​Операция «Притяжение» или приключения пришельца в Чертаново

26 января 2017
Культура

Сегодня в широкий прокат выходит картина Федора Бондарчука «Притяжение». Это – первый в истории современного отечественного кинематографа фильм о вторжении инопланетян в Россию. Культурный обозреватель «Казанского репортер» Дарья Миронова сходила на пресс-показ «Притяжения» и теперь знает, что делать в случае встречи с пришельцами.

Режиссер Федор Бондарчук прорубил окно в одну из насущных тем современного кинематографа: встреча людей с инопланетянами. В картине «Притяжение» пришельцы с другой планеты столкнулись с жителями Северного Чертаново. Но Бондарчук не ограничился жанром научной фантастики. В его картине смешались и любовь, и патриотизм, и проблема отцов и детей.

Сюжет начинается со школьного урока, на котором учитель призывает детей, сидящих за партами, посвятить сегодняшний вечер редкому явлению – метеоритному дождю. Но вместо космической красоты жители Подмосковья сталкиваются с огромным летающим шаром, разрушившим половину Чертаново и унесшим жизни около двух сотен человек.

Чудом спасается главная героиня фильма Юлия, которую играет Ирина Старшенбаум. Едва выбежав из больницы, она встречается со своим отцом, полковником (Олег Меньшиков), в чьи руки перешло руководство операцией после объявления чрезвычайной ситуации. Отец, в чьей душе еще не зажила рана от потери любимой жены, пытается спасти дочь и запереть дома, с чем Юля, конечно же, не согласна.

Старшеклассница жаждет мести для инопланетян, и в этом ей помогает бойфренд Артем в исполнении Александра Петрова. Он, первый хулиган в районе, благодаря которому зритель видит блатную романтику времяпрепровождения в гаражах, вместе со своими друзьями и девушкой пробирается на огороженную военными территорию, где находится упавший НЛО.

Сцена падения шарообразного космического корабля – отечественная заявка на шикарные спецэффекты. Сравнивать с зарубежными, показанными в схожем по тематике «Прибытии» или «Интерстелларе», конечно, нет никакого смысла. Но создатели фильма, среди которых Дмитрий Рудковский, Арман Яхин, Дэйв Уайтхэд, смогли удивить зрителей, правдоподобно разрушив на экране один из районов Москвы. Пожалуй, эта сцена действительно заслуживает быть показанной в формате IMAX.

Компания ребят в спортивной одежде из Северного Чертаново под стильный саундтрек, составленный Иваном Бурляевым из треков группы «Грибы», рэпера Скриптонита и исполнительницы Onuka, крадет сброшенный одним из раненых пришельцев костюм, своеобразную кожуру. В то же время девушка Юлия спасает самого пришельца, сыгранного Риналем Мухаметовым.

Именно он, воспитанник «Гоголь-центра», исполнил одну из самых харизматичных ролей в «Притяжении». Федор Бондарчук представил инопланетян усовершенствованными людьми. Актер мастерски сыграл пришельца, способного выразить на лице весь спектр эмоций удивления от того, что люди курят, «убивают сами себя», или, например, поедают блины со сметаной. Внешне герой Риналя Мухаметова ничем не отличается от людей, но он чувствует чужие эмоции, живет вечно и, конечно, без особых проблем говорит по-русски.

«Ну и замутил Федька!», – воскликнула моя соседка по креслу в кинотеатре после часа просмотра «Притяжения». С одной стороны зритель наблюдает мощь российской военной техники: создатели картины уверяют, что в фильме задействованы настоящие боевые машины, вертолеты, беспилотники и даже тяжелый авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов». Представителей военной и дипломатической верхушки сыграли Сергей Гармаш и Олег Меньшиков.

С другой стороны, авторы показывают зрителю русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Гроза района в кроссовках с тремя полосками обвиняет пришельца в убийстве друга, которое на самом деле совершил его знакомый. Он призывает всех неравнодушных совершить правосудие и выгнать инопланетян с «нашей земли». Но при просмотре сцен с горящими автомобилями, взрывами от самодельных «коктейлей Молотова», со стычками между армией и агрессорами с битами зритель все больше теряется в собственной позиции: а за кого в этом сражении болеть? Наконец-то правоохранительные органы нашей страны выставлены в кино в положительном свете: они оперативно принимают решения и пытаются помочь пришельцам улететь с планеты Земля, а вот бунтующие народные массы, напоминающие о событиях на Украине или вспышки гнева в Бирюлево, по незнанию вовсе могут довести ситуацию до критической.

Смятение вызвано интересным режиссерским ходом: намеренным сближением пришельца Риналя Мухаметова и героини Ирины Старшенбаум. Примерами похожего успешного режиссерского решения являются картины «Джон Картер» Эндрю Стэнтона или всем известный «Аватар» Джеймса Кэмерона. Героиня «Притяжения» угощает жителя космического корабля горчицей, одевает его, как хипстера, в футболку с Юрием Гагариным, и даже знакомит с современной бабушкой в исполнении Людмилы Максаковой. Именно через призму юношеской влюбленности Федор Бондарчук подводит зрителя к своей главной идее, к главному вопросу: кто же агрессор? И почему?

Ответ находится ближе к концу фильма, когда все сюжетные линии сплетаются в одну. Он лежит на поверхности – в красивом монологе пришельца и ответном внутреннем размышлении старшеклассницы Юлии. Их история останется в сердцах девушек, частенько перечитывающих «Ромео и Джульетту» и мечтающих о рыцарях в сияющих доспехах, пусть эти доспехи и похожи на стильный экзоскелет.

Не много ли абсурда в таком сюжете взаимоотношений с инопланетянами? Возможно, в чем-то Федор Бондарчук действительно сгустил краски: район Чертаново за считанные часы превратился в военный городок, а только что очутившийся на планете пришелец моментально вник в коррупционные схемы. Много противоречий в самой главной героине, Юле. Старшеклассница не знает пароль домашнего вай-фая, но с легкостью вскрывает отцовский сейф с оружием, а пришельца с другой планеты, не задумываясь, приводит домой и знакомит с бабушкой. Такая разбросанность в сюжете и персонажах ухудшает впечатления от фильма.

После окончания «Притяжения» в заполненном с первых до последних рядов зале раздались жидкие аплодисменты. Кто-то хлопал новой открытой теме в современном отечественном кинематографе, кто-то – хорошей игре молодых актеров, а кто-то – тому, что выиграл билеты на фильм и сходил бесплатно.

Дарья Миронова.


Комментарии