​Эффект зеленого кота. Блогер Zeleniykot о частной космонавтике и краудфандинге

25 ноября 2015
Общество

21 ноября в казанском IT-парке состоялась встреча с популяризатором космонавтики и известным блогером Виталием Егоровым (Zelenyikot). Корреспондент «КР» побывал на встрече и узнал, откуда берутся деньги в пространстве, в котором, казалось бы, нет вообще ничего.

Сейчас Виталий работает в пресс-службе российской частной космической компании Dauria, до этого был журналистом в нескольких петербургских изданиях об автомобилях и путешествиях. Параллельно с этим писал о космонавтике в крупных социальных сетях и блог-платформах под ником Zeleniykot – именно благодаря этому Dauria его и заметила. О себе Виталий рассказвает следующее: «У меня есть суперсила, она заключается в том, что я могу писать про космос понятно и интересно. Роскосмос, например, так не может».

Откуда в космосе деньги, и кто их может заработать?

«При словах «частная космонавтика» обычно на ум приходит космический туризм, добыча полезных ископаемых на астероидах или, например, сюжет фильма «Чужой». Все это – будущее, и даже тот самый туризм сейчас еще не такой, каким бы все хотели его видеть», рассказывает Виталий. Основной же космический бизнес (как и любой другой) сосредоточен там, где есть люди, то есть в околоземном пространстве.

Структура космической экономики такова: 33% доходов или $85 млрд в год приходятся на разработку и запуск космической техники, 9% или $21,6 млрд – на услуги спутниковых операторов и 56% ($149,6 млрд в год) – на клиентские сервисы. Данные приведены за 2014 год. Космический туризм в этом «пироге» почти что не представлен.

Самые развитые и доходные области – сервисы и приложения, связанные с навигацией, а также трансляция телесигнала. Менее развито частное производство и запуск космической техники, причем запускают чаще всего как раз телекоммуникационные спутники для тех же клиентских сервисов. Немного особняком стоят те, кто занимается торговлей данных, полученных со спутников. Эти люди через свое оборудование по договоренности с владельцами спутников скачивают оттуда, например, фотографии и продают их, скажем, в «Яндекс», который использует их для составления своих карт. В России примером такой компании является «Сканэкс». Интересно, что «Сканэкс» чаще всего получает данные у зарубежных партнеров, Роскосмос же снимками не торгует. Как пример, Виталий приводит два одинаковых спутника, один из которых принадлежит Роскосмосу, второй – Белоруссии. За минувший год белорусский спутник принес своим владельцам $30 млн с продажи данных, российский же его близнец не заработал ничего.

Отсюда следует вывод: зарабатывать на космосе можно, находясь на земле и никуда ничего не запуская. Помимо продажи данных, можно еще и разрабатывать программное обеспечение для спутников или детали для космической техники.

Частный российский космос

Сейчас в России появилась новая волна стартапов, связанных с разработкой и запуском космической техники, то есть с не самым высокодоходным сегментом. «Эти люди любили конструировать технику, что-то паять, а не писать программы – поэтому и стали этим заниматься, причем так, чтобы впоследствии можно было бы получать за это деньги», - рассказывает Виталий. Он обращает внимание на четыре самых крупных компании.

Dauria Aerospace, занимается разработкой небольших спутников. На данный момент компания владеет тремя спутниками на орбите Земли, два из них в будущем планирует продать американским компаниям. В нее инвестировано $34 млн, на данный момент компания еще не прошла точку безубыточности.

Sputnix является более скромной компанией, чем Dauria, она владеет только одним спутником, но на данный момент уже приносит прибыль своим создателям. Sputnix занимается разработкой служебных систем для малых космических аппаратов.

«Космокурс», как ни странно, занимается именно космическим туризмом, не связанным, правда, с полетами на МКС. Они строят аппарат, который отправит людей на высоту 180 километров над землей и обеспечит 20 минут невесомости – формально это полноценный полет в космос. Виталий оценивает инвестиции в проект на уровне $150 млн.

«Лин Индастриалз» разрабатывает небольшие ракеты, которые в дальнейшем будут использовать частные компании для запусков своих спутников. Сейчас все они отправляют свое оборудование в космос «на попутках», вместе с большими ракетами Роскосмоса с крупных космодромов. Ракеты от «Лин Индастриалз» предназначены для отрпавки одного-двух спутников, а запустить их можно хоть в чистом поле, достаточно подложить несколько бетонных плит (и согласовать запуск со всеми вдеомствами). Инвестиции в «Лин Индастриалз» на данном этапе небольшие – всего $300 тысяч, и часть из них вложили основатели игры World of Tanks. «Они тогда еще слоган раскрутили, «играешь в танки, помогаешь космонавтике!», - вспоминает Виталий. - Ну, и многие тогда с новым энтузиазмом ринулись в танки играть».

Идеальный космический стартап

Виталий приводит схему, по которой должен развиваться связанный с космосом стартап, чтобы его продукт пользовался успехом. Основой для него должна стать команда, объединенная какой-то идеей, будь то запуск спутника или написание клиентского приложения. Важно отметить, что уже на этом этапе должно быть понятно, как в будущем эта идея сможет приносить деньги.

С этой идеей команда ищет инвестиции в России. Среди потенциальных инвесторов Виталий особо отмечает инновационный центр «Сколково». Команда получает инвестиции и начинает всестороннюю работу над продуктом.

На третьем этапе существует два варианта развития стартапа: он получает госзаказ, привлекает зарубежные инвестиции. Ну, или происходит какое-то чудо, благодаря которому проект совершит моментальный скачок к своей вершине – успешному продукту. Однако, по словам Виталия, в настоящее время получить госзаказ или привлечь зарубежные инвестиции уже само по себе является чудом.

«Роскосмос обладает огромными мощностями, большая часть которых досталась ему в наследство с советских времен, - рассказывает Виталий. - А задачи тогда решались на порядок масштабнее, поэтому сейчас этих мощностей намного больше, чем нужно. И чтобы центры Роскосмоса не зачахли, их нужно загружать как можно больше. Поэтому госструктура и не привлекает подрядчиков из области частной космонавтики». По словам Виталия, за последние несколько лет был заключен лишь один контракт между Роскосомосом и частной компанией: государство приобрело один из спутников Dauria для фотографирования поверхности Земли.

Получить зарубежные инвестиции сейчас стало не менее сложно, чем госзаказ, виной тому – политическая ситуация. «Как правило, сейчас переговоры с зарубежными инвесторами заканчиваются на словах «Мы из России», - сетует Виталий. - На данный момент еще можно искать инвестиции в Индии, Китае, даже в ЮАР, но рынок там намного сложнее».

- Выходит, что успешный продукт частная компания может получить только благодаря чуду, а где же тут оптимизм? – спрашивают из зала.

- Оптимизм – в любви к космосу, - отвечает Виталий.

Скинемся всем миром

Не все проекты могут приносить прибыль, но это не значит, что от них нужно с ходу отказываться. Во второй части встречи Виталий рассказывает, как финансировать связанные с космосом проекты с помощью краудфандинга, собирая на специальных интернет-площадках пожертвования от большого количества разных людей.

При помощи такого механизма реализуются самые разные проекты как за рубежом, так и в России. Например, проект космического телескопа ARKYD-100 собрал более $1,5 млн на краудфандиноговой площадке Kickstarter, организация Planetary Society тестирует на собранные деньги возможности создания «солнечного паруса» (пока безуспешно).

В России 400 тысяч рублей собрали проект спутника «Маяк», который должен при помощи отраженного солнечного света засиять новой звездой на небе, проект по теоретической проработке возможности полета к Марсу и Венере, а также собственный проект Zeleniykot по запуску спутника, который сфотографирует в высоком разрешении ту часть поверхности Луны, где якобы произошла высадка американских пилотируемых Apollo, советских автоматических станций «Луна» и «Луноход». Таким образом можно будет проверить, были ли на самом деле люди на Луне.

Проект собрал 1,7 млн рублей из необходимых 800 тысяч, большая часть этих денег уйдет на необходимое для расчетов и тестов оборудование и экспертизу результатов. На этом этапе ведется лишь теоретическая проработка полета, создание и запуск будет стоить около $10 млн, сообщает Виталий. Для этого уже нужно будет привлекать инвесторов, причем Виталий не хочет, чтобы вложения приходили, например, из США: результаты полета должны быть абсолютно непредвзятыми.

«В кампании по сбору средств очень большую роль сыграли СМИ, новость подавалась как-то вроде «Российский спутник разоблачит лунный заговор», а ежедневные пожертвования тогда превысили 100 тысяч рублей. Сам я считаю, что американцы все-таки были на Луне по одной простой причине: технологии того времени позволяли совершить такой полет. И когда я дал такое интервью, ежедневная сумма пожертвований упала втрое», - рассказывает Виталий.

В заключение блогер продемонстрировал, как влияет на результаты краудфандинговых проектов размещение информации о них от имени Zeleniykot. Во всех трех упомянутых выше случаях произошел резкий скачок пожертвований, Виталий называет это «эффектом Зеленого кота». Это явление подтверждает, что умение интересно рассказать о чем-то – действительно своего рода суперсила.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!