Денег нет, но вы ведь держитесь

06 марта 2017
События

Сегодня, 6 марта, несколько сотен клиентов Татфондбанка и Интехбанка прорывались к резиденции госсоветника РТ Минтимера Шаймиева и в Торгово-промышленную палату, где премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков отвечал на вопросы инициативной группы пострадавших клиентов банков. Разбавляли толпу присутствующих обматуные дольщики строительной компании «ФОН». Позже президент республики Рустам Минниханов на встрече с журналистами прокомментировал сложившуюся ситуацию и предложил варианты ее решения. «Казанский репортер» провел день с недовольными клиентами банков и дольщиками.

ШАЙМИЕВ

В 12.00 клиенты неликвидных татарстанских банков и обматнуные дольщики собрались у Спасской башни Казанского кремля. Около полусотни людей ждали встречи с государственным советником Татарстана Минитимером Шаймиевым. Они рассчитывали передать ему петицию с требованием санировать банки. В противном случае обещали выступить с требованиями об отставке первых лиц республики. Дольщики же требовали решить их проблемы с недостроенным жильем.

Но Шаймиев к собравшимся так и не вышел. Вместо него требования людей выслушал глава его секритариата Олег Глебов. Мужчина явно не был готов к такому вниманию: все собравшиеся столпились вокруг него и беспрерывно задавали вопросы.

– Шаймиев не имеет к происходящему отношения, он уже бывший президент. Сейчас занимается Булгаром и Свияжском, – отвечал раз за разом Олег Глебов.

Но обманутые клиенты банков и дольщики, видимо, не желали принимать никакие доводы. Они снова и снова настаивали на встрече с Шаймиевым, организованно скандировали «Позор!». Последнее, ещё не раз прозвучит сегодня на встречах с чиновниками разного уровня.

В конечном итоге Олен Глебов записал контакты представителей обоих групп и пообещал выйти на обратную связь от лица Шаймиева. Сам же госсоветник в это время в Кремле и вовсе не находился, он был замечен на церемонии «Женщина года».

Меньше получаса собравшиеся пробыли в Казанском кремле и оттуда направились в Тогрово-промышленную палату, где в эти минуты уже шла встреча представителей власти с инициативной группой пострадавших клиентов банков.

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА

Параллельно с происходящим в Казанском кремле стартовала встреча премьер-министра РТ Ильдара Халикова с инициативной группой пострадавших вкладчиков. Помимо главы татарстанского Правительства, во встрече приняли участие министр юстиции РТ Лариса Глухова, министр экономики республики Артем Здунов, уполномоченный по правам предпринимателей в Татарстане Тимур Нагуманов, заместитель прокурора РТ Марат Долгов.

Пока они за закрытыми дверями обсуждали вопросы санации и лишения ТФБ лицензии, на улице сотрудники полиции и ОМОНа сдерживали прибывающих клиентов банков. Проблемы были не в агрессивности собравшихся, а в их количестве: у входа, в тесноте практически невозможно было даже двигаться.

– Отойдите, сейчас они закончат говорить и вас пустят, – уговаривали толпу силовики.

Около 13.00 на крыльце Торгово-промышленной палаты показался Ильдар Халиков. Собравшиеся встретили его все тем же дружным «Позор!». Впрочем премьер и председателя совета директоров банка попытался было начать диалог с людьми, но эмоции взяли верх.


– Вопросы можно решить посредством встреч не с сотней людей. Мы готовы встречаться и обсуждать все проблемы с инициативной группой, – сообщил Халиков и поспешил покинуть «лобное место», автомобиль уже ждал его в нескольких метрах от входа в здание.

В это время клиентов ТФБ и Интехбанка пригласили войти в здание. Там поникшие члены инициативной группы объяснили, какие факты представила им власть.

Во-первых, Ильдар Халиков негативно отреагировал на предложение клиентов ТФБ и Интехбанка создать фонд помощи пострадавшим от краха банков. Деньги в фонд представители инициативной группы предложили найти в бюджете Татарстана, сократив имиджевые расходы республики. Подобную инициативу Халиков назвал неправомерной.

– Такая схема: давайте возьмем денег из бюджета республики, заставим другие предприятия, чтобы они отдали деньги вкладчикам – это точно не правовой вариант, – заявил премьер-министр РТ, – Этот вариант не рассматривается.


Министр экономики РТ Артем Здунов беседуя сегодня с представителями инициативной группы заявил, что уже принято решение о запуске специальных программ для предпринимателей. Касаются программы тех, кто собирался закупить или уже закупил оборудование и чьи счета заблокированы в Татфондбанке (субсидирование лизинговых платежей, отсутствие первоначального взноса).

– В ближайшее время эти программы для предпринимателей будут представлены, – сообщил Артем Здунов.

В то же время заместитель прокурора республики Марат Долгов предостерег клиентов ТФБ от «необдуманных и неправомерных действий».

– Не идите на поводу некоторых сил, которые используют вас для раскачки и усугубления политических процессов. Предупреждаю, что публичные незаконные действия будут пресекаться и им будет дана соответствующая правовая оценка. В этой части советую всем соблюдать закон. Нарушать нормы и призывать к беспорядкам в республике мы не дадим, – заявил представитель прокуратуры.

Вероятно, Марат Долгов намекал на советы Алексея Навального клиентам банков. На прошедшей накануне встрече в Казани политик предложил вкладчикам инвестиционной компании «ТФБ Финанс» использовать его имя в борьбе за потерянные деньги.

«Если хотите использовать меня, используйте. Они боятся меня. Тыкайте меня им в лицо. Используйте любых политиков. Обратитесь ко всем: «Чуваки, мы к вам обращались, вы ничего не сделали, мы не будем голосовать за вас». Сделайте так, чтобы все они определились в своем отношении», – говорил Навальный.

Руководитель реготделения движения «Открытая Россия» Илья Новиков вместе с представителями инициативной группы объяснял клиентам банков, к чему пришла власть. Он сообщил «Казанскому репортеру», какие планы определили для себя клиенты банков.

– Мы обсудили и решили, что терять нечего и административная ответственность – ничто, по сравнению с потерянными деньгами. Уже завтра будет пикет в парке Петрова, который мы согласовали, – сказал Новиков в ответ на предупреждение зампрокурора РТ.

Также он сообщил, что было решено объединиться с другими казанскими активистами.

– Принято решение объединиться с остальными протестующими: по долевому строительству, по мусоросжигающему заводу, с дальнобойщиками, по трубопроводам в Салмачах и т.д. Мы расширим свои требования Правительству и президенту и не отступим, пока требования всех пострадавших не будут удовлетворены. С завтрашнего дня начнем собирать подписи за отставку Правительства и президента, потому что они виновны в сложившейся ситуации, – заявил Илья Новиков.

ДОЛЬЩИКИ

В то время, пока клиенты ТФБ и Интехбанка обсуждали проблемы в Торгово-промышленной палате, обманутые дольщики фирмы «ФОН» отправились к зданию Кабмина. Около 20 человек требовали встречи с первым заместителем премьер-министра РТ Алексеем Песошиным. Именно он курирует решение проблем дольщиков «ФОНа».

– Правительством был разработан антикризисный план по нашему вопросу, но в действие он так и не вступил, – сообщили дольщики, – Сегодня мы требовали встречи с Песошиным, но к нам вышел его помощник забрал петицию и ушел.

В петиции же речь шла об отставке Правительства Татарстана из-за игнорирования проблем дольщиков.

ПРЕЗИДЕНТ

Апофеозом дня стала встреча Рустама Минниханова с журналистами и высказанная им оценка ситуации с татарстанскими банками. На встрече президент РТ вкратце обрисовал положение, начиная с кризиса 2014 года, который во многом подорвал устойчивость банковской системы.

– Мы несем ответственность за это событие, – сказал он, – Ошибка в том, что мы долго пытались помочь банку с устойчивостью, когда его положение ухудшалось. Были предприняты шаги, Ильдар Халиков возглавил Совет директоров. Я с правительства вину не снимаю, мы пользовались теми отчетами, которые у нас были. Но глубина проблем оказалась больше, чем мы предполагали.

Он также добавил, что в Правительстве республики не знали, кто именно инвестировал в «ТФБ Финанс».

– У нас выявилась большая проблема по «ТФБ Финанс». Мы об этом не знали – ни правительство, не председатель совета директоров банка. Никто не знал, что некая часть 1,7-1,8 тысяч человек, переоформили свои вклады в другие производные. Конечно, им предложили значительно большую процентную ставку, эти люди лишились государственной страховки. Их ввели в заблуждение, эта структура была внутри банка, люди которые оформляли те же кредиты, они же оформляли бумаги «ТФБ Финанс», – сообщил Рустам Минниханов.

Высказался он и в защиту председателя совета директоров банка, премьер-министра РТ Ильдара Халикова.

– Понятно, что председатель Правительства был председателем совета директоров банка. Но в операционной деятельности он не участвовал. Он рассматривал стратегию развития банка, – сказал президент.

Также глава Татарстана сообщил, что вопрос о проблемах в ТФБ встал ребром еще летом прошлого года.

Я сам сказал [Халикову], Ильдар Шафкатович, езжайте в Центробанк, скажите, что есть вопросы. К сожалению, Центральный банк не сумел их решить, а проблема оказалась еще больше, чем мы ожидали, – резюмировал Минниханов, – Я говорил с компаниями, просил их войти в процесс, но когда мы начали смотреть финансовую модель, 25 млрд для решения этой проблемы явно не хватало. Надо было 40 с лишним, а это уже очень неподъемно.

Говоря о компаниях, глава республики имел в виду ТАИФ. В феврале этого года, за неделю до известия об отзыве лицензии, компания согласилась выделить часть средств на санацию банка, но решение Центробанка уже не позволит этого сделать.

– С нашей стороны мы пытались сделать все. Говорили с крупными банками, но они, к сожалению, отказались от участия в санации, – сообщил Минниханов. – Наша задача сейчас любой ценой защитить тех, чьи вклады оказались незастрахованными. Во-вторых, необходимо эффективно реализовать имеющиеся активы банка и осуществить максимальные выплаты пострадавшим вкладчикам.

Глава Татарстана напомнил, что более 1 700 клиентов ТФБ переоформили вклады в инвестиционную компанию на сумму порядка 2,3 млрд руб. Что касается депозитов предприятий, то, по мнению президента РТ, вернуть деньги «у них шансов нет».

На фоне банковского кризиса в республике, другие татарстанские банки тоже вызывают опасения у значительного числа вкладчиков. Один из самых популярных вопросов последних месяцев: «Как там "Ак Барс"?». Минниханов сообщил, что насчет него никаких опасений быть не может. Прошедшие информационные атаки, по его мнению, не оказали существенного влияния на безопасность банка.

– Могу официально всех заверить, что каких-либо опасений относительно банка «Ак Барс» быть не может. Банк «Ак Барс» – это уполномоченный банк республики Татарстан.

РЕАКЦИЯ

Реакция пострадавших вкладчиков банков на слова Минниханова оказалась вполне предсказуемой: они продолжают настаивать на скорейшем решении их проблем или отставке первых лиц.


Регина Гималова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!