Правосудие с отложенным временем

08 февраля 2017
События

8 февраля Советский районный суд Казани вынес постановление об аресте гендиректора инвестиционной компании «ТФБ Финанс» Тимура Вальшина на два месяца, до 2 апреля включительно. Он подозревается в мошенничестве в особо крупном размере ( ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, компания присвоила деньги вкладчиков Татфондбанка, переданные ей в доверительное управление.

За последние сутки время открытия заседания переносилось несколько раз. Сначала было объявлено, что оно начнется в 10.00, позже – в 14.00, а по факту заседание стартовало около 16.00. Помимо корреспондентов всех возможных телеканалов и интернет-изданий, в узком коридоре Советского райсуда толпились клиенты «ТФБ Финанс», Татфондбанка и Интехбанка. Расследование уголовного дела еще продолжается, по этой причине следствие повременило с оглашением полного списка потерпевших.

На часах 14.00 – очередной срок начала заседания, но подозреваемого Тимура Вальшина все нет. Судья Сергей Аптулин пока ведет другое заседание. Ожидающих гоняют из одного конца коридора в другой. Сотрудники суда уверяют, что Вальшина еще не доставили.

– Его здесь нет, успокойтесь. Он содержался не в изоляторе, а в следственном управлении, поэтому нам незачем его здесь держать, – говорит одна из сотрудниц.

Настроение среди ожидающих в это время подогревал общественный активист и пострадавший клиент ТФБ и Интехбанка Дмитрий Бердников. Он сообщил журналистам, что дело завели по его заявлению на доверительное управление.

– Мне пришел ответ из Следственного управления, что по моему заявлению возбудили уголовное дело и к нему приобщили еще 100 заявлений <…> Эти задержания – не последние. В дальнейшем еще будут. Я написал заявление 15 декабря в УБЭП МВД по РТ, а 2 января его уже переслали в Главное следственное управление. Потом я подал в суд, – говорит Бердников.

После Бердникова перед тремя десятками журналистов высказались пострадавшие клиенты компании «ТФБ Финанс». Но кроме них, в здании суда присутствовали клиенты Татфондбанка и Интехбанка. На вопрос, для чего они находятся здесь, если процесс не касается их непосредственно, вкладчики банков хором заявили: «Для поддержки».

– Мы – пенсионеры, сидим ночами-дням в интернете, хотя живем на внутривенных уколах. Вот зачем нам это надо? – говорит женщина, назвавшаяся Тамарой (фамилию она не назвала). – Это был очень удобный вклад. Я как пенсионерка могла каждый месяц снимать проценты, можно было пополнять счет. В других банках обычно без пополнения, без выдачи.

Позже слово взяли и так называемые дробильщики. Это люди, которые перевели часть своих накоплений на разные счета. Сейчас Агентство по страхованию вкладов называет их мошенниками, но люди говорят, что к подобным действиям их призывал банк.

– За несколько дней до объявления банка неликвидным его сотрудники звонили людям и рекомендовали раскидать деньги по счетам родственников. Многие пошли на это, – подтверждает и Бердников.

Ближе к 16.00 журналистов попросили войти в зал. Следом вошли клиенты «ТФБ Финанс» и так называемая группа поддержки. За ними – родственники Тимура Вальшина. Самого руководителя компании привели и посадили за решетку через 15 минут. Заседание началось.

Кроме Тимура Вальшина, под подозрение попали руководители двух подразделений инвестиционной компании – начальник управления активных операций Илнар Абдульманов и руководитель отдела клиентского сервиса ИК «ТФБ Финанс» Рустем Тимербаев. Такие же должности последние двое занимают и в ПАО «Татфондбанк».

Поводом для возбуждения уголовного дела против них стали факты хищения денег, переданных в доверительное управление инвестиционной компании «ТФБ Финанс». По предварительным данным, на счета ИК перевели накопления больше сотни вкладчиков. Причиненный им ущерб сейчас оценивается более, чем в 90 млн рублей.

Несмотря на наличие трех подозреваемых, суд рассматривал ходатайство о мере пресечения только для одного Тимура Вальшина. Это объясняется тем, что его задержали на день раньше остальных фигурантов. И, как-никак, он все же глава инвестиционной компании.

После объявления всех участников процесса, судья спросил, не возражает ли кто против присутствия прессы. Открытое заседание пришлось не по нраву стороне защиты.

– Сегодняшний день запомнят все, но когда будут оправдывать, не вспомнит никто, – заявил подозреваемый.

Учитывая, что до этого ни одна из сторон не настаивала на проведении закрытого заседания, суд отклонил протест. Позже следователь Марина Проноза объяснила, почему сторона обвинения настаивает именно на аресте Вальшина.

– До настоящего времени не обнаружены и не изъяты в полном объеме документы, касающиеся действий указанной организации, а именно ООО ИК «ТФБ Финанс», и взаимоотношений с ПАО «Татфондбанк» по привлечению клиентов, доступ к которым имеет непосредственно Вальшин. В связи с чем у следствия имеется достаточно оснований полагать, что Вальшин, находясь на свободе, может уничтожить указанные доказательства. Кроме того, учитывая то, что Вальшин занимает руководящую должность, в указанной компании и является одновременно сотрудником банка, следствие имеет достаточно оснований полагать, что он может оказать давление на свидетелей, в том числе и на сотрудников указанных организаций, находящихся в непосредственном подчинении, а также иных участников уголовного судопроизводства либо иным путем воспрепятствовать производству уголовного дела, – сообщила следователь.

Судья, в свою очередь, зачитал протоколы допросов. Свидетели, среди которых сотрудники банка, настаивали на законности всех операций: «не говорили клиентам, что вклады застрахованы, напротив, подчеркивали, что это не так». Сам Вальшин на допросе заявил, что руководство банка предложило «изучить возможность применения новой стратегии» и направить деньги из доверительного управления «на приобретение облигаций Татфондбанка». Для операционистов, проводивших сделки, была назначена премия в одну тысячу рублей за договор. Кто из топ-менеджеров предложил такую схему, Вальшин не помнит. По крайней мере так он заявил следователям.


Клиенты ИК на допросах уверяли, что сотрудники банков преподносили эту процедуру как VIP-вклад, многим обещали доход в 10-15%. Но в результате – ни денег, ни страховых выплат. По словам руководителя Фонда поддержки предпринимательства РТ Андрея Афонина, программа страхования вкладов не покроет убытков клиентов «ТФБ Финанс», поскольку деньги, вложенные в инвестиционные компании, не относятся к вкладам. В выплатах отказали почти шести тысячам клиентов, передавших средства в доверительное управление.

Естественно, сторона защиты доказывала невиновность Тимура Вальшина. Но предлагала до окончания следственных действий поместить его под домашний арест или вообще отпустить под подписку о невыезде. Заявлений о возможном залоге адвокат Оксана Исаева не делала. Зато в подкрепление собственной позиции она передала суду множество копий документов, среди которых свидетельство о браке (жена Вальшина не работает), свидетельство о рождении ребенка (сейчас ему семь лет), справки о тяжелых заболеваниях (у подозреваемого очень слабое зрение, что может быть чревато, со слов адвоката, эпилептическими припадками).

После оглашения точек зрения всех сторон был объявлен перерыв. Затем должно было прозвучать решение суда. Тут-то и включились в действие обманутые вкладчики. Пока адвокат беседовала с подозреваемым, пострадавшие клиенты «ТФБ Финанс» набросились на жену Вальшина с обвинениями и проклятиями.


Закончилось это удалением с процесса одной особо активной участницы протеста. За ней следом вышли еще несколько человек.

Адвокат Вальшина комментировать решение суда отказалась. Также она не ответила, планирует ли защита обжаловать избранную меру пресечения. Без комментариев из зала суда удалились и обвинители.

Тем временем в республике проблемы с ликвидностью начались еще у двух банков. «Анкор Банк» и Татагопромбанк ввели ограничения на выдачу денег (до 10 тысяч рублей с одного вклада) и объявили о проблемах с ликвидностью. Информацию подтвердили в обоих банках. Причем Татагропромбанк, кроме всего прочего, из-за «технических неполадок», как сообщили в call-центре, не выполняет платежи и переводы по расчетным счетам. Когда банки возобновят работу в прежнем режиме – не известно.



Регина Гималова.

Комментарии

  1. Любовь 7 лет назад
    Забыл, кто отдал распоряжение. Детский лепет. ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ. И НЕ ОН ОДИН.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!