Адвокат обвиняемого в деле о крушении Боинга-737: «У меня есть распечатка последних разговоров пилотов, но пока ее нельзя раскрывать...»

18 ноября 2015
Интервью

двокат летного директора авиакомпании «Татарстан» Валерия Портнова в интервью «Казанскому репортеру» рассказал о следствии по делу об авиакатастрофе в казанском аэропорту, необходимости остановки всех Боингов-737 и причинах крушения двухлетней давности.

Под подпиской о невыезде уже несколько месяцев находится известный татарстанский авиатор Валерий Портнов. За последние десять лет он сменил несколько должностей в авиакомпании "Татарстан", а в ноябре 2013 года занимал там должность летного директора, ранее покинув пост гендиректора.

Причина подписки о невыезде Портнова в том, что сейчас он является обвиняемым в деле о крушении Боинга-737 в казанском аэропорту, случившемся 17 ноября 2013 года. Его обвиняют по ч. 3 ст. 263 УК РФ - «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Дело в том, что в 2008-2009 годах, когда Портнов находился в должности летного директора АКТ, тогда еще штурман Рустем Салихов, командир упавшего Боинга, как раз проходил переобучение на пилота. А по версии следствия, Салихов получил свидетельство пилота коммерческой авиации незаконно.

В чем именно состояла вина Валерия Портнова, обвинению придется доказывать в суде. Однако погибший Рустем Салихов, после получения того незаконного свидетельства пилота, прошел в 2010 году переобучение еще и в учебном центре авиакомпании S7 на второго пилота Боинг-737-500. А позже выдержал экзамен высшей квалификационной комиссии, которая выдала ему свидетельство пилота.

Напомним, самолет Boeing-737-500 авиакомпании «Татарстан», летевший из московского аэропорта Домодедово в Казань, разбился при заходе на посадку. Все 50 человек, находившиеся на борту – 44 пассажира и шесть членов экипажа, – погибли. Среди них оказался сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов.

Среди них оказался сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов / Фото Никита Перфильев

Официальной версии причин происшедшего до сих пор нет. Однако Межгосударственный авиационный комитет (МАК) на днях заявил, что в скором времени опубликует заключение по крушению Боинга-737 в Казани. Сейчас основные версии случившейся авиакатастрофы две: техническая неисправность и человеческий фактор. От того, что будет написано в этом заключении, зависит и судьба Валерия Портнова.

Журналист «Казанского репортера» Регина Хисамова встретилась с Александром Коганом, адвокатом Портнова, и узнала о том, какую из версий случившегося он считает более вероятной, как идет следствие и почему обвинили именно его клиента.

- В СМИ появилась информация, что Валерий Портнов, ваш клиент, сейчас находится под подпиской о невыезде и ему предъявлено обвинение…

- Если изданию не давал комментарий сам Портнов, его представитель, то есть я, или следственный комитет, то откуда у вас эта информация? Источников, кроме меня и Портнова, в Казани больше нет. Со мной журналисты до этого не связывались. Поэтому все публикации в СМИ – ложь. И особенно безнравственно это сейчас, в годовщину крушения самолета. В такой день можно было написать о том, что мы все скорбим по погибшим, а не о том, кто виноват. Виновата техника, я вам сразу могу сказать. И мы уже доказали это.

У меня есть информация, которую я пока не могу целиком озвучить официально, чтобы не разглашать тайну следствия. Несколько пилотов письменно предупреждали еще до трагедии, что закрылки руля высоты не контролируются. Трагедия в Казани произошла тоже из-за этого.

- И все же обвинение по ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» и подписка о невыезде Портнова существуют? Он проходит обвиняемым в деле о крушении «Боинга-737» в Казани 17 ноября 2013 года?

- Да. Самое интересное, что, когда предъявили обвинение, мы так и не смогли понять, в чем же по существу его обвиняют. Удостоверение Салихову он не выдавал, на обучение не отправлял. Я спросил у следствия, в чем суть [обвинения], но мне так и не ответили. Сама бумага с обвинением у них есть, а вот за что обвиняют, непонятно. Мы на это обвинение написали объяснение о том, что он не имел никакого отношения к происшедшему. Сейчас обвинение полностью рассыпалось.

- Когда ему было предъявлено обвинение и избрана мера пресечения?

- В этом году, в конце весны-начале лета. Я точно не помню, когда нас допрашивали.

- Какие основания у следствия были предъявить обвинение?

- Основания были простые, все пытались списать случившееся на человеческий фактор. Мы же объясняли: техника отказала.

- То есть следствие посчитало, что Портнов мог быть связан с Салиховым в 2008-2009 годах, когда первый работал летным директором АКТ, а второй получал летное удостоверение?

- Естественно. Вы представляете, какие года и какая техника тогда была! Нужно было найти стрелочника. Вот они и нашли хорошую фигуру. Как я уже говорил ранее, таким образом они дискредитируют еще одного человека. Я думаю, что вы догадываетесь, кого. Вот в чем вся суть-то.

- Портнова обвиняют в халатности и в том, что он нанял пилота, который имел лицензию, полученную незаконным путем?

- Какая здесь может быть халатность? Халатность со стороны кого? Что, Портнов выдавал удостоверения пилотам? Или он их регистрировал? Договорись даже до того, что Портнов должен был проверить подлинность удостоверения Салахова. А почему этого не сделала Росавиация? Портнов получил пилота в готовом виде. Даже в отделе кадров не проверяют удостоверения.

Валерий Портнов – заслуженный пилот России, у него столько налета, сколько ни у кого в Казани нет. Да и Салихов, погибший пилот, был профессионалом.

- Из-за чего, по вашему мнению, 17 ноября 2013 года произошло крушение Боинга-737 в Казани?

- У меня есть распечатка последних разговоров пилотов, но пока ее нельзя раскрывать. Скажу только, что пилоты до последнего не понимали, что происходит. Они при заходе на второй круг, который был вполне обоснованным, объяснили диспетчеру, что их сносит боковым ветром. Диспетчер дал добро. Пилоты развернули самолет и на полной тяге пошли вверх под углом 75 градусов. Высота была всего 400 или 500 метров. И в этот самый момент отказали закрылки. Самолет штопором ушел вниз. От удара о землю кабина ушла на пять метров вглубь.

Нам тут пытаются объяснить, что это человеческий фактор, пилоты виноваты... Если самолет летит на большой высоте (от трех тысяч метров) и если закрылки открылись автоматически не в штатном режиме, то в таком случае у пилота есть время вручную перевести все в нормальное состояние. В тот день у пилотов не было такой возможности из-за малой высоты.

Такие случаи уже были, все об этом прекрасно знают. И в МАКе это знают. Они на днях потребовали остановки Боингов-737 на территории России. Официально у Росавиации потребовали. Но это деньги, огромные деньги. Вот почему у нас все так и происходит – от бедности. А такая катастрофа может произойти в любой момент.

Александр Коган: "Виновата техника, я вам сразу могу сказать. И мы уже доказали это" / фото МЧС России

- МАК в своих требованиях о приостановке эксплуатации Боингов говорил о той же неисправности?

- Да. Несколько лет тому назад Боинги-737 уже останавливали, но тут включились большие деньги. Самое страшное в том, что сейчас Росавиация отозвала огромное количество летных удостоверений. Все это случилось потому, что она выдачу этих удостоверений отдала на откуп в частные руки. Все стало бесконтрольно. А потом заявляют, что пилотские удостоверения у них украли. А почему они тогда их зарегистрировали, раз их украли? Вот отсюда ноги и растут.

- Выходит, что запрет МАКа на использование Боингов как раз появился из-за казанской авиакатастрофы?

- Мы с самого начала говорили, что отказала техника. Салихов – отличный пилот! Пять тысяч часов налета на этом Боинге. Самое главное, не он один заявлял о том, что закрылки открываются не в том режиме.

- Когда он это заявлял?

- В июле (2013 года – ред.).

- Если это была техническая неисправность, почему это до сих пор не доказали?

- Это деньги. Вы представляете, что будет, если 194 самолета сейчас "опустить"? Их же нужно отозвать из разных компаний, приземлить, осмотреть рулевое управление и устранить неполадки.

- А экспертизы проводились?

- Ничего у нас до сих пор нет. Экспертизы МАКа нет. Хотя, если они сейчас сами заявляют о необходимости отозвать эти самолеты, тогда экспертиза будет.

Нам через СМИ заявляют, что 18 лет для самолета - мало... Почему тогда американцы, французы, канадцы не летают на старых самолетах. К нам откуда самолеты в основном попадают? Из Африки и Южной Америки. На старых машинах у нас кто ездит? Те, у кого нет денег. Так же и с самолетами. В Европе через шесть-семь лет налета технику уже не используют и стараются отдать в лизинг в развивающиеся страны.

После случая с Боингом в Казани нужно было их все сразу приземлить. Безопасность людей должна быть прежде всего.

Александр Коган: "Свалить все на пилотов – самое простое" / фото МЧС России

- МАК обещал в течение следующих двух недель предоставить заключение по казанской катастрофе. Как вы думаете, там будет сказано о технической ошибке?

- А что там еще может быть?

- В последнее время рассматривалось две версии: техническая неисправность и человеческий фактор.

- Не было никогда двух версий. Все пилоты всегда говорили: отказала техника. При таких обстоятельствах самолеты не падают. Даже если пилот руль отпустит, такого не случится. Почему МАК только сейчас возбудился по поводу этого? Для этого два года нужно было? А мы все это время летали на этих Боингах. Свалить все на пилотов – самое простое.

- Есть ли вероятность, что в заключении МАК все же будет причиной указана не техническая неисправность, а человеческий фактор?

- У нас все возможно. Но это - наступить на горло собственной песне . Если вы сначала сказали, что это неисправность всех Боингов, то какой смысл сейчас идти на попятную? У меня есть документы, которые подтверждают, что казанский случай связан с погрешностями этой модели самолета. У следствия не было этих бумаг, я им копии отдал. Там черным по белому написаны мнения пилотов, которые говорят о той же неисправности.

- Эти материалы приобщены к делу?

- Нет.

- Какие перспективы тогда?

-Я думаю, что о перспективах рассмотрения дела не знают даже в Москве.

- Движение в деле возможно только после получения заключения МАК?

- Проверок там еще хватит года на два. Потому что за прошедшие два года с момента катастрофы никто ничего не делал. Проводились только экспертизы по останкам погибших.

- Знаете ли вы, сколько людей сейчас проходят по этому уголовному делу?

- Нет. Знаю только о своем подзащитном. В следственном комитете сами не знают, что делать с этой историей. Если это техническая ошибка, то при чем здесь Портнов? Самое жуткое, что эта трагедия может в любой момент повториться. Сколько по всему миру этих Боингов летает? А если это завтра произойдет где-нибудь в Перми или Калининграде? Кто за это ответит? Тоже летный директор? Вот в чем дело. Это страшно.

Комментарии