальнобойщики в ответ шутят, что ДПС – «это канал, который наиболее подробно и непредвзято освещает встречу дальнобойщиков», намекая на замалчивание их акций в ряде федеральных СМИ.

– Полиция на нас реагирует корректно, они понимают значимость нашей проблемы, – утверждает Владислав Абрамов. – Поэтому и приехали высшие чины. С нашей стороны тоже все в порядке, пьяных нет, на дорогу не выскакиваем.

Кстати о массовых акциях: несколько представителей дальнобойщиков побывали и на вчерашнем антикоррупционном митинге в парке «Крылья советов». Систему «Платон» они считают как раз проявлением коррупции.

Дальнобойщики много раз повторяли: бороться с «Платоном» они намерены исключительно в рамках закона. Закон, к примеру, не запрещает им перестать работать.

Забастовка началась сегодня, срок ее окончания пока неизвестен. Протестующие как в Татарстане, так и по всей России планируют не выходить в рейсы, пока их требования не будут удовлетворены.


Александр Артемьев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!