Как Минниханов подружил Магнитогорск и Турцию

12 декабря 2016
События

Церемония закладки первого камня в основание «Сервисного металлургического центра» («СМЦ») прошла сегодня в ОЭЗ «Алабуга» с участием президента Татарстана Рустама Минниханова и губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. Новый завод будет производить металлические заготовки для нужд автопрома, а объем инвестиций в него оценивается почти в 1 млрд рублей. «Казанский репортер» посетил церемонию и узнал, что связало в одном бизнесе Магнитогорск и Турцию.

ОЭЗ «Алабуга» занимает 2 000 гектаров в чистом поле, и зимой находиться там вне здания довольно тяжело – ветер буквально валит с ног. VIP-гостей, прибывших на церемонию начала строительства «СМЦ» укрывает шатер, привезенный, судя по надписи на стенке, с молодежного форума «Территория смыслов». В шатре, напротив, тепло, играет музыка, гостям подают закуски и согревающие напитки. У входа в стоит кузов автомобиля, на котором написано, что он сделал из металла, произведенного на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК). Такие же экспонаты есть и внутри шатра: один из виновников торжества напоминает всем собравшимся о своей важности.


«СМЦ» – совместный проект двух корпораций: турецкой «Джошкуноз» и российского ММК. Первая является действующим резидентом ОЭЗ «Алабуга» и занимается производством деталей для автомобилей. Вторая – крупнейший металлургический комбинат России. Первым нужен металл, у вторых он есть, и в достатке. Но промежуточным звеном в их взаимодействии являются как раз заводы наподобие «СМЦ»: на них из сырья производят стальные заготовки (бланки), которые в дальнейшем уже идут на изготовление деталей для автомобилей.

В «СМЦ» планируют вложить почти 1 млрд рублей. При этом инвестиции распределяются следующим образом: компании вложат 350 млн рублей в оборудование, а сама ОЭЗ «Алабуга» вложит 650 млн рублей в строительство зданий комплекса, которые затем будет сдавать компаниям в аренду. «И место, и время выбраны правильно. «Алабуга» – лучшая инвестиционная площадка России», – отметил на церемонии открытия губернатор Челябинской области Борис Дубровский.


ОЭЗ «Алабуга» стала наиболее выгодным вариантом размещения завода не только с точки зрения инвестиционных условий, она позволит корпорациям выиграть и в логистике. Сейчас путь металла от металлургического комбината до «Алабуги» составляет 3 100 километров и лежит через Москву, получается своеобразный вариант маршрута «в Париж через Мамадыш». После запуска завода длина логистической цепочки составит всего 500 километров.

Новый завод будет перерабатывать до 60 тысяч тонн сырья в год, хотя компании не исключают в дальнейшем наращивания производства. Из полученных заготовок «Джошкуноз» будет производить детали для различных предприятий автопрома, в числе которых Ford Sollers, Nissan, GM-Avtovaz, КамАЗ, УАЗ, ГАЗ, Daimler-КамАЗ, Daimler-ГАЗ. Еще до начала торжественной церемонии Рустам Минниханов совершил экскурсию на завод «Джошкуноз» и осмотрел производственные мощности.


Фото опубликовано Рустам Минниханов (@rusminnikhanov)

– Символично, что церемония совпала с Днем Конституции России, – отметил губернатор Челябинской области Борис Дубровский. – По крайней мере, мы точно никогда не забудем, когда был дан старт этому проекту.

После этого Дубровский заявил, что уверен в успехе проекта, который стал практическим результатом соглашений «между Челябинской областью и республикой Башкортостан» (имелся в виду, конечно, Татарстан), и вызвал своей оговоркой кратковременное замешательство собравшихся.

Сама церемония закладки «первого камня» сводилась к следующему: VIP-гости взяли миниатюрные модели автомобильных капотов и по очереди уложили их в то,что в будущем должно стать первой ступенькой в здании нового завода.


Новое производство запустят в четвертом квартале 2018 года, завод создаст около 75 рабочих мест. Трудиться здесь будут как жители РТ, так и специалисты из Турции и представители ММК. «Может показаться, что это довольно мало, – прокомментировал численность персонала гендиректор ММК Павел Шиляев. – Но надо понимать, что производство в значительной степени автоматизировано».

Ожидаемый срок окупаемости проекта – 3-5 лет, рассказал на церемонии представитель «Джошкуноза» Мехмет Беслер. Впрочем, по его словам, этот срок может и увеличиться в зависимости от экономической ситуации. «Для нас важно не окупить проект побыстрее, а стать конкурентоспособными, – подчеркнул он. – Мы стремимся поскорее зайти на имеющийся рынок и занять в нем долю».

Александр Артемьев.

Комментарии