Обновленная фантазия о главном

06 апреля 2017
Культура

В казанском кинотеатре «Родина» состоялся предпремьерный показ полнометражной версии мультфильма «Стрела наследия», снятого на киностудии «Татармультфильм». «Казанский репортер» попытался понять сверхзадачу, которую поставил перед собой творческий коллектив.

Приподнятое и даже немножечко нервическое состояние создателей первого в истории Татарстана полноформатного анимационного фильма определяло атмосферу этой акции. Их напряженное ожидание реакции зрителей, в числе которых были журналисты, представители татарстанских министерств культуры,образования и науки, Госсовета, Общественной палаты РТ, артисты и кинематографисты, насытило воздух ощутимыми электрическими зарядами. Казалось, что малейшее неверно истолкованное действие может привести к грозовым последствиям. И не спасали ни рекламные щиты с забавными персонажами рисованной киноленты, ни улыбчивые волонтеры, раздававшие разноцветные флажки с названием фильма, ни шарики, призванные указать путь зрителям сначала в кинозал, а затем и к месту проведения пресс-конференции. Может быть потому говорили мало, приглушенными голосами и только на тему информационного повода, собравшего всех нас под крышей кинотеатра со 115-летней историей.

Конечно, современный вид этого торгово-развлекательного комплекса уже ничем не напоминает старейший в городе кинозал «Фантазия», открывшийся еще в 1902 году в доме торговца Афанасьева на Проломной улице. Теперь здесь шесть стильных суперсовременных кинозалов с превосходным качеством звука и изображения. Мы поднимаемся почти под самую крышу, туда, куда не везут ни лифты, ни эскалаторы.

После блиц-интервью с представителями прессы и местных телеканалов, татарстанские мультипликаторы приглашают занять места для просмотра их детища.

Вообще-то премьерой показ «Стрелы наследия» можно назвать лишь с очень большой натяжкой. История Романа и Зулейхи, спасающих мир от злого Шамана, уже демонстрировалась на федеральном телеканале «Мультимания» и на «ТНВ-Планета», вышла на DVD-диске и размещена для свободного доступа в интернет-пространстве. Правда, созданная в 2015 году образовательно-историческо-рекламно-экскурсионно-приключенческо-музыкальная фантазия на тему любви к истории родного края была семисерийной и каждая из серий длилась около восьми минут.

– Да, вначале это был сериал, – признается режиссер мультфильма Сергей Киатров. – Но когда мы полный метр стали делать, многое доработали. Так что сериал от фильма отличается.

Действительно, обновленная «Стрела наследия» – отнюдь не искусственное соединение серий в один нарратив. Авторы – Максим Ардашев,Сергей Киатров и Анна Белоброва – дописали ряд сцен, чтобы разъяснить маленькому зрителю – а аудитория позиционируется как «6+» – логику происходящего на экране, и добавили эмоциональных музыкальных красок. Так появилась история основателя Волжско-Камской Булгарии хана Котрага, специально под каждого персонажа была написана ария, получили собственные мелодии и некоторые исторические места нашей республики. Однако композиторы картины – Рафаэль Бахтиозин и Мария Сергеева – сделали акцент не на национальном колорите, а на современном молодежном звучании. Музыка в фильме, скажем честно, не слишком разнообразна, здесь нет ни одного хитового номера, однако выдержана в стилевом единстве и не мешает гармоническому восприятию изобразительного ряда.

– Я пою в татарской версии, – поясняет заслуженная артистка РТ Ляйсан Закирова, – в русской те же партии исполняет сама Сергеева. Нас отбирали по артистической гибкости, по тому, насколько многогранно можем перевоплотиться и передать разные характеры, разное состояние души.Музыка здесь лишь один из способов донести информацию о персонаже, о том, что происходит в его душе. Конечно, различные исполнители в различных версиях привносят свой оттенок в музыкальную интерпретацию персонажей, но эти отличия заметны только профессионалам.

Пока шел фильм, я смотрел не только на экран, но и на лица сидевших рядом со мной. Если взрослые зрители иногда скучали – сюжет не отличается особой оригинальностью и в последнее время слишком часто всплывал в различных вариациях, – то дети неотрывно следили за происходящим, боясь лишний раз моргнуть – вдруг что-то пропустят важное.

Напомню, что вся история развивается вокруг неких артефактов – фрагментов Волшебной стрелы, способной защитить родную землю от властных амбиций злого Шамана. Когда-то хан Котраг с помощью владыки человеческих душ, творца молний и громаТенгре смог заточить колдуна в его же собственный бубен. Но неосторожный Роман уже в наши дни случайно освободил злодея и теперь должен вместе с Зулейхой собрать стрелу наследия из ее фрагментов – скорости, выносливости, достоинства, пытливости, чутья, мастерства, традиций, единства, упорства и устремленности. Как положено, артефакты эти берегут стражи – Воин-тень из елабужского Чертова городища, Су-анасы, живущая в колодце Тайницкой башни Казанского кремля, Зилант, прячущийся в пещере Зилантовой горы, Домовой, проспавший века в Болгарах, и Черный волк, хранитель острова Свияжск. Обходя их всех, Роман и Зулейха, а вместе с ними и зрители узнают множество исторических фактов и мифов о Татарстане.

Правда, создатели кино не позаботились о том, чтобы четко разграничить миф и историю, фантазию и правду, вымысел и научные изыскания, а потому есть опасность, что в головах у юных зрителей все это так и останется вперемешку. Хотя, с другой стороны, надо ли их в столь нежном возрасте лишать сказки? Ведь детская вера в Деда Мороза, например, или в Шурале еще никого не сбила с пути обретения истины в более зрелые годы. И опять же, как это по-чеховски: «Я существую в твоем воображении, а воображение твое есть часть природы, значит, я существую и в природе».

– Дети смотрят мультфильмы от сердца, воспринимают их как нечто настоящее. Мультипликация должна работать только на детей, – убежден Сергей Киатров. – Несмотря на то, что технологии производства фильмов ушли далеко вперед, мы все делаем компьютерным способом, их основа – история, которая учит добру, – остается все той же. И при этом мультфильм должен оставаться мультфильмом – с нарушенной пропорциональностью фигур героев, дающей ощущение придуманности, сказочности, волшебства, с ошибками, которые совершают персонажи, и их исправлениями. Сегодня грань между взрослым кино и мультипликацией стерта, а мы хотим оставить нашим юным зрителям их особый фантазийный мир.

В этот особый фантазийный мир погружаются не только дети, но и их родители. Но то, что они там видят, несколько отличается от мировосприятия малышни. Взрослым хочется «правильности» в поведении героев, а ее-то здесь и нет. Шепелявый Зилант– добродушный, пузатый и смахивающий на существо с замедленным умственным развитием. Разве таков истинный герой легенд? Но все дело-то как раз в том, что это и не герой вовсе, а прикольная пародия на героя.

– Это был вообще отпад, – выдает он за рамками киноповествования, – я так волновался, когда был кастинг! Когда меня утвердили на роль, я был так счастлив, ну так счастлив! Я так и сказал: все, ребята, не подведу!

Как и Черный волк с механической лапой – пародия на киборгов из современной страшилки. В послесловии к фильму, где все персонажи сбрасывают свои маски, он даже и не скрывает самоиронии: «О своей работе в этом фильме хочется сказать словами классика», исполняя под гитару голосом Владимира Высоцкого:

– Мои мечты стремятся вдаль,

Где слышны вопли и рыдания.

Чужую разделив печаль

И муки тяжкого страдания,

Я там смогу найти себе

Отраду в жизни, упоенье,

И там наперекор судьбе

Искать я буду вдохновенье.

Кто знает, может, именно в этой самовлюбленности Черного волка и скрыта непоследовательность его поведения в фильме: страж артефактов, призванный прятать их от Шамана, охотно служит ему и по доброй воле выкладывает эти самые артефакты. Лишь только тогда, когда колдун покушается на его личную свободу и ничем необоснованные амбиции, Черный волк вновь вспоминает, что должен быть в рядах добрых сказочных сил.

– Мне понравилось, что мой герой меняется, много узнает, – вещает с экрана Роман. – Да если честно, я сам много узнал про родной город и республику. Кстати, было бы здорово сняться в продолжении…

Мечта Романа имеет все шансы сбыться. Президент Рустам Минниханов дал добро на продолжение, и на студии уже началась работа над сценарием «Стрелы наследия-2». Но об этом пока подробно никому не рассказывают. Так что будем считать, я раскрыл вам страшный секрет.

– Фильм выходит на трех языках – русском, татарском и английском, точно так же, как на трех языках выпущена и книга по мотивам экранного приключения. Вдруг кто-то и там заинтересуется историей нашего края, – улыбается директор студии «Татармультфильм» Азат Ганиев. – Ведь несмотря на то, что на производство затрачено восемь миллионов рублей, мы не преследуем коммерческих целей. Это культурно-образовательный проект. Все финансирование – и субсидии, и грант Министерства культуры – это же достояние народа, так же, как и сделанный нами фильм. Наш принцип – продукт, который мы выпускаем, должен дойти до максимального числа представителей целевой аудитории. А мы выпускаем не только фильмы, но и книги. Например, вышли учебники татарского языка, путеводители по Казани, Болгару, Свияжску…

Кстати, герои «Стрелы наследия» перекочевали и на страницы учебников, выпускаемых Татарским детским издательством и «Татармультфильмом». И как этот кинозал «Фантазия» стал теперь «Родиной», так и рассказываемые кинематографистами сказочные истории, вплетаясь в историческую канву, становятся родиной любви и добра, пытливости и творчества.

– Мы снимали кино про любовь к своей стране, про патриотизм без пафоса и выспренности, – раскрывает свой авторский замысел Сергей Киатров. – Если, посмотрев «Стрелу наследия», ребята полезут в книжки, пойдут в музеи, отправятся в места, где происходят события фильма, то это значит, что мы достигли своей цели. У нас нет никаких коммерческих прокатных амбиций. Мы популяризируем Татарстан. И все.

Думается, что это не так уж и мало.

Зиновий Бельцев.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!