17 - 24 декабря 1916

28 декабря 2016
События

Вековой юбилей Октябрьской революции, до которого остался всего год, вряд ли будет отмечен пышными торжествами. За последние сто лет многое изменилось. Но игнорировать эту дату ни в коем случае нельзя. Оценку тем событиям оставим историкам, нам же было интересно узнать, как жилось казанцам в последние дни империи. Чтобы окунуться в атмосферу тех дней, мы на протяжении года будем листать подшивки дореволюционных газет, которые выходили с 25 октября 1916 года вплоть до дня Октябрьской революции.

Газеты тех дней существенно отличались от современных. Разве что бумага осталась все той же газетной. Первые полосы казанских изданий пестрели объявлениями, а вот фотографии в них – большая редкость.

Интересующий нас период пришелся на годы Первой мировой войны, так что львиная доля официальных публикаций, объявлений и заметок касаются этой темы. Именно здесь можно встретить «Объявления об утерях» – списки убитых, раненых и без вести пропавших нижних чинов, которые были призваны на фронт из Казанской губернии.

Мы выбрали самые интересные заметки и объявления, опубликованные в казанских газетах, представив их в первозданном виде. Почти все они касаются повседневной жизни. И что самое удивительное: многие проблемы, поднятые авторами в статьях сто лет назад, актуальны и сегодня. Пожелтевшие страницы газет листает Светлана Брайловская.

«Казанский телеграф» 17 декабря 1916

5-го декабря мне пришлось зайти в магазин А.В. Афанасьева на Б.-Проломной ул. и накупить там различных продуктов на 4 р.75 коп., причем во время подсчета итога за покупки приказчик прибавил за упаковку и бичевку 15 коп.

Я стал протестовать: «Почему берете за упаковку».

– У нас так поставлено, что в виду дороговизны бумаги и бичевы брать за нее с покупателей нарицательную стоимость – отвечает приказчик.

– Тогда будьте любезны распаковать мне мою покупку, и я унесу ее раскрытой, тем более, что идти до дому мне недалеко, как нибудь донесу, – говорю я.

– Нет нельзя нести покупку из магазина раскрытой.

– Почему же? – спрашиваю я.

– Как почему, разве Вы не знаете, что среди коммерсантов есть общественное правило, что если кто либо выносит из магазина покупку открытой, без упаковки, то она приобретена нелегальным путем, – отвечает приказчик.

– То есть каким нелегальным путем?

– Ну, проще говоря, краденная – отвечает приказчик, – и каждого в таком случае останавливают.

– Но помилуйте, я же при Вас плачу деньги, кто же имеет право заподозрить меня в том, что я не уплатил за покупку деньги, притом ведь в течение того времени пока я выхожу из магазина, вы не позабудете, что я уплатил деньги и не откажитесь, я думаю, удостоверить в этом тех, кто у Вас этим ведает – говорю я.

– Конечно, я не откажусь от этого, но Вы видите у нас публики очень много, я не имею возможности провожать Вас до двери и ручаться за то, что Вы выйдете из магазина никем не остановленный – отвечает приказчик.

– Значит я не застрахован в данном случае от того, что когда я пойду с открытой покупкой, могут крикнуть по моему адресу: «стой», «держи», «лови его», смеясь говорю я.

– Ну хотя не в такой форме, но могут остановить.

– В конце-концов все-таки приходится платить.

– Да уж лучше заплатите, да и считаться с такой цифрой не стоит, отвечает приказчик.

– Цифра, конечно, маленькая, говорю я, но досадно даром ее видать, лучше нищему подать, чем за бумагу и бичеву платить, отвечаю я.

– Да вы не беспокойтесь, Ваши деньги все равно пойдут на благотворительные цели, говорит приказчик.

– Каким это путем, спрашиваю я.

– А вот каким. Агафон Васильевич не раз говорил, что к нему очень часто обращаются с призывом жертвовать на различные нужды, а тем более эти призывы усилились во время войны, вот и приходится для поддержания равновесия бюджета на все накладывать, а то, говорит, средств не хватит кругом жертвовать, говорит приказчик.

«Казанский телеграф» 17 декабря 1916

Тяжесть переживаемых невзгод настоящего времени обрушившись на все общество не могло пощадить малоимущий класс населения, создала во многих семьях почти безвыходное положение. Особенно остро она отразилась на учащейся молодежи – нашей надежды будущаго. Учащиеся, застигнутые дороговизною квартир, одежды, продуктов питания, испытывают неслыханную нужду, предотвратить которую родители одни не в силах.

Считая своей святой обязанностью облегчать посильную нужду и горе бедных учеников, родительский комитет 1-го Казанского реального училища изыскивает все возможные способы оказать им помощь, с этой целью он устраивает 19-го декабря в городском театре благотворительный спектакль. Поставлена будет при участии лучших артистов и при художественных декорациях опера «Аида».

Много жертв принесено уже отзывчивыми казанцами в последние годы. Много добраго и хорошаго сделано ими в различных областях безысходнаго горя и нужды.

Родительский комитет поэтому глубоко уверен, что и его призыв помочь вовремя учащимся в 1-м реальном училище последует обычный благородный отклик щедрых казанцев. Да не осуждена рука дающаго!

«Казанский телеграф» 20 декабря 1916

О плате за вход в городской музей. Совет гор. музея обратился в гор. думу с предложением об установлении однообразной платы за вход в музей во все дни недели в 10 коп., вместо существующей в настоящее время платы в 15 коп. по вторникам и четвергам, в 10 коп. по средам, пятницам, субботам и в 5 к. по воскресеньям.

Мотив тот, что плата в 5 коп. вызывала по воскресеньям большой наплыв публики, представляющий неудобства в виду теснаго помещения раздевательной комнаты.

Однообразная плата, по мнению совета, не отразится на выручке от продажи входных билетов, которая определяется от 1500 до 2000 р. в год.

«Казанский телеграф» 23 декабря 1916

20 декабря Казанским военно-окружным судом было рассмотрено дело сапожника Дубецкаго, обвинявшегося по 115 ст. уг. улож.

Ему был выдан товар для шитья сапог в армию; он же сдал сапоги, сшитые из своего материала дурного качества.

Дубецкий был приговорен к пяти годам заключения в исправительныя арестантския отделения.

«Казанский телеграф» 23 декабря 1916

Убийство Распутина, совершенное кружком великосветских заговорщиков при ближайшем соучастии некоторых членов Госуд. Думы, вызвало бешенный восторг либеральной прессы и в известных слоях русскаго общества.

Кровожадные инстинкты разгораются.

Я никогда не принадлежал к поклонникам покойнаго Распутина; его влияние всегда считал вредной и печальной особенностью наших дней, но тем не менее не могу не возмущаться его убийством и поведением толпы, сладострастно щелкающей зубами у свежей могилы. Это уже не люди, а звери.

России они не нужны.

Мало того! В этот грозный момент они слишком опасны, потому что несут стране смуту и тот духовный распад при котором врагам легче одержать победу.

Великий грех берет на свою душу та пресса, которая подобно «Утру России» проповедует (см. №354-й, статьи: «Прорубь», «Всероссийское Дело», «Час Судный») необходимость убийств в известные исторические моменты.

В доказательство цитирую несколько фраз, но, думаю, что и их достаточно.

…«Кровью достигается чистая, во спасение страны, намеченная цель».

…Эта темная смерть, эта кошмарная ночь смертельной освободительной расправы.

…Для оживления русскаго богатыря… мало «живой воды», нужна была «вода мертвая»…

(Статья «Всероссийское дело»)

Устрилов в той же газете начинает свою заметку так:

«Железное время требует железной воли. Бывают моменты, когда сильно действующие средства спасительны. В другие дни, при других условиях такие средства кажутся сомнительными, нравственно недопустимыми»…

Другой автор пишет:

«Тут истинный дух русской истории»… петроградскаго периода, в котором все радостное для народа требовало смерти! и каждый шаг вперед совершался через трупы.

Видите, какия «смерти», по мнению «Утро России» приносят стране «все радостное!»

Что это, как не откровенный призыв к политическим убийствам?

Разве в интересах государственнаго спокойствия и безопасности допустимо печатание таких явно поджигательных статей?

Впрочем это уже дело московской военной цензуры, если только она еще не «самоупразднилась».

Мне приятно отметить протестующий и пока единственный голос члена Госуд. Думы В.В.Шульгина, который по поводу тогда еще неясных слухов об убийстве Распутина написал в «Киевлялине» следующия глубоко-правдивые строки:

«Происшествием в роде того, что повисло сейчас в воздухе, болото не осушится. Наоборот, эти способы поведут к еще большему разложению нравов.

Такие приемы вызовут вновь к жизни подпольныя судилища, в которых темные юристы будут выносить темные приговоры: сегодня – гипнотизерам, завтра – министрам, послезавтра – главарям политических партий.

Они вновь воскресят расцвет охранки со всеми ее ужасами.

Они создадут новых Азефов, которые будут одновременно морочить и правых, и левых, получая деньги от одних за убийства, от других за их раскрытие.

Они сотрут грань между дозволенным и недозволенным.

Они затопчут общепринятую этику, без которой, однако, невозможны согласованные действия, так нам необходимыя.

Они вновь поднимут над Россией страшный девиз: «цель оправдывает средства», – девиз, который неизменно приносил гибель всем, кто его провозглашал».

В.В.Шульгин тысячу раз прав.

Эти политические самосуды, хорошо знакомые нам по 1905-6-м годам, снова к величайшей радости немцев, надвинут на Россию мрачную тучу небывалых ужасов и бедствий.

Долг честной, независимой печати – раскрыть глаза обществу, предупредить его от увлечения «освободительными софизмами».

Борьба с темными явлениями государственной и общественной жизни России должна вестись чистыми руками, не обагренными человеческой кровью.

Убийство же – ради чего бы оно не совершалось – тяжкий грех, нарушение Божественных и человеческих законов.

Ему нет и не может быть никакого оправдания ни при каких обстоятельствах, как и тем несчастным, которых заманили на позорный путь во имя высоких целей.

Нож, бомба, пуля, яд – оружие слабых, ничтожных, некультурных людей или разбойников.

Люди, сознающие свою правоту уверены в своем нравственном превосходстве, в своих умственных и духовных силах, всегда находят другие способы борьбы.

Н.Ильяшенко


Благодарим за помощь в подготовке публикации Научную библиотеку имени Н.И. Лобачевского.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!