​Возвращение митрополита Андриана

06 декабря 2016
Религия

Сегодня в Казани перед кафедральным собором Русской православной старообрядческой церкви был открыт памятник митрополиту Московскому и всея Руси РПСЦ Андриану (Александру Четвергову). «Казанский репортер» присутствовал при этом историческом событии.

Церковные стихиры в исполнении духовного хора Казанско-Вятской епархии РПСЦ заполняют все пространство над сквером. Студеный ветер обжигает лица собравшихся на церемонию представителей всех официальных конфессий республики. Они обступили памятник, о чем-то тихо беседуя в ожидании президента Татарстана. Невысокий, в человеческий рост, памятник этот стоит почти что на земле в сквере возле храма, того самого, о котором сам митрополит Андриан вспоминал с особой любовью: «Я около десяти лет работал при этом храме, был председателем общины, занимался в основном вопросами реставрации, строительства, административно-хозяйственными делами. Тогда я окончательно прилепился к Церкви и все это стало для меня очень важно». В этом мне видится определенный символический смысл – предстоятель русского старообрядчества всю свою жизнь провел среди людей, не деля их на «своих» и «чужих».

– А вы кто? – интересуется у меня соседка справа. – Старовер? – и услышав отрицательный ответ, приветливо улыбается. – Ну да, батюшка для всех отворил двери храма…


Памятник изготовили на спонсорские средства, выделенные при личном содействии президента РТ Рустама Минниханова. На конкурс были поданы восемь проектов от шести участников. Победил этот – работа творческого коллектива ООО «Ирэк-Пыяла», одного из подразделений АНО «Творческая мастерская Союза художников Республики Татарстан «Ирэк». В конкурсном листе она числится как «работа № 394872 – скульптор М.В. Баскаков, архитекторы К.В. Ашихмин, А.В. Шипунов».

О необходимости воздвигнуть в Казани памятник представителю древлеправославия впервые заговорили осенью 2013 года на встрече митрополита Московского и всея Руси РПСЦ Корнилия и президента РТ Рустама Минниханова. Правда, тогда было названо имя патриарха Московского и всея Руси Гермогена, описавшего чудо явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, свидетелем которого он был.

Именно Гермоген в Смутные времена призывал из темницы в Чудовом монастыре: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, везде говорите моим именем». На призыв его откликнулись нижегородцы, а собранное ими ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.


Но позже кандидатура на увековечение по инициативе Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви была заменена на казанского уроженца митрополита Андриана, а в честь патриарха Гермогена освятили малый придел Покровского собора. «Но памятник патриарху Гермогену мы обязательно поставим в другом месте», – заверяет нас заместитель министра культуры РТ Светлана Персова.

Чтобы понять значимость митрополита Андриана в истории современной России, надо вспомнить, что его предшественник на пастырском служении владыка Алимпий, возглавлявший РПСЦ с 1986 по 2004 год, считал, что близок конец света и будущего нет, счет идет не на дни, а на часы. Новоизбранный митрополит остановил процесс некроза старообрядчества. В первом же своем публичном выступлении он призвал паству не замыкаться в своих общинах, а быть деятельной во внешнем мире и активнее проповедовать старую веру новой России.

Мне вспоминаются его слова, сказанные на открытии одной из первых в нашей стране выставок, посвященных истории старообрядчества: «В большинстве своем наши соотечественники поверхностно знают историю церкви, искаженно воспринимают образ старообрядства и ложно о нем судят. К сожалению, самой старообрядческой церкви пока трудно исправить устоявшиеся стереотипы. Современное старообрядчество, хотя и притягивает своей тайной, часто бывает непонятно. Старообрядческая церковь сегодня стремится стать более открытой и понятной для общества. Наши надежды на будущее связаны с тем, что сохраненные старообрядческой церковью культурные и духовные богатства будут востребованы современной Россией». Credo его, как мне кажется, достаточно ясно было выражено именно в этой мысли, повторяемой им на разные лады в многочисленных интервью.

Рустам Минниханов точен: президентский кортеж подъезжает к храму за одну минуту до начала церемонии.

– Она очень важна для всех нас, – говорит президент, – поскольку наглядно демонстрирует, что все конфессии Татарстана живут в мире и согласии. Я вижу среди собравшихся и представителей мусульманства, и католической церкви, и Московского патриархата. А это залог нашего спокойствия и успешного развития.

Митрополит Андриан родился в старообрядческой семье, принадлежащей к известному старинному роду казанских купцов Четверговых, 14 февраля 1951 года. Закончив Казанский авиационный институт, работал инженером-конструктором на Казанском оптико-механическом заводе и в СКБ спортивной авиации. Сам он вспоминал о том времени так: «Вопрос о том, чтобы стать священником, впервые был поставлен, когда работал на КОМЗе. Но тогда я не решился сделать этот шаг. Я понимал свою неподготовленность и осознавал свое недостоинство. Знал, что быть священником – это очень тяжело и ответственно, это меня пугало». Только в тридцатипятилетнем возрасте он решился оставить светскую работу и начать служение в храме.

– Это все так, но и не совсем так. Несмотря на то, что для многих он оставался мирским работником, Андриан всегда был воцерквленным человеком, – поясняет родной брат митрополита протоирей Геннадий (Четвергов). – Он и иконописцем был, и церковную музыку изучал, и руководил церковным хором… Просто в те нелегкие для веры времена все это делалось не на виду… Да и скромный он был по своему характеру, от этого казался замкнутым, закрытым. Но он не бежал от людей, он переживал чужую боль, как свою. Да и не было у него такого понятия – чужая боль.

Слушаю взволнованный рассказ, а в памяти всплывают строки одного из последних интервью предстоятеля старообрядческой церкви: «Надо откровенно признать, что возрождения духовности, о котором у нас так часто говорят, на самом деле нет. Основным признаком возрождения духовности является нравственное, религиозное и физическое здоровье нации. На сегодняшний день русские – самая разобщенная нация в мире. Подавляющее большинство живет по принципу “моя хата с краю”. Почти никого не интересует, что где-то рядом замерзают старики. Наши старики. От наркотиков гибнут дети. Наши дети. Население самой России уменьшается с катастрофической скоростью. Медленное, но неумолимое угасание науки, образования, здравоохранения и культуры, миллионы абортов, засилие содомского греха, алкоголизма, табакокурения и наркомании, азартные игры, поклонение “золотому тельцу” уничтожают наш народ не менее эффективно, чем танки и ракеты. И в этом нельзя винить только власти. Равнодушие, циничное молчание нередко проявляем мы сами». Как это созвучно тому, что говорил в недавнем послании Федеральному Собранию Владимир Путин.


Митрополита Андриана не стало 10 августа 2005 года во время крестного хода в Кировской области. Скорая, которую тут же вызвали паломники, к сожалению, не успела, митрополит умер на берегу реки Грядовицы Юрьянского района. Дали о себе знать ишемическая болезнь, два инфаркта миокарда и операция на сердце.

– Он все умел, – вздыхает отец Геннадий. – С детства был человеком самостоятельным, рукодельничал искусно, быстро приспосабливался к ситуации, мог преодолеть самого себя. Одного только не мог, полноценно отдыхать, расслабляться…

С тех пор на карте Казани появилась улица Старообрядческая в Суконной слободе, где с давних времен компактно селились не принявшие никонианские преобразования, ведется реставрация Покровского кафедрального собора Казанско-Вятской епархии РПСЦ, возведенного в духе национального романтизма в 1909 году. А теперь вот еще и сам митрополит Андриан, отлитый в бронзе в полный рост, будет благословляющим жестом встречать приходящих в храм, стремительно шагая им навстречу.

Высокопреосвященный митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилий, стоя возле памятника, как бы размышляет вслух:

– Предстоятель сделал многое в постперестроечное время, чтобы старообрядческая церковь стала значимой в обществе, чтоб сильнее зазвучал ее голос. Его дело не заглохло – и это главное. В городе, где он формировался как личность, будет открыт первый в истории России музей старообрядчества. В цокольном этаже Покровского кафедрального собора уже готовится для этого специальное помещение.

Действительно, пару лет назад Национальным музеем РТ совместно с Казанско-Вятской епархией РПСЦ уже разработана концепция музея, открытие которого ориентировочно должно состояться еще через пару-тройку лет. А пока всех гостей церемонии во главе с президентом РТ ведут на выставку «Казань старообрядческая». Несколько витрин и стендов в храмовом зале Покровского Кафедрального собора вместили в себя уникальные памятники истории и культуры – иконы, распятия, шитье, книги, одним словом – те святыни, которые бережно сохраняла старообрядческая община столицы Татарстана.

– Мы постепенно выводим из повседневного использования древние раритеты, – уточняет протоиерей Геннадий (Четвергов). – Они и составят основу музейной экспозиции.

…Уже уехали официальные лица, рассосалась толпа журналистов, а люди все стояли у памятника, не желая расходиться.

– Ну что, отец Геннадий, зови всех в храм, – командует митрополит Корнилий, – будем все вместе выставку смотреть да концерт духовной музыки слушать…

И миряне послушным ручейком текут вслед за духовными наставниками своими к ступеням собора. И лишь митрополит Андриан по-прежнему остается в центре сквера противостоять порывам ветра и снега.


Зиновий Бельцев.


ФОТОРЕПОРТАЖ





Комментарии

  1. алексей терехин 6 лет назад
    Здорово!!!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!