​Русско-турецкий…кризис?

26 ноября 2015
Мнение

24 ноября российский военный самолет был сбит после кратковременного вхождения в воздушное пространство Турции. И без того непростая ситуация, сложившаяся в последнее время по ближневосточному вопросу, значительно усугубилась. Вполне естественно, что обе стороны сразу после произошедшего начали «обмен выпадами». Кто прав, а кто виноват - покажет время, однако в последнее время, к сожалению, время ничего не показывает и не доказывает, так что вместо пустых разговоров о том, что было «на самом деле», стоит обратить внимание на публичную риторику.

Павел Чиков, руководитель ассоциации правозащитных организаций «Агора», прокомментировал эту новость следующим образом: «Русско-турецкие войны охватывают период в 241 год. В среднем одну русско-турецкую войну от другой отделяло всего 19 лет. Всего было 12 войн». Эта точка зрения, с одной стороны, понятна, т.к. всякий раз при ухудшении отношений между государствами начинают вспоминать об их войнах. Но в то же время, почти 100 лет Россия и Турция не сталкивались в прямом конфликте, да и тема российско-турецких войн почти не попадает в публичную сферу (чего не скажешь о Великой Отечественной или Холодной войне). В школьном учебнике истории этой теме тоже отводится относительно мало места (за исключением разве что петровских походов и Крымской войны). Тем интереснее узнать о характере взаимоотношений двух держав.

С момента создания Османской империи в 1453 году она воевала с Россией 12 раз. Последний мирный договор подписывался в 1918 году, когда Российской и Османской империй как таковых уже не существовало. Перемирие между войнами в среднем длилось около 20 лет.

Русско-турецкая война. 1877-1878. Взятие крепости Никополь. 4 июля 1877. Гравюра К. Крыжановского с наброска корреспондента «Иллюстрированной хроники» и рисунка А. Бальдингера. 1877

Причины подобной ожесточенности в отношениях можно найти практически в любой сфере, начиная с самых «приземленных» и меркантильных и заканчивая культурными. Понятие «добрососедские отношения», как известно, удел официальных документов и уставов ТСЖ. Войн с другими «соседями» у нашей страны в целом было не меньше. Россия и Турция обе оказались «наследницами» Византии, первая - в культурном отношении, вторая - территориально. Поэтому каждая война начиналась по совокупности причин, однако для каждой можно выделить формальную, ставшую «искрой» конфликта. Эти причины можно сгруппировать в три категории: «территориальные претензии», т.е. желание увеличить территорию; «дипломатические» - обязательства по союзным договорам, реакция на некоторые «неправомочные» действия противника; а также «защита балканских народов» - характерное только для России объявление войны из-за притеснения народов, находящихся под ее протекторатом. Впрочем, речь идет скорее о формальных причинах, например, в войне 1686-1700 годов ее «дипломатический» характер не помешал России занять часть территорий Турции и пробиться к Азовскому морю.

Инициаторами конфликта попеременно выступали как Турция, так и Россия. Впрочем, речь также идет скорее о формальной инициативе, т.к. «накаление» отношений перед войнами было очевидно для обеих сторон.

Сражение при Гирсове. 3 сентября 1773. Нападение турок на А.В. Суворова. Гравюра А. Коцебу. 1850-е гг.

Результатами войн, в основном, были территориальные изменения. В 1774 году закончилось почти вековое противостояние за право выхода России к Черному морю, еще около 50 лет ушло на укрепление черноморских позиций. Несмотря на то, что по результатам Крымской кампании Турции была возвращена часть территорий, Россия формально проиграла войну не ей, а коалиции европейских государств. Результаты войны 1914-1918 годов, проходившей в рамках Первой мировой, трудно интерпретировать, так как Россия побеждала на Кавказском фронте, однако на момент подписания Брестского мира статус обоих государств находился под большим вопросом.

С окончанием эпохи войн нельзя говорить, впрочем, о наступлении эры «абсолютной благожелательности». Реформы Ататюрка расходились с социалистической идеологией, и потому отношение к новому государству - Турции - в нашей стране было прохладным. Ситуацию усугубило и вступление страны в НАТО. Карибский кризис, как известно, тоже происходил при непосредственном участии Турции.

Турецкая тяжелая артиллерия на берегах Босфора 1877-78 гг

Новейшая история взаимоотношений двух государств, вроде бы, не предполагала разлада. Пропала общая сухопутная граница, появились новые государства, имеющие выход к Черному морю, в 2014 году на присоединение Крыма к России Турция отреагировала относительно спокойно, не предприняв никаких карательных действий (например, перекрытие проливов): реакцией на это стал проект «турецкого потока». Однако «яблоко раздора» оказалось совсем не там, где раньше – на Ближнем Востоке, где Турция сейчас пытается утвердить свое решающее положение. И, проводя аналогии с войнами прошлого, можно сказать, что нынешний кризис отношений в чем-то похож, а в чем-то – нет. Он не похож потому, что «камень преткновения» не находится на границе России и Турции, а также потому, что формально обе страны вообще ведут борьбу с радикальными исламистами, оказываясь как бы по одну сторону конфликта. С другой же стороны, кризис этот схож с войнами прошлого тем, что Турция выступает в нем не только как отдельная страна, но и как член военного союза.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!