Какая-то серенькая пятница

27 ноября 2015
Общество

Откуда есть пошла «черная пятница»?

Этот «праздник покупок и распродаж» появился в Америке 50 лет назад и проходит на следующий день после Дня Благодарения. У него нет никакой исторической подоплеки, «черная пятница» - это просто большой маркетинговый ход. А цвет, который присвоили этому дню, по одной из версий, связан с тем, что в американской бухгалтерской отчетности было принято отмечать прибыль черным цветом, убытки – красным. Соответственно и цель ее – принести максимальную прибыль магазинам.

Тем не менее американская «черная пятница» - это всегда огромные скидки. Избирательно снижая цены, продавцы в этот день избавляются от старых товаров, увеличивают обороты и привлекают новых клиентов. Покупатели же получают возможность приобрести нужные вещи практически за бесценок.

Скидки вызывают удивительный ажиотаж, который приводит к огромным давкам в магазинах. Дело доходит до драк за полюбившийся товар, травм, полученных в толпе, и даже гибели покупателей. Существует сайт blackfridaydeathcount.com, который ведет подсчет несчастных случаев, произошедших на распродажах в «черную пятницу» начиная с 2006 года. На момент написания заметки на его счетчике 7 смертей и 98 травм.

Кадр с видео на YouTube, на котором заснята давка во время «Черной пятницы» в 2011 году

А как у нас?

В России «черная пятница» начала набирать популярность в 2012 году, и сейчас любая крупная торговая сеть считает своим долгом провести хотя бы небольшую распродажу в этот день. Большую часть предложений обычно можно найти на blackfridaysale.ru, там ритейлеры размещают информацию о своих скидках, а в шапке сайта расположен счетчик, который показывает время до конца «черной пятницы». Стоит отметить, что в России распродажи растягиваются на несколько дней, как правило, с пятницы до понедельника.

Однако в этом году «черная пятница» на агрегаторе не задалась еще с вечера: через несколько минут после запуска blackfridaysale.ru стал недоступен. Сайт заработал только в 11.00 утра, на момент написания заметки он доступен. На агрегатор также пожаловались многие продавцы в связи с тем, что их предложения так и не появились на сайте. Между тем, за размещение информации об акции ритейлеры платят 10-30% продаж.

Российская «черная пятница» не порадовала казанских покупателей большими скидками, хотя многие сети заявляли о крупном снижением цен. Некоторые продавцы и вовсе провели под громким брендом рядовую распродажу со скидками в районе 10%, каких за год и так проходит немало.

Как пример, МТС заявил о пятидневной распродаже, посвященной «черной пятнице», со скидками до 80%. На странице распродажи товары разделены по категориям в зависимости от скидок, но уже с 25% среди предлдожений остаются чехлы и зарядники. «Media Markt» на странице распродажи, заявляя о снижении цен до 70%, предлагает товары со скидкой 15-25%. Редакция «КР» обнаружила, впрочем, несколько радикальных снижений цен на товары вроде чехла для цифрового фотоаппарата. INCITY у себя на сайте также разместил баннер, повествующий о скидках до 70% до конца недели, однако за ним скрываются товары, цены на которые снижены еще в начале ноября. Никто из продавцов не обманывает, нет. Но и распродаж по американскому образцу ждать не приходится.

Источник изображения roem.ru

Часто продавцов обвиняют в том, что они завышают цены перед «черной пятницей», чтобы затем сделать большие скидки и при этом не сильно изменить фактическую цену товара. «КР» исследовал сохранившиеся в кэше Google версии страниц товаров до «черной пятницы» и не обнаружил этому подтверждений: цены, относительно которых рассчитываются скидки, были выставлены на товары слишком давно, чтобы связать это с распродажей.

Однако стоимость некоторых товаров с распродаж зачастую превышает среднерозничную даже с учетом скидок. На это обратили внимание порталы hi-tech.mail.ru и oborot.ru. Например, диктофон, который «Связной» продает со скидкой в 15% в «черную пятницу», можно найти на 20% дешевле «обычной» цены, то же самое происходит с коллекционным изданием игры Might & Magic Heroes VII на Media Markt.


Так что же, халявы не будет?

К «черной пятнице» в России следует относиться без особого энтузиазма. С одной стороны, это какая-никакая, а распродажа, и в этот день некоторые товары действительно купить будет выгоднее. А может быть, вам очень нужен именно тот товар, на который магазин сильно снизил цену для того, чтобы заявить о «скидках до 70-80-90%» - тогда вам очень повезло. С другой стороны, российской «черной пятнице» далеко до ее зарубежного аналога, и устраивать давки тут просто не из-за чего.

Однако это не значит, что для казанских покупателей заоблачные скидки совершенно недоступны. Некоторые используют следующий хитрый ход: заказывают товары в зарубежных магазинах, где «черная пятница» идет полным ходом, используя услуги так называемых «мэйл-форвардеров». Эти компании предоставляют покупателю иностранный адрес, на который будут приходить покупки, затем товары пересылаются в Россию. «Мэйл-форвардеры» взимают свою комиссию, поэтому пользоваться их услугами имеет смысл только в случае действительно больших скидок.

Комментарии