​В Казани – Григорий Остер. Гуляет и раздает советы

19 февраля 2017
Культура

В Казань приехал Остер! В первый раз, между прочим, приехал в нашу Казань тот самый Григорий Остер (который – «вредные советы») – один из самых известных в мире российских детских писателей! Помните бессмертные строки: «…тормозите лучше в папу, папа мягкий, он простит»? Это: «если вы по коридору мчите на велосипеде». А вот еще прекрасный совет: «Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо…», почему? Ну, конечно! «К старости сама собою облысеет голова». На этом месте Григорий Бенционович с чувством почесывал свою заранее к этому случаю по правде облысевшую голову. Конечно же, он и в Казани читал свои нетленки из «вредных советов», а как могло быть иначе? В общем – восторг, восторг!

Но сначала, перед обещанной творческой встречей, состоялся детский спектакль «Дети и Эти» театральной лаборатории «Угол», созданный по мотивам одноименной книжки Остера. Сам писатель уже присутствовал в зале. До самого начала спектакля не выпускал он из рук планшет, видимо, свой главный нынче писательский инструмент. По ходу делясь с соседкой в зале, помощником президента Татарстана Наталией Фишман, мыслями о современном восприятии детьми книг и мультфильмов. Григорий Остер ведь еще и сценарист любимых многими поколениями детей советских мультфильмов про «Котенка по имени Гав», цикла про слоненка, мартышку, попугая и удава, и других.

«Вот, – сообщил своей соседке Остер, – раньше гораздо популярнее был мультфильм про 38 попугаев, а теперь – про мамашу-обезьяну и ее шалунов-отпрысков. А почему? Потому что этот мультик без слов, и он лучше воспринимается современными детьми». В доказательство он включил на своем планшете мультик, про ту самую несчастную мамашу-обезьянку (спектакль в это время еще не начался).

Действительно, детские писатели, особенно пишущие для самого младшего возраста – самые ученые и подкованные в том, что касается устройства человеческого мозга и зрительского и читательского восприятия (Остер в это время уже рассказывал Наталии Фишман, что произошло с мозгом человека после того, как от книг и ручки мы перешли к тем же самым планшетам и стали набирать тексты, двигая пальцами по экрану). Дети быстрее осваивают новейшие технологии, и чтобы оставаться на плаву, чтобы дети тебя воспринимали, надо постоянно держать ухо востро. Известный педагог Евгений Ямбург приводил недавно такой пример: «Мы дарили книжки деткам в детском саду, и девочка лет трех-четырех уже делает характерное движение большим и указательным пальцем и удивляется, почему «экран» книжки не расширяется. Понимаете? Это уже в три-четыре года происходит!».

В общем, для писателей поспеть за нынешними детьми, не отстать от них – задача космического уровня. Может, не случайно на фоновой заставке планшета Григория Остера как раз космос, какие-то лунные кратеры и бесконечное звездное небо. В Казани тоже есть свои детские писатели – Людмила Уланова, Сергей Карпеев и, конечно же, знаменитый Борис Вайнер, который не раз поднимал схожие темы в своих выступлениях. Но на вечере Остера детских поэтов-казанцев почему-то не было. Зато были самые главные зрители – дети! Около двадцати детишек лет пяти-шести заняли первые ряды. Спектакль назывался «Дети и Эти», ну и в зрителях было примерно то же самое, и мы были, конечно, «эти».

Одноименная книжка Григория Бенционовича посвящена тому, как взрослые и дети как бы поменялись местами. И дети там – все такие разумные и правильные, а взрослые, напротив, – несамостоятельные шалуны и почемучки, и даже детям приходится забирать своих пап и мам после работы. То есть такая страна наоборот. В книжке действуют разные взрослые – папы и мамы – и разные дети. А вот спектакль получился про одну такую семью, где мама, видимо, в постоянных отъездах, а живут вместе очень разумная девочка и недотепа-папа.

То есть, это получился такой спектакль про девочку и папу. Папа – не хочет надевать колючий шарф, да еще и знакомится в метро с незнакомыми маленькими девочками, что категорически запрещено… И мы, конечно, понимаем весь этот перевернутый мир и догадываемся, что, может быть, это тот самый папа, который «мягкий и простит». Мир спектакля – картонный. Как будто на картоне нарисованы интерьеры комнаты, картонные чашки и тарелки… картонные дяденьки-милиционеры, которые думают, что у папы в кармане бомба, а на самом деле у него там – ненавистный шарф. В дырки и прорези для рук вставлены головы и руки актеров (все ведь, наверное, фотографировались в похожих штуках?). И картонные милиционеры приближаются к папе, но не могут дотянуться – руки коротки!

Потом-то уж девочка объяснит непонятливым милиционерам, что не надо задерживать папу, что это у него не бомба, а шарф, а когда те все равно хотят задержать – она пугает: «Я знаю ваших детей, могу и пожаловаться!»… Идет спектакль. Его смотрят дети и эти. И смеются. Эти-то (взрослые) скромно смеются, да разве они умеют здорово смеяться? Вот дети – другое дело, смеются, как надо! Лег на животик, на соседний пустой стульчик, ножками болтает и заливается. А с первого ряду наперегонки смеются двое мальчишек! Поди поспей за ними! Убеждаемся: спектакль в детишек попал, и Остер – попал, и дело совсем не только в том, что в нем уже присутствуют, например, сотовые телефоны и папа даже делает селфи с шарфом, чтобы дочка убедилась – шарф все еще на папе (кстати, слова «селфи» и других иностранных словечек Остер старательно избегает).

Больше всего дети смеялись, пожалуй, в самом грустном для взрослых месте: девочка отпустила своего папу на войну, всех ведь пап отпускают? И соседние папы устроили войну… Трах, бах, ба-бах! Из картонных пистолетиков (ну, если говорить о материале – там, конечно, не просто картон, там все хитрее, ибо доска примагничивает к себе все эти якобы картонные предметы) стреляют друг в друга! Но дети знают, что война понарошку, и так весело это – крикнуть: «Трах-бах-бабах», а потом еще и примагнитить эту надпись к стене! А взрослые (эти) знают, что война бывает и не понарошку… Но потом все же поддаются, и начинают смеяться вместе с детьми… В спектакле тоже дети остановили войну, пришли и забрали непослушных пап по домам.

А после спектакля состоялось, наконец, ожидаемое общение Григория Остера со зрителями. И взрослыми, и самыми маленькими. «Здрав-ствуй-те, – начал Григорий Бенционович, чеканя каждый слог, – и здравствуй эти!» Всегда удивлялся этой замечательной способности наших самых лучших детских писателей найти верный тон в общении с детьми. И не сюсюкающий (главная ошибка взрослых), но и не скучный! Я помню этот стиль по старым кинозаписям встреч с детьми Корнея Чуковского, или по личным впечатлениям от таких встреч, которые устраивал со своими юными читателями Борис Вайнер. Писатель сам как бы становится ребенком, становится на одну доску, или лучше так: «в доску своим» для этих детей, может и пошалить с ними (всякий детский писатель знает: право на шалость – неотъемлемое право ребенка!), но при этом, будучи все-таки умным взрослым, детский писатель, конечно же, знает и меру этих шалостей. Безусловно, это особенный педагогический талант наших лучших сочинителей детских книг, среди которых Григорий Остер занимает, пожалуй, одно из первых мест.

«Вы думаете, я просто лысый дедушка, а на самом деле – я немножечко котенок Гав, ведь это я его придумал! Все смотрели мультик? И у меня есть лучший друг щенок». И еще он немного слоненок и немного удав, тоже из мультика («Да каждый из нас немного мартышка или удав!» – открыл секрет Остер). Ну, и значит – он же немного и тот самый мягкий папа, в которого тормозить? И который так не любит колючие шарфы? На самом деле, он – много папа! Целых пять раз! И еще педагог: дети его учились не в школе, а дома, с помощью репетиторов и папы!

Он умеет рассказать детям про самые серьезные вещи. Например, он стал автором текстов для сайта о президенте для самых маленьких граждан. Не именно президенте Путине, но любом президенте России. В одном из интервью он так пояснял свою задачу и почему он согласился на такую работу: «Я же не лизоблюдством там занимаюсь! Я учу маленьких граждан, как противостоять власти, как понимать, когда власть плохая, а когда хорошая, как узнать, справляется ли президент со своей работой… Если ты постоянно слышишь, что президент самый умный, самый лучший и распрекрасный, что он просто светоч какой-то – причем во всех отраслях, и что если при этом его нигде не ругают, то это значит: президент не справился со своими задачами. Он – плохой, и в твоей стране больше нет свободы слова. Кстати, все, что написано мною на сайте, читали и Путин, и Медведев. Оба они были согласны с моей позицией».

На казанской встрече речь об этом не шла, потому что в зале были детишки, и не хотелось серьезных разговоров, хотелось праздника и вредных советов, и коронных смешных задачек, и все это Остер читал, а зрители хохотали. Книжечки, которые он приготовил, были обернуты полиэтиленовой пленкой, хорошо, что у мальчика в третьем ряду были такие же, но открытые. Потом Остер пояснял, что свои книги он нынче купил в одном из фаст-фудов, где они идут в виде подарка к еде, поэтому и в пленке! Да, книжки Остера теперь можно встретить в самых разных местах, отнюдь не только в книжных. Ну, вот: современный детский писатель должен держать руку на пульсе.

Из «взрослых» вопросов был задан лишь один: как же нам сохранить в себе детство?

– А взрослым начинать хранить в себе ребенка уже поздно. Нужно, чтобы с самого начала люди не забывали про свои детские мечты, про то, как это вообще трудно – быть ребенком! А со взрослыми уже поздно разговаривать!

В эти дни поэт-Остер и папа-Остер гостит в Казани. Та самая помощница президента РТ Наталия Фишман уже показывала ему наш город: они посетили выставку Фешина в галерее «Хэзинэ», познакомились с недавно открытым Горкинско-Ометьевским лесопарком и многими другими интересными местами Казани… А мы, зрители и читатели, получили сегодня свой маленький праздник. По окончании встречи к писателю выстроилась настоящая очередь из детей за автографами. И самую трогательную надпись попросила девочка лет шести, державшая книгу «Дети и Эти». На форзаце Григорий Бенционович вывел: «Папе Саше!». Кажется, где-то сегодняшний спектакль продолжается, непременно продолжается!


Айрат Бик-Булатов.


ФОТОРЕПОРТАЖ


Комментарии