Федеральная коллегия по жалобам на прессу во главе с председателем совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым сегодня в Казанской ратуше рассматривала жалобу студентки КФУ Диляры Нурметовой на интервью имама Шамиля Аляутдинова журналистам Ксении Собчак и Антону Красовскому. По мнению заявителя, в беседе «допущены оскорбления чувств религиозных верующих». Коллегия после почти трехчасового заседания, больше похожего на ток-шоу, удалилась для принятия решения, которое огласят не раньше, чем через неделю. Тем временем СМИ сообщили, что общественники решили провести еще одно заседание.
Жалоба Диляры Нурметовой на интервью имама Шамиля Аляутдинова, опубликованном в интернет-версии журнала «Сноб», была подана в общественную коллегию по жалобам на прессу еще летом, однако представители консультативного органа приняли решение рассмотреть ее сегодня на своем выездном заседании в Казани.
В первые полчаса заседания коллегия упорно выясняла, кто должен выступить в качестве ответчика по этому делу. Ответ, который поступил от редакции журнала «Сноб», гласил, что интернет-версия издания не является средством массовой информации и к редакции журнала отношения не имеет. Члены коллегии все же предположили, что сайт журнала и сам журнал – одно и то же, в том числе потому, что у них совпадает электронный адрес для отправки писем.
В итоге Михаил Федотов сообщил, что ответчик будет найден во время вынесения итогового решения.
Заявительница Диляра Нурметова в своей жалобе указала, что «возможно, допущены оскорбления чувств верующих в той части материала, где корреспонденты беседуют с имамом мечети». В тексте есть и другие интервью, но Нурметова акцентировала внимание на нескольких фразах журналистов, в частности на тех, где «ислам – религия агрессивная», а «мусульмане отрезают головы». По мнению Нурметовой, это «деформация фактов». Заявительница также считает иронией фразу Ксении Собчак: «Не, ну действительно, не все мусульмане хотят кому-то отрубить голову».
Перечислив еще несколько фраз, которые ее оскорбили, Нурметова обратила внимание на фотографию Собчак, где та «сидит в мечети босиком». По мнению заявителя, «это демонстрация в СМИ неуважения к представителям религии, верующим».
– В данном тексте есть искажения фактов. В нем утверждается, что ислам – религия агрессивная, подразумевается, что мусульмане отрезают головы. Если любой человек кого-то убивает, это не значит, что это предписано его религией. По-моему, журналисты поступили непрофессионально, – поделилась переживаниями Нурметова. – Перед тем, как опубликовать материал, они не изучили то, о чем хотели написать. В данном случае - Коран и его каноны. Они [журналисты] говорят об Исламском государстве и называют это исламом.
Представитель ДУМ РТ Нияз хазрат Сабиров поддержал Нурметову. По его мнению, в материале «Сноба» содержится искаженная информация об исламе.
– Мы все хорошо понимаем, что ислам – традиционная религия, ее исповедуют в течение многих веков. Собчак и Красовский не были подготовлены к этому диалогу, и мне кажется, что через этот текст они хотели очернить ислам. Нужно понимать, что в исламе нет места террору, и имам это четко объясняет в своих ответах, – констатировал Сабиров.
Членов коллегии интересовал вопрос, что именно задело заявителя и представителя ДУМ РТ, который поддержал жалобу: вопросы журналистов или тема беседы? Диляра Нурметова повторила, что «для корреспондентов нет различия между Исламским государством и исламом», и это «конечно, задевает».
Участники коллегии и присутствовавшие стали живо обсуждать, по какой причине Ксения Собчак была в мечети босиком: из-за неуважения к религии или потому, что там нельзя находиться в обуви. Некоторые участники дискуссии увидели в действиях журналиста скрытый подтекст: якобы Собчак нарочно надела обувь на босу ногу, дабы проявить неуважение к исламской религии.
– Журналисты хотели вас оскорбить специально или в силу бестактности? – задал вопрос заявительнице журналист и член коллегии Леонид Никитинский.
– В силу бестактности, – Нурметова была лаконична.
Руслан Серазетдинов, член казанской региональной коллегии по жалобам на прессу и представитель городского медиа-клуба обратил внимание участников дискуссии на самое начало текста, в котором сказано: «Господи, вот перед Тобой два шута. Тетка в клоунской бороде, мужик – в сарафане. Нелепо, смешно, безрассудно, безумно...»
– Авторы сразу оговаривают свою позицию некоего безумства, юродства. Позиция, которая не может быть востребована как серьезная. В то же время я нашел решение Европейского суда по правам человека, в котором говорится, что представитель религии не должен ожидать, что его веру не будут критиковать, – поделился мнением журналист.
Вице-спикер Госсовета РТ и сопредседатель Казанской региональной коллегии по жалобам на прессу Римма Ратникова отметила, что в любом другом российском регионе эта публикация не вызвала бы такой острой реакции.
– У нас в Татарстане очень толерантное отношение к любой религии. Поэтому я очень понимаю заявителя. У нас никто никогда не позволяет себе такие вещи высказывать. Это не значит, что они вне критики. Но это такие вещи, в основе которых лежат факты, которые проверяются на достоверность и излагаются в уважительном тоне. А вот говорить, что «Тора написана хрен знает кем» (в публикации действительно есть такие слова Антона Красовского – ред.) – это богохульство. Мы себе такого не позволяем, поэтому так к этому и относимся, – резюмировала Ратникова.
Член совета адвокатской палаты РТ и участник казанской коллегии Этери Ильина после нескольких прочтений текста «поняла, что ее так задело».
– Интервью предполагает вопросы. На вопрос ожидается ответ. А журналисты в этой публикации изначально навязывают свое мнение. Тут откровенные комментарии с издевательством. Я везде в контексте вижу навязанные обвинения. Даже мои чувства задеты, хотя я не мусульманка, - высказалась Ильина, после чего стало понятно, что заседание коллегии и впрямь больше походит на ток-шоу на федеральном канале.
Подготовить экспертное мнение на эту публикацию федеральная коллегия поручила завкафедрой журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ профессору Светлане Шайхитдиновой. По ее словам, в опубликованном метериале содержатся сведения, которые нарушают принципы профессиональной этики журналиста: объективность, недопустимость дискриминации по конфессиональному признаку и распространение сведений, поддерживающих социальную рознь. Все они содержатся в речи Собчак и Красовского, указала Шайхитдинова.
При этом, отметила профессор, в тексте не содержится сведений, которые оскорбляют религиозные чувства мусульман. «Конструирование идеологической оппозиции, профанизирирующей ценности традиционной культуры и мировых религий, а также распространение негативных стереотипов об исламе и других конфессиях являются частью бизнес-проекта «Сноб» и характеризуют меру социальной ответственности нашего медиабизнеса», – сказано в письменном мнении эксперта Шайхитдиновой.
Спустя почти три часа после начала заседания Михаил Федотов попросил журналистов покинуть зал для вынесения решения. Полный его текст будет выложен на сайте коллегии не ранее, чем через неделю.
Сегодня же интернет-газета «Реальное время», ссылаясь на собственные источники, сообщила, что коллегия приняла решение провести еще одно заседание по этому делу, поскольку экспертных заключений оказалось недостаточно.
Комментарии