​Сохранить то, что создал Жиганов

16 февраля 2017
Культура

Второй раз Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан собирает меломанов на фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». На открытии престижного музыкального форума побывал и «Казанский репортер».

Началось все в меру торжественно – без лишней помпезности. Намечавшуюся пресс-конференцию заменили пресс-подходом. Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем обращении пожелал всем участникам форума успехов, неиссякаемого вдохновения, любви благодарных зрителей и новых музыкальных свершений, а всем гостям – незабываемых впечатлений от соприкосновения с миром прекрасного. Арт-директор фестиваля музыковед и музыкальный критик Вадим Дулат-Алеев вкратце познакомил собравшихся с историей создания и исполнительской судьбой произведений, вошедших в афишу «Мираса». И на подиум поднялся – нет, взлетел! – маэстро.

Три вечера будет звучать музыка лучших татарских композиторов прошлого и настоящего – Назиба Жиганова и Салиха Сайдашева, Мансура Музафарова и Александра Ключарева, Луизы Хайрутдиновой и Мирсаида Яруллина, Рената Еникеева и Рашида Калимуллина, Масгуды Шамсутдиновой и Резеды Ахияровой. Три разных по манере дирижера поочередно встанут за пульт – Александр Сладковский, Рустем Абязов и Айрат Ишмуратов. И на все три вечера билеты уже раскуплены почти полностью. Это и не удивительно – на этот раз оркестр перелистает страницы музыкальной энциклопедии национального искусства без каких-либо искажений и купюр.

Инициатором проведения фестиваля «Мирас», что переводится как «Наследие», стал главный дирижер и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский. Казалось бы, идея эта лежала на поверхности – как в Татарстане не быть фестивалю татарской музыки? – однако, только в прошлом году начался своеобразный смотр музыкальных достижений нашей республики.

– У музыки нет национальности, но есть исторические корни, о которых нельзя забывать, – пояснил Сладковский. – Произведения татарских композиторов очень самобытны, красивы, колоритны и стилистически самоидентифицированы. В этом году, кстати, мы отмечаем восьмидесятилетие татарской симфонической музыки – в 1937 году на открытии Татарской государственной филармонии впервые прозвучала Первая симфония Назиба Жиганова. И моя цель – сохранить то, что создал Жиганов.

В первый вечер фестиваля, конечно же, звучали произведения родоначальника национальной симфонической музыки. Наверное, не будет преувеличением сказать, что из творчества этого композитора вышел весь татарстанский симфонизм.

– У Жиганова в истории татарской музыки особое прошлое. Он был безусловным лидером. Союз композиторов Татарстана, симфонический оркестр, консерватория – это фундаментальные основы и опоры музыкальной культуры Татарстана XX века, и все они связаны с именем Назиба Гаязовича, – размышлял Вадим Дулат-Алеев. – А ведь еще он и самый плодотворный татарстанский симфонист. Девятая симфония, которая открыла нынешний фестиваль, как мне кажется, самое теплое и жизнелюбивое из всех его сочинений.

Удивительно романтичным, трогательным, интимным и теплым был и выбранный Александром Сладковским стиль дирижирования. Маэстро на глазах у публики продемонстрировал свою любовь не только к исполняемым произведениям, но и к каждому в отдельности исполнителю. Музыка в его интерпретации бережно обнимала слушателей и вкрадчиво нашептывала им слова нежности и умиления.

Замечу, что и Девятая симфония, и симфоническая поэма «Кырлай», и сюита «Симфонические песни» прозвучали именно в том виде, в котором их задумывал автор.

– Ровно тридцать лет назад вышла виниловая пластинка фирмы «Мелодия», на которой Девятая симфония и часть из сюиты «Симфонические песни» звучали в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Фуата Мансурова, – напомнил Дулат-Алеев. – И с тех пор целое поколение не имело возможности слышать их в живом звуке.

Нам повезло. Услышали.

Если Девятая симфония раскрывает гармонию человека, народа и мира в полифоническом звучании народных мотивов, это мудрое созерцание жизни во всем ее многообразии и красоте, то «Симфонические песни» и «Кырлай» – пример умения создать художественные контрасты, яркие перемещения национальных образов, сполна используя для этого возможности большого симфонического оркестра.

Долго не смолкали аплодисменты, вынудив оркестр повторить на бис финал «Симфонических песен».

– Имя Назиба Жиганова, так же, как имя Софии Губайдуллиной и Натана Рахлина, святое без всякого преувеличения. Невозможно было не увековечить имя Назиба Гаязовича. Каким образом музыканты это могут сделать? Создать фестиваль, назвать его именем человека, который им по-настоящему дорог, и любовно, душой исполнить его произведения, – подвел итоги первого вечера Александр Сладковский.

Конечно, на второй году проведения фестиваля преждевременно говорить о традициях, но уже какие-то общие черты отметить можно.

Во-первых, стремление представить национальную симфоническую музыку в ее историческом развитии. В первый вечер звучат сочинения Назиба Жиганова, во второй – представлены самые значительные произведения татарской оркестровой музыки, а в третий – сцена отдана молодым композиторам.

Во-вторых, стремление показать разнообразные дирижерские школы. На первом фестивале это были Александр Сладковский, Рустем Абязов и москвич, дирижер театра «Новая опера» Василий Валитов. На нынешнем – Александр Сладковский, Рустем Абязов и дирижер и композитор в резиденции камерного оркестра «Новое поколение» города Монреаль (Канада), уроженец Казани Айрат Ишмуратов.

Еще два вечера впереди, еще две странички фестивальной жизни. Но уже сейчас понятно, что он удался и на сей раз. А значит, будет и третий, и четвертый форум национальной симфонической музыки, без которой невозможно теперь представить мировую культуру.


Зиновий Бельцев.

Комментарии