«Серебряную розу» лишили «Угла»

Показать спектакль, посвященный проблеме насилия над секс-работницами, планируют представители организации «Серебряная роза». После спектакля они запланировали круглый стол, на котором хотят обсудят эту проблему в рамках казанских реалий. По словам координатора организации в Казани Эндже Шагиевой, случаи насилия над представительницами «древнейшей профессии» происходят почти каждый день, и подчас носят просто зверский характер. Но проблеме не уделяют должного внимания, в том числе из-за общественного табу на обсуждение всего, что связано с проституцией. По этой причине у обещающей быть скандальной постановки уже возникли первые проблемы: театр «Угол», поначалу согласившийся предоставить зал, внезапно отказался принимать у себя спектакль.

Анна долгое время была секс-работницей и, помимо этого, подрабатывала в той же сфере водителем: развозила «девочек» по заказам, а после забирала их и везла на следующий. Однажды вечером она поехала забирать их из пригородной сауны. Там ее встретили разгневанные клиенты, которые были в состоянии сильного опьянения и у которых было травматическое оружие.

– Им не понравилось, что прошло время, девушка собиралась уходить, а они хотели еще, – вспоминает Анна. – Начали хватать нас за руки, лезть в сумки. Решили, что им должны бесплатно.

Анна рассказывает об этом с будничной интонацией, с такой другой человек бы говорил, например, о сломанном принтере. Как будто бы просто неприятности на работе, из разряда тех, что часто случаются.

– Девушка села в машину, и тут один из мужчин вышел, и у него в руках был пистолет, – продолжает Анна. – И пистолет был нацелен в лобовое стекло. Я быстро среагировала, развернулась. Он выстрелил, целился в стекло, но попал в крыло. Мы позвонили в полицию, но тут администратор закрыл все ворота в бане и не открывал даже полиции до тех пор, пока тот мужчина не ушел.

Анна добавляет, что на другом заказе в тот же вечер мужчина избил девушку за то, что она отказалась пойти со вторым клиентом. «Он начал рвать на ней одежду, три раза ударил кулаком по лицу, один раз ударил ногой, а пока он бил, он сломал батарею в комнате. Батарею сломал, это же с какой агрессией надо было бить!», – вспоминает она.

Фото Олега Косова

Такие истории происходят повсеместно, в Казани, в Москве, в Петербурге. Несколько таких историй легли в основу постановки, посвященной насилию над представительницами секс-индустрии, которую планируют показать 14 декабря в Казани.

– Постановка основана на реальных историях из жизни секс-работниц Казани, – говорит Эндже Шагиева, социальный работник, специализирующийся на людях, попавших в трудную жизненную ситуацию. – Я сама брала у девочек интервью, и по этим записям сделали весь сценарий. Этой постановкой мы хотим заявить: из-за того, что у этих девочек (Эндже сознательно избегает термина «проституция», женщин, занятых в этой сфере она называет исключительно «секс-работницами» или «девочками» – ред.) просто такая профессия, они не должны подвергаться насилию. Но в жизни все получается немного иначе.

Работая над этой постановкой, Эндже выступает от имени организации «Серебряная роза», неофициальной ассоциации секс-работников (в 2013 году Минюст РФ отказал «Серебрянной розе» в регистрации). Основное место работы Эндже – низкопороговый центр в Казани, государственная организация, которая занимается социально незащищенными слоями населения. Там она также отвечает за работу с представительницами секс-индустрии.

Спектакль называется «Просто мы», его постановкой занимается театр-студия «7 масок». Показать его планируют 14 декабря, в Международный день защиты секс-работников от насилия и жестокости, символом которого является красный зонт. После спектакля организаторы собираются провести круглый стол, посвященный проблеме подобного насилия в Казани. И если все пройдет по-задуманному, то событие станет, возможно, первым случаем, когда в Казани насилие над секс-работницами открыто обсудят где-то, кроме как в кулуарах.

Приглашение на круглый стол организаторы разослали многим СМИ, а также уполномоченной по правам человека в РТ Сарие Сабурской, руководству СПИД-центра, правозащитному центру «Агора». Организаторы надеются, что обсуждение сможет дать импульс тому, чтобы ситуация с насилием в отношении секс-работников изменилась. Сейчас эта ситуация плачевная.

– За полгода мы зафиксировали около 1500 историй насилия, – сообщила «Казанскому репортеру» глава организации «Серебряная роза» Ирина Маслова. – Общей статистики у МВД нет, такие случаи в отдельную группу не выделяют. Кроме того, если в органах понимают, чем девушка занимается, добиться возбуждения уголовного дела практически невозможно.

Создательница организации «Серебряная роза» Ирина Маслова. Фото expert.ru

Ирина Маслова отмечает еще одну важную деталь этой статистики. «Насилие в большинстве случаев происходит со стороны полицейских, – заявила она. – Во время рейдов, когда у них проходит «контрольная закупочка». Девушки в этом случае совершают административное правонарушение. А со стороны полицейских идут преступления».

– Практически каждый день девочки сталкиваются с насилием, – заявила Эндже. – У общества складывается такое мнение, что эти девочки вне закона и можно делать с ними все, что угодно. Да, есть статья в административном кодексе о занятии проституцией. Если я перехожу дорогу в неположенном месте – это тоже административная статья, но мне за это никто ножом нос не отрежет.

Слова про нос – это не фигура речи, а реальный случай, произошедший в Казани, рассказала Шагиева. Тогда в лесополосе клиент действительно отрезал одной из «девочек» кончик носа тупым ножом. После этого она несколько лет заклеивала нос пластырем. Но продолжала работать в той же сфере.

Социальная реклама в Аргентине. Надпись на стене гласит:«86 процентов секс-работниц - матери». Фото surfingbird.ru

Убийства тоже случаются с пугающей периодичностью. Эндже вспоминает одно из них, произошедшее в октябре 2015 года, когда пьяный клиент задушил 25-летнюю девушку. Благодаря помощи со стороны активистов, дело удалось довести до суда, и убийца, гражданин Киргизии, получил девять лет колонии. В суде интересы матери убитой представлял адвокат из правозащитной организации «Агора». Такой исход – редкость, чаще секс-работницы боятся обращаться в полицию.

– Бытует такое мнение, что изнасиловать секс-работницу невозможно, – говорит Эндже. – Якобы все, что с ней делают, это так и должно быть. Даже если потерпевшая обращается в полицию, все обычно спускают на тормозах и приходит отказ в возбуждении уголовного дела.

Ирина Маслова также полагает, что проблема насилия напрямую связана с этой статьей. «Тридцать лет назад статью 6.11 внесли в Административный кодекс и выделили в отдельное производство, касающееся мировых судей. – объясняет она. – Тридцать лет назад государство спустило с поводка жесткость в отношении одной социальной группы».

Квартал крансых фонарей в Амстердаме. Фото flickr.com

Мириться с таким положением вещей социальные работники не намерены, нужна общественная дискуссия, уверены они. Начать обсуждение этой непростой темы решили с постановки спектакля, языком искусства порой проще выразиться.

В приглашении на спектакль местом проведения значилась творческая лаборатория «Угол». Но накануне «Угол» отозвал свое согласие принять постановку, хотя, по словам Эндже Шагиевой, организаторы события уже оплатили аренду зала на этот день.

– Нам сказали, что было очень много звонков от журналистов после того, как мы разослали приглашение, – сообщила активистка. – Якобы руководители«Угла» не хотят такой огласки, боятся этой темы, и решили перестраховаться и нам отказать.

Руководство творческой лаборатории рассказало корреспонденту «Казанского репортера» свою версию того, почему спектаклю отказали в площадке. «Мы не смогли сделать эту аренду, потому что у нас на этот день назначена репетиция своего спектакля, – сообщил администратор «Угла» Леонид Обойшев. – Наши репертуарные спектакли у нас в большем приоритете, чем аренда».

По словам Эндже, сейчас организаторы подобрали новую площадку для спектакля и в течение нескольких дней официально объявят о том, где он в итоге состоится. Она также добавила, что, если не считать ситуации с творческой лабораторией, какого-либо давления на организаторов с целью не допустить постановки никто не оказывал. Хотя найти площадку им было довольно трудно, почти все казанские театры, узнав о теме спектакля, тут же отвечали отказом. «Люди, так понимаю, не настолько толерантны, и обсуждать такие вещи просто не готовы. Им проще промолчать, чем начать говорить», – полагает Эндже.

Александр Артемьев.

Комментарии

  1. Ирина Маслова 7 лет назад
    Спасибо, Александр.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!