​«Рай» не для всех

20 января 2017
Культура

В широкий прокат вышел фильм Андрея Кончаловского «Рай». На прошлом кинофестивале в Венеции режиссер получил Серебряного льва за лучшую работу. Но в России Кончаловский не искупался в овациях: сборы невелики, зрители уходят из зала после первых десяти минут. Культурный обозреватель «Казанского репортера» Дарья Миронова посмотрела «Рай» и готова высказать свое мнение.

Историческая лента о годах немецкой оккупации считается одним из главных фильмов прошедшего венецианского кинофестиваля. Жюри присудило Андрею Кончаловскому Серебряного льва за лучшую режиссерскую работу, а роль Юлии Высоцкой кинокритики сочли одной из самых сложных в ее карьере. Но массовый зритель не стремится посмотреть фестивальный «Рай». И многое упускает.

Сюжет картины русского режиссера Андрея Кончаловского разворачивается вокруг стран-участниц Второй мировой войны: Франции, Германии и СССР. Главную героиню Ольгу в исполнении Юлии Высоцкой арестовали за помощь в спасении еврейских детей. Ее, русскую аристократку, приводят на допрос к французскому комиссару Жюлю, которого играет Филипп Дюкен. Он, тихий семьянин, приходит в восторг от княжны Ольги и соглашается сохранить ей жизнь. Но режиссер распоряжается иначе: Ольгу отправляют в немецкий концлагерь. Там ее встречает давний знакомый Хельмут, молодой поклонник Гитлера, эсэсовец, сыгранный Кристианом Клауссом.

Зритель узнает о судьбе героев из их воспоминаний, рассказанных перед камерой. Андрей Кончаловский сталкивает зрителя с персонажами один на один: герои сидят за столом и рассказывают о своей судьбе. Для каждого война сложилась особым образом: Хельмут восхищается политикой Гитлера. Он искренне верит в победу национал-социалистов и, сидя перед камерой, восклицает: «Речи Гитлера касаются души. Великая идея нашла великого человека, который может ее выразить». Французский комиссар Жюль все еще ведет тихую семейную жизнь и не причисляет себя к нацистам. В его жизни ничего не изменилось: он каждое утро гуляет с сыном по лесу, разглядывая муравейник, а днем разбирает дела задержанных.

После рассказов о немецком рае на земле и смерти одного из героев из зала вышли первые зрители. Пара с задних рядов спешно собрала свои вещи, а молодой человек громко крикнул перед уходом: «Дебилизм!».

Но картина продолжалась, и зрители, казалось, не обратили внимания на потери в своих рядах. На экране все так же транслировалась черно-белая картинка в старомодном квадратном формате, мастерски снятая оператором Александром Симоновым. Порой, когда на экране вновь оказывался один из персонажей, сидящий за столом, картинка теряла качество и становилась пленочной. Стабилизация изображения оправдывала заминки в интервью героев.

Но это, скорее, не интервью, а исповеди людей, перед которыми встал выбор: добро или зло? И эти откровенные признания героев, их слезы, улыбки перед камерой не выверены по принципу «правильно и неправильно». В разговоре перед вратами рая, поставленном Кончаловским, имеет вес лишь добро и зло.

Хельмут начинает беседу издалека, рассуждая о положении Германии после Первой мировой войны. Он восхищен Гитлером, который вывел страну из упадка. Он готов умереть за него, признаваясь: «Смерть за идею – вот наша самая желанная награда». Хельмут восхищается и коммунистами, и русской литературой, в частности – Чеховым, чья невеста погибла в одном из концлагерей. Сидя перед камерой, рассказывая о своей жизни и смерти, Кристиан Клаусс часто улыбается.

Ольга в исполнении Юлии Высоцкой на исповеди чаще плачет. Актриса пропустила тяжелую историю жизни героини через себя. Это заметно даже внешне: ради роли она похудела и побрилась наголо. Героиня мало говорит о Родине, все больше о себе: каково быть женщиной в концлагере, дарить ласку или убивать за сигареты. Иногда она говорит: «Все, больше не могу», и замолкает. Режиссер акцентирует внимание именно на таких моментах эмоциональных взрывов, и самый яркий даже представил в качестве постера к «Раю».

Конечно, не так сложно понять режиссерскую задумку, заключенную в выборе собственного рая каждым из героев. Андрей Кончаловский сделал картину минималистичной, черно-белой, чтобы зритель не отвлекался от основной темы. Музыкальное сопровождение к «Раю» также сделано максимально простым. В фильме Кончаловского все правдоподобно: костюмы героев, атрибуты интерьера, на которые часто обращена камера. В качестве небольшой подсказки, ведущей к режиссерской идее, герои даже прибегнут к цитате из «Божественной комедии» Данте: «Где рай, там найдется и место для ада с чистилищем, а до девятого неба доберется лишь тот, кто прошел девять кругов преисподней».

К концу фильма в зале осталось не больше половины от первоначального числа зрителей, пришедших на сеанс. Да, «Рай» – фестивальный фильм, к которому массовый зритель еще не готов. Несмотря на то, что многие премьеры того же кинофестиваля в Венеции хорошо были приняты зрителем («Ла-ла Лэнд», «Под покровом ночи»).

В одном из эпизодов Хельмут, обращаясь к любимой теме русской классики, задается вопросом: «А что сказал бы Чехов, если бы узнал, что творится в мире? Наверное, ничего бы не сказал. Не поверил бы». Вот и Кончаловский не поверил бы, увидев, что после казанской премьеры «Рая», когда включился свет, многие в зале проснулись со словами: «Было слишком скучно». Выбор русской аристократки, защищавшей еврейских детей в немецком концлагере, оказался неинтересен зрителю. А ведь именно она, по мнению режиссера, после исповеди попала в «Рай».

Дарья Миронова.



Новости от партнеров
Материалы по теме
​«Живое»: пришельцы снова нам не рады
04:03, 3 марта
Культура
​«2+1»: о семейных отношениях, толерантности и французах в Лондоне
12:01, 1 января
Культура

Комментарии