Конфликт депутата горсовета Нижнекамска Николая Максимова и депутата Госдумы от «Единой России» Айрата Хайруллина начинался как политический, но, в конце концов, перешел в уголовную плоскость. Сейчас Максимов обвиняется в вымогательстве. По версии следствия, он потребовал 1,8 млн рублей за то, чтобы не распространять через газету «Ленинская правда в НК» порочащую репутацию Хайруллина статью. Максимов же настаивает на том, что речь идет об обычной сделке купли-продажи. Причем, как выяснил «Казанский репортер», среди потенциальных покупателей значились не только братья Хайруллины, но и некие загадочные представители «Фонда Навального». Кто прав, сейчас выясняют в Вахитовском районном суде Казани. Сегодня там проходит допрос подсудимого.
Николай Максимов сейчас находится под домашним арестом, и ему запрещено общаться с прессой. Ход дела он не комментирует, но каждое заявление свидетелей и потерпевших в суде Максимов принимает с язвительной ухмылкой. Про реакцию другой стороны мы можем сказать еще меньше: Айрат Хайруллин в суд не ходит, так как почти непрерывно участвует в работе Госдумы. Адвокат Хайруллина недавно высказал предположение, что при таком графике основной потерпевший появится в суде не раньше июля. Другим потерпевшим является брат депутата Илшат Хайруллин, гендиректор «Эдельвейс корпорейшн».
Впервые интересы Максимова и Хайруллина столкнулись весной 2016 года, то есть в преддверии выборов в Госдуму. Тогда Максимов намеревался пойти на выборы от партии «Коммунисты России», Хайруллин, соответственно, – от «Единой России», то есть они были прямыми конкурентами за место в парламенте. Кроме того, Максимов является одним из учредителей партийной газеты «Ленинская правда в НК». Как следует из материалов следствия, летом 2016 года он написал в эту газету критическую статью о братьях Хайруллиных, и номер был направлен в печать.
В настоящий момент ознакомиться с полной версией статьи не представляется возможным, но мы можем процитировать отрывок из обвинительного заключения, который был оглашен на одном из судебных заседаний. Там говорится, что «Хайруллин А.Н. всегда голосовал за «антинародные законы»; занимался предпринимательской деятельностью, будучи депутатом РТ, что является нарушением закона РФ; скрывал доходы и уклонялся от уплаты налогов; незаконно возглавил завод «Красный Восток»; «уничтожил» Нижнекамский пивоваренный завод. По указанию Хайруллина А.Н. посевы и земля холдинга «Красный Восток Агро» обрабатываются опасной дозой химических веществ; по указанию Хайруллина А.Н. людей отравили газом». В статье также упоминается и Илшат Хайруллин.
Оба брата впоследствии сочли эту публикацию порочащей их честь и достоинство, Илшат Хайруллин характеризовал изложенные там факты как «очерняющие и не соответствующие действительности». Максимов настаивает, что все данные, использованные в статье, можно найти в открытых источниках, в том числе в СМИ. Заметим, что Максимова не обвиняют в клевете.
Следует отметить, что «Ленинская правда в НК» последовательно критикует власти Нижнекамска. В сети можно найти фотографии издания за 2013 год, на страницах газеты звучат обвинения в адрес «Единой России» и руководства города. Так что публикация, о которой идет речь, вряд ли бы стала чем-то неожиданным на страницах этого издания.
В народ новый номер газеты так и не пошел. Как следует из материалов дела, получив тираж в количестве 94 тысяч экземпляров (по утверждению Максимова – только 30 тысяч), Максимов не стал распространять газету, а предложил политическому оппоненту выкупить тираж за 1 800 000 рублей. Связался с конкурентом Максимов не напрямую, а через руководителя предвыборного штаба и сотрудника «Эдельвейс корпорейшн» Рамиля Гайнутдинова, Тот сообщил о предложении Илшату Хайруллину, при этом в показаниях Гайнутдинова на суде значится следующее: «Он [Максимов] сказал, если вы не выкупите газету, он ее продаст другим, и это будет нести негативные последствия».
Они назначили встречу с Максимовым в Казани, при этом Хайруллин снял со счета брата сумму в 1 650 000 рублей – к тому моменту цена тиража немного упала. А параллельно с этим Хайруллин через сотрудника службы безопасности «Красный Восток Агро» Виталия Семенова сообщил обо всем в правоохранительные органы. Передача денег состоялась 27 июля, Максимова задержали сразу после получения суммы. Ему предъявили обвинение в вымогательстве в особо крупном размере. Илшат Хайруллин в своих показаниях добавляет, что его брат узнал обо всем в день задержания Максимова.
Версия Максимова отличается от позиции обвинения. В первую очередь Максимов сообщил, что еще до истории с продажей тиража стало ясно, что избираться в Госдуму он не будет – реском партии отказал ему в выдвижении по Нижнекамскому одномандатному округу. Это косвенно указывает на то, что он не намеревался вымогать деньги у Хайруллина, а просто предложил ему сделку в гражданском правовом поле – выкупить тираж.
Источник «Казанского репортера», близкий к следствию, добавляет, что в показаниях Максимова, которые он давал уже в качестве обвиняемого, есть еще пикантные подробности сделки, которые пока не прозвучали в суде. Так, Максимов заявлял, что потенциальных покупателей тиража газеты было несколько. В их числе обвиняемый называл неких представителей партий «Родина» и «Справедливая Россия». Более того, с Максимовым якобы связывались представители «Фонда Навального» (вероятно, речь идет о «Фонде борьбы с коррупцией», который возглавляет оппозиционный политик Алексей Навальный). Максимов же всем отказал – якобы ему не было смысла порочить Хайруллина, так как после выборов именно с Хайруллиным ему бы пришлось решать несколько актуальных проблем Нижнекамска.
В материалах дела фигурирует еще и письмо, которое Максимов якобы прислал Айрату Хайруллину через его личный сайт. В этом письме он признает свои действия ошибочными и совершенными «на эмоциях» и обещает впредь никогда не совершать действий, которые могли бы повлиять на репутацию Хайруллина. После того, как адвокат депутата ходатайствовал о приобщении этого письма к делу, Максимов в очередной раз усмехнулся, но возражений с его стороны не последовало.
На последнем заседании Илшат Хайруллин попросил суд «не наказывать Максимова слишком строго» (наказание за вымогательство в особо крупном размере – от семи до пятнадцати лет лишения свободы). Впрочем, эта история далека от завершения: сегодня суд только приступил к допросу подсудимого.
Александр Артемьев.
Комментарии