В Татарстане разработали проект закона о нематериальных культурных ценностях. Его создатели – комитет Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам – планируют на законодательном уровне обеспечить охрану и популяризацию таких объектов, а также создать соответствующий реестр. Сегодня, 16 февраля, законопроект в первом чтении принял Госсовет республики. В заседании также участвовали представители непарламентских партий. «Казанский репортер» разобрался, что представляет собой законопроект, и как его планируют реализовывать на практике.
Законопроект о нематериальных культурных ценностях призван урегулировать выявление, сохранение, изучение, использование и популяризацию национальных ценностей различных народов, проживающих в Татарстане. Разработчики проекта уверены, что подобные ресурсы не должны существовать обособленно от государства, которое, в свою очередь, может обеспечить необходимую охрану. На рассмотрение в Госсовет РТ законопроект внес комитет Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Презентовала его замминистра культуры республики Гузель Шарипова.
По ее словам, вопрос о сохранении нематериального культурного наследия уже поднимался на федеральном уровне в 2015 году, но никаких изменений в действующее законодательство так и не внесли, все сводится к различным госпрограммам.
– Деятельность по сохранению и возрождению нематериального культурного наследия уже вышла за рамки сугубо экспериментальной. В настоящее время она требует качественно новых условий по организации. На итоговой коллегии Министерства культуры РТ в 2015 году говорилось о необходимости разработки проекта закона о выявлении и сохранении нематериального культурного наследия. В 2016 году распоряжением председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина была создана рабочая группа, – сообщила Гузель Шарипова, – Принятие закона о нематериальном культурном наследии РТ даст возможность регламентировать взаимодействие в этой области органов исполнительной власти, местного самоуправления, в том числе исследовательских, образовательных, информационных, культурных институтов гражданского общества.
Но как бы давно ни велась работа в этом направлении и сколько бы времени на нее ни затратили, текст проекта, видимо, писали в спешке. Периодически всплывают опечатки: «нематМриального», «кльтурного» и «нОследия». Несмотря на это, разберемся, что вообще в нем описано.
Во-первых, разработчики дают широкую трактовку понятию нематериальных культурных ценностей. Сюда относятся народные знания, верования, обычаи, традиции, произведения фольклора, национальные обряды, все возможные формы исполнительских искусств (словесные, вокальные, инструментальные и танцевальные), технологии изготовления изделий народного декоративно-прикладиого искусства, предметов быта. А также, что бы это ни значило, «художественные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения».
Во-вторых, для фиксирования и учета всего вышеперечисленного разработчики законопроекта предлагают создать специальный реестр, вести который будет Минкультуры республики. Подать заявление о включении нового объекта в реестр, исходя из текста законопроекта, может «лицо, заинтересованное в охране и популяризации нематериального культурного наследия». Причем рассматриваться такое заявление в Минкультуры РТ может в течение года. Причиной этому ряд экспертиз, которые смогут доказать причастность заявленного объекта к так называемому нематериальному культурному наследию. То есть, если вы решите внести в реестр, например, поедание лапши в качестве сакрального ритуала пастафарианцев, у вас ничего не выйдет. Но любые другие данные из реестра вы спокойно сможете просмотреть. Их планируют публиковать в открытом доступе.
Изучение объектов нематериальных культурных ценностей планируется поручить научным, техническим и искусствоведческим организациям, специализирующимся на исследованиях. Популяризация же подразумевает проведение общественных мероприятий, в том числе по культурному обмену, а также путем создания условий для передачи элементов наследия от их носителей к молодому поколению и издание научных, научно-популярных и учебных работ. Финансировать этот процесс планируется из республиканского бюджета. Если закон примут, действовать он начнет только с 1 января 2018 года.
На рассмотрении законопроекта в Госсовете, помимо депутатов, выступали и представители непарламентских партий. Первым к микрофону вышел представитель «Российской объединенной трудовой партии ФРОНТ» (РОТ ФРОНТ) Идрис Зарифуллин. По его мнению, ключевое внимание во время принятия и реализации законопроекта должно быть привязано к формированию экспертного совета.
– Экспертиза должна осуществляться, на мой взгляд, и я прошу внести это в закон, специалистами в области филологии и искусствоведения, научной степенью не ниже кандидата наук. В комиссии по формированию реестра объектов культурного наследия не должен состоять, например, татарский аналог Валерия Леонтьева, – уверен представитель партии.
Также, по его словам, внутри реестра должен быть сформирован золотой фонд культурного наследия. То есть, отобраны и выделены лучше образцы. С нематериальным наследием малочисленных народов республики Идрис Зарифуллин предлагает работать специализированным научным центрам из соответствующих регионов России.
Лиде ПАРНАС в Татарстане Марсель Шамсутдинов о рассматриваемом законопроекте высказался одобрительно в одном предложении. Большую часть своего выступления он посвятил проблеме банковского кризиса в республике. Шамсутдинов выступил с инициативой законодательно разделить операционную и инвестиционную деятельность банков, предусмотреть возможность страхования средств юридических лиц, регулировать действия Агентства по страхованию вкладов.
Позже спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, отвечая на вопросы журналистов об инициативе представителя ПАРНАСа, заявил, что его предложения имеют место быть, но пока говорить об этом рано.
– Сначала нужно изучить стенограмму заседания, еще раз внимательно все просмотреть и только потом делать выводы, – сказал Мухаметшин.
Представительница партии «Коммунисты России» Карина Арутюнян в качестве примера нематериальных культурных ценностей привела празднование Нового года и традицию наряжать елку. Более того, девушка зачитала и историю возникновения праздника, назвав его общенародным. В итоге выступление представительницы непарламентской партии свелось к предложению отнести к нематериальным культурным ценностям общенародные традиции.
– Мы поддерживаем законопроект и предлагаем изложить нематериальное культурное наследие как совокупность присущих всему народу или этнической, социальной, конфессиональной группе духовных, нравственных и этических ценностей, – заявила Карина Арутюнян.
У лидера татарстанского отделения партии «Яблоко» Руслана Зинатуллина возникли вопросы по формулировкам, представленным в законопроекте. Он предложил изменить слова «нравственно-этических ценностей» на «моральные ценности».
– Нравственность имеет всеобщий, универсальный, традиционный характер. Она не может быть выражена в определенных, конкретных формах и не может принадлежать только одной этнической группе. Поэтому логичнее будет говорить о моральных ценностях, которые всегда конкретны, – уверен Руслан Зинатуллин.
Также он предложил добавить в раздел о полномочиях различных органов власти пункт об обязанностях муниципальных властей. Сейчас в проекте закона значатся обязанности Госсовета РТ, Кабинета министров и Министерства культуры республики.
– В нашей республике существет масса этнических поселений. Органы муниципальных властей могли бы оказывать существенную помощь в данном вопросе, – считает лидер реготделения «Яблока».
Все представители непарламентских партий единогласно отметили необходимость принятия закона. Так же проголосовали и депутаты. Наверное, в скором времени в Татарстане появится своя ЮНЕСКО. Осталось дождаться второго чтения и, возможно, последующего принятия законопроекта.
Регина Гималова.
Комментарии