$ 0
0
Казань +24 °C

Uber в Татарстане: переезд в Иннополис, перевозка чиновников и беспилотное будущее

16 марта 2017 | События

Сегодня на пресс-конференции в Казани менеджеры международного сервиса заказа такси Uber и министр связи РТ Роман Шайхутдинов объявили о совместных планах на будущее. Так, работники госучреждений начнут пересаживаться на Uber уже через два месяца, в недалеком будущем компания запустит в Татарстане сервис совместных поездок, а в далеком, возможно, испытает в республике беспилотные автомобили. Также сегодня Uber представил результаты исследования о доступности и перспективах компании в крупных российских городах, из которых «Казанский репортер» выбрал самые интересные.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ

В России Uber проводил анализ того, как развивается рынок такси. Исследование выполнили ученые из Высшей школы экономики, Европейского университета в Санкт-Петербурге, Центра перспективных экономических исследований РТ, а также КФУ. Анализ проводили в пяти крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске. В рамках исследования опросили 1 600 клиентов компании Uber и 1 600 водителей. Выводы по этому исследованию сегодня излагал проректор КФУ Марат Сафиуллин.

На протяжении своей деятельности Uber неоднократно заявлял, что миссия компании – сделать так, чтобы у людей не осталось ни одной причины иметь личный автомобиль. Судя по результатам исследований, в России Uber этого почти добился. По оценкам ученых, минимальные расходы на личный автомобиль в день составляют 587 рублей. Эта сумма включает и затраты на страховку, налоги, стоянку и многое другое. Человек, который пользуется такси для поездок с работы и на работу, по тем же оценкам, тратит около 300 рублей. То есть перемещаться на такси на работу и обратно все же выгоднее. По данным Uber, это мнение в Казани разделают более половины опрошенных пользователей сервиса.

По результатам исследований, такси – единственный вид общественного транспорта, расценки на который в последние три года планомерно снижаются. Сейчас средняя цена такси в расчете на 1 километр по России составляет 22,6 рубля, средняя цена проезда на метро – 32,7 рубля.

Доступность такси оценивают по количеству лицензированных таксистов на тысячу населения. Для столицы Татарстана этот показатель равен 5,7, и по нему Казань на третьем месте в России, лидирует же Санект-Петербург с показателем 7,0. Но российским городам далеко до зарубежных мегаполисов: тот же показатель в Нью-Йорке и Лондоне – около 12. Таким образом, количеству таксистов в Казани еще расти и расти.

ЧТО БУДЕТ?

На пресс-конференции министр связи РТ Роман Шайхутдинов анонсировал три основных проекта, по которым сейчас ведется сотрудничество Uber и региональных властей. Первые два носят преимущественно технический характер. Так, компания планирует использовать для деятельности в Татарстане дата-центр казанского IT-парка. К тому же фирма собирается открыть представительство в России на территории Иннополиса. Напомним, пока Uber не имеет российского подразделения вовсе. Налоги, по решению ФНС, Uber платит через местных партнеров сервиса, то есть через водителей.

Третий проект уже успел наделать шума в республике после встречи президента РТ Рустама Минниханова с вице-президентом Uber в ноябре прошлого года. Тогда Минниханов предложил компании начать обслуживание государственных учреждений – фактически это очередная попытка пересадить чиновников со служебных машин на автомобили Uber. Сегодня Роман Шайхутдинов подтвердил, что этот проект будет реализован и даже назвал приблизительные сроки – в течение двух месяцев.

– Вопрос [реализации проекта] связан не только с Uber, это может быть вообще любая платформа, – неожиданно заявил министр. – Главное, чтобы у платформы была возможность подключать корпоративных клиентов. А срок в два месяца связан с реализаций конкурсных процедур, госзакупок.

Директор по вопросам политики и коммуникаций Uber в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Кристофер Бугхардт добавил, что в компании с нетерпением ждут начала взаимодействия с Правительством Татарстана в рамках проекта и приложат все усилия, чтобы выполнить требования республиканских властей.

В недалеком будущем в России запустят UberPOOL, сервис, который позволяет при заказе такси найти себе постороннего попутчика и разделить с ним стоимость поездки. Сервис будет работать следующим образом: заказчик вводит в задание начальный и конечный пункты поездки, система автоматически подбирает второго клиента со схожим маршрутом, таксист забирает и развозит сразу обоих клиентов, которые делят между собой стоимость поездки. Там, где понадобилось бы две машины, спокойно можно обойтись одной.

Запуск UberPOOL Бугхардт напрямую связывает с основной миссией компании: снизить использование личных автомобилей по всему миру.

– Сейчас очень легко «демонизировать» автомобиль, – объясняет он. – Автомобиль – это и высокие расходы, и урон экологии. На самом деле проблема в том, как мы используем машины. Посмотрите вокруг, на один автомобиль приходится всего один человек, водитель […] И 95 процентов времени автомобиль простаивает.


Речь зашла и о далеком будущем, в котором такси, возможно, станут беспилотными. Разработки и испытания беспилотных автомобилей ведут сразу несколько технологических гигантов, в том числе и Uber, и это не всегда встречает понимание у властей. Так, руководство Сан-Франциско в декабре 2016 года запретило Uber всякие испытания беспилотных технологий. Может быть, власти Татарстана будут более сговорчивыми?

– Такие испытания возможны, – отвечает Роман Шайхутдинов. – Но надо понимать, что запреты на такие испытания связаны, в первую очередь, с требованиями безопасности. Плюс беспилотные средства требуют решения задач, связанных с дорожной инфраструктурой. КАМАЗ (который также ведет разработки беспилотных автомобилей – ред.), если все получится, реализует проект по созданию полигона для испытания беспилотных автомобилей […] На полигоне такие испытания проводить можно будет, на дороги же пока выпускать…

Беспилотный автомобиль Uber. Фото flickr.com

Шайхутдинов добавил, что для таких испытаний требуется и юридическая база. К примеру, кто будет отвечать за ДТП с участием беспилотного автомобиля? Владелец, компания-производитель или программист, написавший не сработавший правильно код? Ответов на эти вопросы пока закон не дает. Но сейчас Татарстан выглядит более гостеприимным для беспилотников местом, чем Сан-Франциско, при большем потенциале роста в остальных направлениях.


Александр Артемьев.

Фотографии: Олег Косов, Антон Райхштат, Александр Артемьев
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости
Loading...