На исходе года «Казанский репортер» вновь перелистал календарь культурных событий столицы Татарстана и обнаружил там несколько ярких страниц. Дабы не сеять раздор в сообществе культурных деятелей, мы решили отказаться от ранжирования и представляем особенно запомнившиеся нам события в хронологическом порядке.
JIVE
9 января легендарная казанская группа JIVE отметила четверть века своей жизни на сцене. Праздник превратился в мини-фестиваль джаза, дерзкий и зажигательный, как и музыка, которую исполняет группа, возникшая как малый состав оркестра под управлением неповторимого Виктора Деринга – друга и соратника великого Олега Лундстрема. Когда-то имена джазовых исполнителей были на устах у каждого казанца: возвращенцы из шанхайской эмиграции были кумирами всех поколений. Сегодня же их музыка становится уделом элитарных фестивалей, и современные подростки вряд ли уверенно объяснят, кто такие Валерий Коротков, Владимир Чигарев, Роман Алексеев или Лилия Чугунова. Так что значимость того, что JIVE живет и собирает полные аудитории вот уже 25 лет, только возрастает: Казань не сдает своих позиций в мире интеллектуальной музыки.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИБН ФАДЛАНА В КАЗАНЬ
20 февраля в центре «Эрмитаж-Казань» состоялось торжественное открытие выставки «Путешествие ибн Фадлана. Волжский путь от Багдада до Булгара», сразу получившей высокую оценку и ученых, и политиков. 2 132 экспоната из семи музеев – Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Государственного музея искусств Востока, краеведческих музеев Астрахани, Волгограда и Самары, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Шигабутдина Марджани – рассказали о тайных сторонах жизни народов Востока и Европы. Прикоснуться к культурам народов, по землям которых в 921-922 годах прошла миссия багдадского халифа ко двору царя Волжской Булгарии, дорогого стоит, а выставка эта – поистине бесценный источник по этнографии и истории современных Ахмаду ибн Фадлану народов от Средней Азии и до Средней Волги. Ведь экспонаты, представленные здесь, вряд ли когда-нибудь вновь соберутся вместе под одной крышей.
РУССКИЙ МУЗЕЙ В КАЗАНИ
19 марта в усадьбе Сандецкого изомузея открылся Культурно-выстав
ВАН ГОГ БЕЗ ЛАБУТЕНОВ
30 марта в Казанском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Из глубины… (Художник Винсент Ван Гог)». Все смешалось в этой экспериментальной постановке главного режиссера театра Туфана Имамутдинова: и полотна великого мастера, и его переписка с братом и друзьями, и японский танец буто. Наверное, кому-то это показалось сумасшествием: босоногие актеры, ни слова не говоря, странно двигались по сцене, квартет вокалистов a capella излагал тексты писем, осветители воссоздавали лучами краски живописных работ великого голландца, а в воздухе почти все время стояли клубы пыли и летали охапки сена. Но это же попытка проникнуть в глубь Ван Гога, в его сознание, а там, быть может, и не такое еще творилось. В общем, спектакль стал серьезной заявкой на возрождение театра, в последние годы испытавшего тяжелый кризис. И название может оказаться символическим: а вдруг труппа и взаправду сможет подняться из глубин, в которых она оказалась? Кстати, постановка вошла в четыре номинации на премию «Золотая маска» сезона-2015/2016 –«Современный танец/спектакль», «Работа балетмейстера/хореографа» (Анна Гарафеева), «Работа композитора в музыкальном театре» (Эльмир Низамов) и «Работа художника по костюмам в музыкальном театре» (Лилия Имамутдинова).
НУРИЕВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
2 апреля началась продажа билетов на фестиваль балета имени Рудольфа Нуриева и в тот же день благополучно завершилась: более 12 тысяч билетов разошлись за три часа работы театральных касс. Казанцы в который раз продемонстрировали свою готовность называться интеллигенцией. А мы все ворчим на современные нравы и недостаточную, по-нашему мнению, образованность наших соотечественнико
КАРИНА И ДРОН
23 апреля в творческой лаборатории «Угол» состоялась премьера спектакля «Карина и Дрон». Пьеса минского «гиперреалиста» Павла Пряжко в постановке петербужца Дмитрия Волкострелова состоит из диалогов шести школьников, трех девочек и трех мальчиков. Алоги
ИГРАЮЩИЕ В ТЕМНОТЕ
11 мая оркестр La Primavera и дирижер Рустем Абязов представили Казани талантливых слепых музыкантов. В тот вечер на сцену вышли заслуженная артистка Адыгеи, актриса МХТ имени Чехова, хэдлайнер церемонии закрытия XI зимних Паралимпийских игр в Сочи и лауреат международных и всероссийских конкурсов Нафсет Чениб, трио «НеЗаМи», в котором поют воспитанники казанской школы №172 для незрячих детей, пианист Булат Миннулин из Казани и вокалистка Лилия Ханипова из Набережных Челнов. Согласитесь, не часто людям с ограниченными возможностями выпадает шанс не просто рассказать о себе, а на равных со всем остальным сообществом продемонстрирова
ВООРУЖЕННЫЕ МУЗЫКОЙ
17 июня в Казанском кремле исполнена «Месса мира. Вооруженный человек» Карла Дженкинса. Это произведение достаточно редко исполняется в силу своей сложности: библейский псалом, мусульманская молитва, григорианский хорал, тексты из Махабхараты, американская музыка и музыка восточных народов, барабаны, древние и современные мелодии, стихи Киплинга, Драйдена, Свифта, Теннисона, строки Тогэ Санкичи, человека, выжившего в Хиросиме, – все слилось в оратории, смысл которой – «вооружен, значит опасен». Opus, созданный на исходе XX века, – молитва о мире и разоружении, о прекращении межконфессиональ
МУЗЕЙ ГОРЬКОГО
25 июня после длительной реконструкции открылся литературно-мемо
КАЗАНСКАЯ ИКОНА В ИЗОМУЗЕЕ
3 июля в Государственном музее изобразительных искусств на выставке «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» казанцы впервые увидели редчайшие произведения древнерусской иконописи, художественной фотографии рубежа XIX-XX веков, удивительной красоты церковную утварь и никогда ранее не демонстрировавши
СЕННОЙ БАЗАР
7 августа в Старо-Татарской слободе прошел фестиваль «Сенной базар». Это ярмарка-флешмоб, девиз которой – «Татарское актуализируем, актуальное татаризируем». Здесь исполняли музыку, читали стихи, демонстрировали живописные полотна и различные сувениры, проводили экскурсии, угощали всяческими яствами и предлагали стилизованную татарскую одежду и национальную обувь. А всего на берегах озера Кабан национальную культуру актуализировали свыше 60-ти умельцев из Москвы, Казани, Уфы, Челябинска, Тюмени, Перми и других регионов страны. Наверное, это не требует особых пояснений, но все же заметим, что человек, теряющий свои корни, становится безразличным не только к прошлому и будущему, но и к настоящему. Однако любая культура – отнюдь не застывшая в веках форма, она живет, развивается, соответствуя требованиям быстротекущего пространства. И «Сенной базар» – лучшее тому доказательство. А ведь еще живы те поколения, которые помнят, как татары скрывали свою национальную принадлежность и отказывались учить родной язык. Как же это все-таки здорово, что эти времена уже в прошлом, а тяга к модернизирующейс
ФАНФАРЫ КАЗАНИ
29 августа в Казанском кремле открылся Международный фестиваль духовых оркестров «Фанфары Казани». 12 коллективов из России и стран ближнего зарубежья удивляли слушателей исполнением бравых маршей, старинных вальсов, классических произведений, популярных песен и эстрадных пьес. Завершило фестиваль грандиозное выступление сводного оркестра: гимны России и Татарстана и произведения русских и татарских композиторов играли одновременно более 400 музыкантов. Каких-то полвека назад под музыку духовых оркестров шла вся российская жизнь: тихие семейные прогулки в парке и катания влюбленных парочек на лодках или, зимой, на коньках, знакомство на танцплощадках и прощания на похоронных процессиях… Сегодня звучат иные инструменты и ритмы, люди предпочитают отгородиться от толпы звуковым щитом в индивидуальных наушниках, – и наступает век тотальной разобщенности, век, когда мы чаще общаемся с техникой, чем с себе подобными. И вдруг – снова зазвучали духовые оркестры, которые нельзя, невозможно слушать поодиночке. Это искусство коллективного сопереживания. Это форма совместного бытия. Быть может, маятник времени уже качнулся назад?
ФЕСТИВАЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО
5 сентября в очередной раз в Казани открылся Международный фестиваль мусульманского кино. За годы своего существования этот форум превратился в один из престижнейших среди кинематографисто
ТАТАРСКИЙ КОД
3 ноября в Музее истории государственност
В КАЗАНИ – ЧИТАТЬ
7 декабря – день рождения Центра современной культуры «Смена» в Казани. Уже в первые дни работы, сформировались основные направления его деятельности: организация выставок, книжных фестивалей и публичных мероприятий. Это совершенно особое место, где можно найти нестандартную литературу и послушать лекции на темы, редко встречающиеся в афишах. Это люди, которые, кажется, знают наизусть каждую книгу, стоящую на полках магазина. Это атмосфера доброго старого интеллигентского дома, где тебе всегда рады и найдут для тебя и чашечку чая и задушевное слово. Два раза в год сюда съезжаются самые уважаемые в среде книголюбов издательства, чтобы предложить на ярмарках свои издания, никогда не добирающиеся до обычных книжных магазинов. И, разумеется, каждое мероприятие ЦСК «Смена» – это яркое событие в культурной жизни.
НАРУШАЯ МОЛЧАНИЕ
14 декабря состоялся премьерный показ спектакля «Просто мы», в котором казанцы увидели самих себя. Дело в том, что по инициативе и сценарию волонтеров «Серебряной Розы» были разыграны реальные истории девушек с улиц нашего города. Но сначала пару слов о движении. «Серебряная роза, – объясняют название его создатели, – холодная, красивая и практически неживая, потому что уже нет сил жить…» Вот чтобы эти силы появились и потребовалось рассказать о тех, кого эта «Серебряная роза» объединяет – о «секс-работниках
Зиновий Бельцев.
Комментарии