Капоэйра: танец, игра и боевое искусство

28 ноября 2015
Спорт

С 27 по 29 ноября в Казани проходит семинар, посвященный десятилетию капоэйра в столице Татарстана. Корреспондент «КР» побывал на открытии семинара и узнал, что капоэйра не танцуют – в него играют.

Небольшая справка: капоэйра – это бразильское национальное боевое искусство, включающее в себя элементы танца и акробатики и сопровождающееся национальной же музыкой. Как рассказывает Элад Романду, профессор капоэйра из Израиля и одни из почетных гостей семинара, танец изначально был предназначен для того, чтобы скрыть от посторонних глаз приемы боевых искусств. В XVIII веке на территории нынешней Бразилии капоэйра занимались рабы, привезенные португальцами из африканских колоний. После отмены рабства в XIX веке капоэйра постепенно вышла из тени, обзавелась множеством новых последователей самых разных народностей, а также разделилась на несколько школ. Сейчас капоэйра редко используется в боевых целях, она скорее стала спортом и развлечением, а также элементом культурного наследия – таковым его официально признал ЮНЕСКО в 2014 году.

В Казани первое занятие по капоэйра прошло в 2005 году, и провел его Оскар Тахавиев, ныне являющийся инструктором казанского филиала московского центра Real Capoeira и организатором юбилейного семинара. «Планета Фитнес» тогда предложила мне попробовать подготовить урок, хотя в тот раз это был больше фитнес, чем капоэйра, – рассказывает Оскар, – и тот день можно считать первой знаковой датой для этого искусства в Казани. После нее мы потихоньку стали развиваться, уходить от фитнеса и затем образовали здесь центр».

Следующая знаковая дата связана с присоединением казанского центра капоэйра к школе Cordao de Ouro, что стало вторым рождением для региональной организации. Школа в капоэйра – это совокупность традиций и техник исполнения движений. Присоединение к той или иной школе фактически определяет направление дальнейшего развития капоэйристов.

Хоть капоэйра и является смесью боевого искусства и танца, сами капоэйристы говорят о нем как об игре. «Здесь, как в футболе: есть правила, есть мяч, люди играют. В капоэйра все так же, мы играем, взаимодействуем по определенным правилам, но у нас нет слова «выиграл» или «проиграл». Максимум, что можно сделать, – это переиграть партнера», - говорит Оскар. Поединок, или вернее - игра, в капоэйра бесконтактный, участники не касаются друг друга, а их взаимодействие по сути напоминает танцевальный баттл на очень близком расстоянии.

Открытию семинара предшествовал мастер-класс для детей. Его проводили профессор капоэйра Элад Романду и инструктор московского центра Тимур Рогозин.


Семинар начинается с рода – что-то вроде совместной тренировки. Мастер демонстрирует и объясняет определенную комбинацию движений, которую затем повторяют участники в парах, четверках либо же все вместе, от простого к сложному. «Чувствуйте друг друга, не убегайте далеко, не сближайтесь слишком сильно – будьте в одном потоке!», - призывает участников Элад Романду. Сегодня рода длится полтора часа, но, как вспоминает израильский мастер, однажды ему пришлось непрерывно заниматься капоэйра пять часов подряд. «Сам не помню, как у меня это получилось», - признается он.


Важную роль в капоэйра играет музыка – она почти полностью состоит из ритма и задает настроение на грани транса. Ее исполняет специальный оркестр на аутентичных инструментах, предназначенных исключительно для капоэйра. Основную роль в нем играет беримбау, напоминающий лук с прикрепленным резонатором в виде чаши. На нем можно извлечь всего три разных звука, но именно он задает ритм и темп коллективу.

- Цель сегодняшней рода не в том, чтобы выучить какие-то новые движения, – говорит Элад участникам после окончания семинара, – а в том, чтобы по-новому взглянуть на то, что вы уже знаете и умеете. Капоэйрист может знать десять, двадцать движений и не представлять из себя ничего. А может знать всего лишь три движения, но в совершенстве обращаться с ними, и тогда он сможет сыграть очень круто.

Но самое удивительное на семинаре по капоэйра – не акробатические перемещения спортсменов и вводящая в транс музыка. Здесь царит невероятно дружественная атмосфера. Капойэристы из Москвы, Йошкар-Олы, Тулы и Уфы здороваются и общаются друг с другом так, будто одни знакомы тысячу лет, хотя встретились в дверях центра десять минут назад. «Выбирайте в партнеры того, кому доверяете», - говорит во время занятия Элад Романду. Возможно, причина такого дружеского отношения заключается именно в том, что все, кто пришел на рода, уже по умолчанию доверяют друг другу.

Комментарии