С конца сентября казанский Центр дополнительного образования детей «Заречье» борется за право на существование. Шесть лет он работал без лицензии, и в этом году Кировский районный суд принял решение о ликвидации учреждения. Казалось бы, чего проще – получи документ и действуй дальше. Однако на деле все куда сложнее. Лицензию в нынешних условиях получить практически невозможно: необходимы положительные заключения Роспотребнадзора по РТ и Госпожнадзора по РТ, а как их получить, если здание находится в плачевном состоянии и требует ремонта... Центр тем временем посещают около четырех тысяч детей. Это единственное в Кировском районе заведение дополнительного образования за стенами школы. Сегодня, 12 декабря, Верховный суд РТ рассмотрел апелляцию директора ЦДОД «Заречье» на решение о ликвидации учреждения. «Казанский репортер» побывал на заседании.
Для представителей детского центра и департамента по надзору и контролю в сфере образования заседание началось с часового ожидания. Стороны обсуждали возможные исходы и отказывали журналистам в комментариях – до решения суда.
Что ж, пока суд да дело, познакомимся поближе с апеллянтом.
Судьба «Заречья», кажется, не задалась с первых дней его существования – центр открылся в 2008 году. Сначала он располагался на Горьковском кольце, в бывшем здании института физкультуры, так называемой горелой школе. В 2009-м строение снесли. Центр какое-то время кочевал с места на место и, наконец, после очередного переезда власти пообещали возвести для него новое здание на улице Пархоменко. Более того, процесс пошел: разработали проект, возвели фундамент, стены... Но на этом все и заглохло: в разгар кризиса денег на завершение строительства не нашлось.
Здание ЦДОД «Заречье» на Пархоменко.
До 2013 года центр еще четырежды менял адреса, но ни одна из временных площадок не соответствовала требованиям надзорных ведомств. В 2013-м «Заречье» обосновалось на нынешнем месте – в доме №23 по улице Окольной, аккурат через дорогу от своей «колыбели». Здание тоже требовало ремонта. Приводили его в порядок всем миром. Усилиями родителей воспитанников центра, педагогов и благотворителей сделали внутренний ремонт. Но этого оказалось мало.
26 сентября этого года Кировский районный суд Казани вынес решение о запрете деятельности центра. Причиной стало отсутствие лицензии управления образования горисполкома, которую, как уже говорилось, невозможно получить без положительных заключений Роспотребнадзора по РТ и Госпожнадзора по РТ.
Наверное, на этом бы дело и закончилось, если бы не два «но», вытекающих одно из другого. Центр, как уже говорилось, является единственным учреждением дополнительного внешкольного образования в Кировском районе (около четырех тысяч детей здесь занимаются музыкой, живописью, танцами, спортом). Поэтому история получила широкий общественный резонанс.
21 октября на совещании в Доме Правительства РТ президент республики Рустам Минниханов поручил мэру Казани Ильсуру Метшину срочно найти для «Заречья» новое здание. Новое здание не нашли, но отыскали деньги на ремонт имеющегося. Кабмин РТ распорядился выделить на эти нужды 35,985 млн рублей. Однако соответствующее решение Правительства РТ вступило в силу уже после решения суда, и директор центра подала апелляцию в Верховный суд Татарстана.
Такова предыстория сегодняшнего судебного процесса.
Если смотреть по-житейски, то проблема практически решена: нужно подождать пару месяцев, ремонт закончится и можно будет получать лицензию.
Если же смотреть с позиции прокурора...
– Они работают не по закону. Для того, чтобы вести образовательную деятельность, необходима лицензия. Если ее нет, речи о дальнейшей работе быть не может, – прокурор Зульфия Ахатова была категорична.
Защита, в свою очередь, представила документы о состоянии здания, постановление о выделении денег, заверила, что ремонтные работы скоро начнутся.
Но суд не удовлетворило техническое заключение о состоянии здания – экспертиза проводилась в 2014 году. Коллегия судей, посовещавшись, обязала «Заречье» предоставить свежее (за 2016 год) заключение и перенесла рассмотрение вопроса на 19 января будущего года.
– Прошло два года, и неизвестно, в каком состоянии там сейчас все. Этот документ сейчас должен подтвердить, что угрозы для детей в здании нет, – сказал после заседания представитель управления образования исполкома Казани Иван Ханжин.
Директор центра «Заречье» Татьяна Сорокина уверяет, что с 2014 года данные не изменились. Она полагает, что не в техзаключении причина отсрочки.
Директор ЦДОД «Заречье» Татьяна Сорокина.
– Это заключение полностью расписывает здание и его состояние. Мы не делали его в 2016 году, потому что с 2014-го ничего не изменилось. Мы следим за этим. Трещины дальше не пошли, стены стоят, мы своими силами приводим все в порядок. Думаю, больших изменений в заключении не будет. Однако, к сожалению, сохраняются трения между сторонами (ЦДОД «Заречье» и прокуратурой Казани – ред.). Прокуратура настаивает на своем иске о ликвидации, так как считает, что мы нарушаем закон, проводя образовательную деятельность без лицензии. Но не рассматриваются объективные причины. Почему мы не можем получить лицензию? Потому что нет положительных заключений Госпожнадзора МЧС и Роспотребнадзора, а без этого департамент по надзору в сфере образования даже не смотрит документы. Чтобы получить заключения, опять-таки нужно делать ремонт. До этого мы отремонтировали своими силами, благодаря родителям и спонсорам, здание изнутри, но речь сейчас идет о капитальном ремонте. До распоряжения Кабмина о выделении денег возможности сделать его у нас не было, – рассказала Татьяна Сорокина после заседания.
Она добавила, что сейчас составляется план ремонтных работ, реконструкция здания начнется еще до конца этого месяца. Половина замечаний Роспотребнадзора по РТ уже устранена. Есть положительное заключение пожарных и решение СЭС. Остается ряд замечаний по непрезентабельному виду окон и стен.
Возможно, суд отсрочил дату оглашения решения, чтобы в «Заречье» успели начать ремонт. Защита надеется, что активные работы по восстановлению здания позволят в январе доказать, насколько важна работа центра.
С другой стороны, как не понять резоны прокуратуры – все мы помним «Адмирал»... Вряд ли нам понравится, если надзорное ведомство будет закрывать глаза даже на исключительные случаи.
Регина Гималова.
Комментарии