​«Чайная​» церемония в Верховном суде​

24 января 2017
Происшествия

Верховный суд Татарстана накануне рассмотрел дело преступной группировки «Телестудия», прозванной в криминальной среде «чайниками». Семерых подсудимых признали виновными по всем семи пунктам обвинения, сообщили после оглашения приговора в пресс-службе Верховного суда РТ. Приговор еще не вступил в законную силу, все фигуранты этого дела намерены обжаловать слишком суровое, по их мнению, наказание, несмотря на то, что председательствующий судья назначил им меньшие сроки, нежели просил государственный обвинитель. В прениях прокурор потребовал присудить обвиняемым в общей сложности 74 года колонии строгого режима. После оглашения судебного решения из-за стеклянных перегородок охраняемой конвоем зоны слышалось: «Мы ж никого не убивали! Чо так много?!»

Процесс над обвиняемыми в причастности к деятельности ОПГ «Телестудия» при всей его обыденности для Татарстана, где преступные группировки разоблачают, словно по четко установленному графику, действительно один из немногих, на которых в обвинительном заключении так и не прозвучали слова «убийство», «бандитизм» – «всего лишь» ст. 163 (вымогательство), ст. 126 (похищение человека), ст. 162 (разбой), ст. 161 (грабеж), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 213 (хулиганство), ст. 127 (незаконное лишение свободы). Преступления квалифицируются как совершенные организованной группой.

Для казанских ОПГ такая «гуманность» действительно редкость. Вообще «телестудиевские» в криминальном мире Казани не пользовались большим авторитетом – именно в силу своей, как бы сказать, «тихой местечковости» что ли. В громкие разборки не лезли, в союзы с более крупными группировками не вступали. Зажатые в своем районе между такими монстрами криминалитета как «Жилка» и «Кварталовские», они трясли мелкий и средний бизнес, торговцев, таксистов, владельцев офисов и магазинов, действуя бесхитростно и без особых затей, за что и заслужили в определенных кругах прозвище «чайники». Впрочем, самим криминальным хозяевам улиц Волгоградская, Воровского, Восход, Ленская, Соловецких Юнг, а также проспекта Ибрагимова название «чайники» никогда не нравилось, даже вызвало раздражение у членов группировки – несолидно как-то. Потому-то и возникло самоназвание «Телестудия». Хотя здание казанской телекомпании, расположенное на улице Шамиля Усманова, никакого отношения к ОПГ, понятное дело, не имела. Тогда же возник и «логотип» группировки, какие в 80-90-х годах имели практически все уличные банды Казани. Кстати, и тут «чайники», так сказать, решили выделиться. Даже такие криминальные тяжеловесы, как «Тяп-ляп», довольствовались в этом кириллицей и неброским «ТК». «Телестудиевские» для обозначения территории, подконтрольной группировке, решили использовать более модную латиницу, и на панелях домов, заборах и ларьках зоны влияния ОПГ красовалось «TVS». по одной из версий, аббревиатура расшифровывалась как «Телестудия Восстания Союз» (Вечный Союз).

Кстати, на Московском рынке, который находился аккурат посередине территории, подконтрольной группировке, этого «логотипа» не было. Здесь «чайникам», что называется, крупно обломилось. По слухам, еще в 80-х, когда группировки только появились, один из авторитетов «телестудиевских» Московский рынок… проиграл! В карты, своему конкуренту из ОПГ «Низы» Кировского района. Такая «расточительность» много лет держала потом ОПГ на «голодном пайке» и послужила причиной многочисленных криминальных стычек на рынке, когда «чайники» все же пытались взять нескольких торговцев под свой контроль, но в итоге были вынуждены все же отказаться от такого, казалось бы, доступного куска пирога.

На протяжении почти всех 90-х годов ОПГ «Телестудия» находилась в перманентно угнетенном состоянии. Ее «расцвет» начался, когда, как следует из материалов уголовного дела, в середине 2000-х в лидеры «чайников» выбился Александр Савельев. В 2010 – 2013 годах вокруг него сложился круг доверенных лиц, в который вошли Роман Сорокин, Марат Галявиев, Рустем Шайдуллов, Афис Гойджаев, Рустем Шангараев. Как и другие ОПГ, участники «Телестудии» формировали общак, обеспечивали безопасность, дисциплину и конспирацию, вербовали новых бойцов, наказывали и изгоняли провинившихся. Савельев, смог объединить все мелкие уличные банды района. Перестали существовать как отдельные криминально-административные единицы «Пентагон» (район улиц Гагарина, Городской и Исаева), «Панельный двор» – квартал между Московским рынком и ДК Химиков. Теперь все вместе это называлось «Телестудия» и спешило прибрать к рукам все, что было еще возможно.

Увы, «Телестудия» к переделу собственности в криминальном мире опоздала. Все крупные предприятия были уже под контролем более серьезных криминальных конкурентов. Так что членам ОПГ оставалось лишь терроризировать мелкий и средний бизнес в районе, чем они и занимались вплоть до 2015 года, когда начались первые задержания.

Причем, замруководителя первого отдела по расследованию ОВД СУ СКР по РТ подполковник юстиции Руслан Сайфутдинов, работавший по делу ОПГ «Телестудия», отметил наглость, с которой совершала преступления группировка. Своих жертв, обеспечивающих доход, бандиты «выжимали», что называется, до последней капли.

Так, одним из главных источников дохода воровского общака были, например, пассажирские перевозчики и таксисты. И вот в марте 2007 года Савельев как-то встретился со своим знакомым Идрисом Назиповым, который занимался частным извозом. Он знал, что таксист азартен и проводит много времени у игровых автоматов у Московского рынка. Тогда Савельев потребовал с Назипова ежемесячный откат в размере 10 тыс. рублей за «крышу» и развлечения в зоне базирования группировки. Три года, до марта 2010-го, таксист платил, но этого было мало. В июле 2009 года Савельев узнал, что Назипов, помимо извоза, занимается куплей-продажей автомобилей, перегоняя их из Белоруссии. Для работы он использовал Toyota Camry, на которую и позарились группировщики. Машину забрали, потребовав за нее выкуп в 200 тыс. рублей, и одновременно подняли ежемесячный «взнос» до 50 тысяч. По версии следствия, Назипову нанесен материальный ущерб на сумму не менее 510 тыс. рублей. Своим давлением члены группировки довели предпринимателя до полного разорения, и в итоге он написал заявление в полицию о вымогательстве.

Последней каплей стало общение с группировкой и для предпринимателя-девелопера Ленара Бикмурзина. Мужчина сдавал дом на улице Волгорадской под офисы, кафе, автомастерскую и мойку. На его автомобиль Infiniti FX35, как и на машину Назипова, члены группировки положили глаз в сентябре 2013 года. Воспользовавшись нетрезвым состоянием Бикмурзина, участник ОПГ Сергеев получил разрешение пользоваться его иномаркой, а потом при участии Савельева и Сорокина и вовсе потребовал переоформить Infiniti на себя. Уговоры и ссылка на неоплаченную еще рассрочку за автомобиль не помогли, бизнесмена избили, а автомобиль переоформили на Сергеева. В уголовном деле с участием Бикмурзина есть только этот эпизод, при котором предпринимателю был нанесен материальный ущерб на 750 тыс. рублей.

Впоследствии рэкетиры завладели одним из офисов девелопера на Волгоградской, пообещав за аренду 15 тыс. рублей в месяц, но ничего никогда не платили. Следующим этапом стало похищение Бикмурзина. В октября 2013 года брат передал девелоперу 400 тыс. рублей в долг. Свидетелем этой встречи стал Сорокин, который вечером того же дня затолкал Бикмурзина в автомобиль и привез в «офис» группировки, где потребовал отдать деньги. Потом поехали к бизнесмену домой, где тот, не выдержав угроз, указал на место, где лежали деньги. Сорокин забрал найденные 157 тыс. рублей и iPhone 5. В конце-концов нервы предпринимателя не выдержали постоянного бандитского прессинга, и он тоже пошел в органы писать заявление и стал сотрудничать со следствием. Это и было началом конца ОПГ «Телестудия».

Хотя в материалах уголовного дела есть и еще эпизод, достойный упоминания. Тем более, что с его, так сказать, «последствиями», сталкивались в повседневной жизни многие простые казанцы. В 2013-2014 годах именно в подконтрольном группировке районе участились случаи обстрела пассажирских автобусов из пневматического оружия. Все тогда гадали, кто так злостно и опасно хулиганит? Собственники импортных автобусов, в ожидании дефицитных стекол вынуждены были заколачивать проемы фанерой, жестью, некоторые машины и вовсе простаивали. Сейчас из материалов уголовного дела становиться понятно, что это было «давление» на перевозчиков со стороны «Телестудии» с целью вынудить коммерсантов согласиться с условием платить дань членам ОПГ. Так, в январе 2013 года Савельев, Сергеев, Шайдуллов и Галявиев подъехали к железнодорожному вокзалу «Казань-2» и начали угрожать диспетчерам ООО ТЭК «Ак Барс Трансфер». Тариф бандиты установили следующий: 20% от ежедневной выручки либо 100 рублей с перевозки каждого «междугороднего» пассажира. В противном случае обещали уничтожить или повредить автобусы. Предполагалось что от ОПГ будет свой «контролер». Водители же вместо того, чтобы платить, покидали вокзал, прекращая посадку пассажиров.

Расправа за неподчинение последовала 23 апреля 2013 года, когда Сорокин проследил за одним из автобусов. На железнодорожном вокзале «Казань-1» он увидел, как водитель пересел в автобус Hyundai Universe. Проезжая мимо, Сорокин выстрелил из травматического пистолета, обилие свидетелей на улице нападавшего не смутило. По данным следствия, примерный ущерб, нанесенный членами группировки перевозчикам, составил 2 млн рублей.

Как сообщили в СУ СКР по РТ, в ходе расследования ни один из обвиняемых вину не признал. «По факту в преступлении сознался только Шангараев, он признал вымогательство машины у Назипова», — сообщил старший помощник руководителя следственного управления Андрей Шептицкий. Отрицали обвиняемые не только причастность к ОПГ, но и личное знакомство друг с другом. Только Шангараев и Гойджаев не стали оспаривать приятельские отношения.

В результате суд приговорил Савельева к 12 годам, Сорокина – к 11 годам, Сергеева – к 9 годам и 6 месяцам, Галявиева – к 7 годам и 1 месяцу, Шайдуллова – к 7 годам и 6 месяцам, Гойджаева – к 7 годам и Шангараева также к 7 годам. Все участники будут отбывать наказание в колонии строго режима.

На этом, казалось бы, можно поставить точку, если бы не одно но… Как поведал источник, про которого принято говорить «хорошо владеющий ситуацией в криминальном мире Казани», сама ОПГ «Телестудия» не ушла за решетку вместе с бывшими своими руководителями и костяком старого состава, а продолжает существовать. И новые члены группировки даже собираются по месту нахождения прежнего офиса в здании на Волгоградской достаточно регулярно, чтобы обсудить дела «на районе» за партией на бильярде. А недавно, в криминальных кругах, достаточно живо обсуждали «громкое» заявление от имени ОПГ разошедшееся устным порядком «по своим». Якобы группировка полностью отказывается от каких-либо перечислений в общероссийский воровской общак и не признает больше авторитета воров в законе. Что может означать такое заявление – пока не совсем понятно. Либо это самоликвидация группировки, либо переход к так называемому в криминальном мире «беспределу» и желание самостоятельно обделывать свои непубличные дела.

Впрочем, в любом случае вместе с прозвучавшими в зале Верховного суда приговорами главарям «Телестудии» сколь-нибудь публичная страница группировки закрыта.

А закон признает ее закрытой, как только приговор вступит в силу.


Динар Усманов.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!