Как капитализм?

06 декабря 2016
Экономика

Современные технологии уже не способствуют развитию капитализма, а убивают его, рассказал в Центре современной культуры «Смена» британский журналист и писатель Пол Мейсон. Корреспондент «Казанского репортера» посетил его лекцию и отметил, что крах капитализма недавно уже предсказывал во время своего визита в Казань российский журналист и участник «Своей игры» Анатолий Вассерман, и по его мнению во всем тоже будут виноваты высокие технологии.

– Мы живем в самый потрясающий период с точки зрения технологий за последние 200 лет и в самое худшее десятилетие с экономической точки зрения, – заявляет Пол Мейсон в самом начале лекции. – Мы уже увидели, как экономический кризис 2008 года превратился в социальный, и сейчас мы наблюдаем затяжной кризис неолиберализма.

Мейсон приводит и ряд примеров печального положения в экономике: спад в трансатлантической и транстихоокеанской торговле, решение Британии выйти из Евросоюза, избрание президентом США Дональда Трампа. В эти выходные, добавляет он, пройдут референдум в Италии и президентские выборы в Австрии, а в обозримом будущем – выборы во Франции, и их итоги, по мнению Мейсона, также дестабилизируют Евросоюз. «Я ожидал, что такое случится, но не ожидал, что все произойдет так быстро», – удивляется лектор.

Пол Мейсон в «Смене»

Именно события, происходившие во время и после экономического кризиса 2008 года, заставили Мейсона задуматься над жизнеспособностью капитализма и над тем, что будет после него. Он был недоволен тем, что большинство экспертов считали этот кризис временным явлением, некой разовой вспышкой. Мейсон же полагал, что тот кризис был расплатой за ошибки, которые экономисты совершали ранее и совершают до сих пор. Чтобы лучше понять это, он приводит вполне понятную русскому человек аналогию.

– Ситуация похожа на десятилетнее похмелье – объясняет он. – Когда ты выпил слишком много, на следующий день расплачиваешься за вчерашнюю передозировку. Но почему-то вместо того, чтобы бороться с причиной похмелья, мы стали пить виски по утрам. Вместо того чтобы выплачивать внешний долг, мы стали лишь наращивать его.

Свои взгляды Мейсон изложил в книге «Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему». В ней он связывает капитализм с неолиберализмом и указывает на его проблемы, которые, в общем-то, сейчас может заметить каждый, кто регулярно смотрит новости. Падение реальных доходов населения, рост госдолга стран, переход богатства из карманов людей, которые что-то производят, в карманы тех, кто чем-то владеет. А вот причина, по которой капитализм с этими проблемами больше не может справиться, уже не столь предсказуема. По мнению Пола Мейсона, все дело в новых информационных технологиях.

– Современная экономика озадачена: как получается, что у нас есть удивительные технологии и ступор в экономике, – объясняет Мейсон. – Я ставлю вопрос по-другому: что не так с технологиями, что подавляет экономику?

И Мейсон находит, что не так. По его мнению, информационные технологии влияют сразу на три сферы общественной жизни так, как еще ничто не влияло. Он рассматривает их воздействие на ценообразование, на работу и на организацию работы.


Первый эффект, по мнению Мейсона, наиболее важный. Дело в том, что информацию можно копировать и использовать неограниченное число раз без изменения ее товарных свойств. Размножить таким образом парковочные места около «Смены» или один бутерброд на всех –не выйдет. При этом создание новой копии почти ничего не стоит. Для нее нужно лишь немного места в большом дата-центре, и немного электроэнергии, чтобы этот дата-центр работал. Себестоимость ее существования стремится к нулю.

– Но ведь в стоимость информации входят еще и затраты труда на ее создание? – возразил корреспондент «Казанскому репортера». – Ее создателям надо что-то платить, и тогда ее стоимость не может быть ниже, чем вознаграждение создателю информации?

– Речь идет в первую очередь о воспроизведении информации, – ответил лектор. – Стоимость воспроизведения стремится к нулю. Перед пост-капитализмом стоит задача найти новые способы вознаграждения создателей информации. В Британии есть партия зеленых, в Исландии – радикальные левые и партия пиратов, и все они выступают за сокращение авторских прав. Вознаграждение создателю все равно останется, но информация станет намного более доступна.

Какие именно новые пути вознаграждения авторам предложит будущее, Мейсон уточнить затруднился.

– Если производство товара ничего не стоит, то и его цена должна быть равна нулю, – полагает Мейсон. – И пока существует свободный рынок, информация не будет стоить ничего. Но сейчас любая информация стоит денег, потому что свободного рынка нет. Есть монополии.

Мейсон не называет монополи напрямую, но участникам становится понятно, о ком идет речь. Особенно когда в разговоре о стоимости информации в интернете все примеры сводятся к iTunes, продукту компании Apple. Подобные IT-гиганты, по мнению Мейсона, внимательно следят за авторскими правами и предотвращают падение цен на информацию до нуля. Таким образом капитализм искусственно сдерживает угрозу, возникающую из-за влияния информационных технологий на цену.

– Такой капитализм сейчас навязан чисто политическими силами и бюрократами, – заявляет Мейсон. – Мы помним на примере СССР, к чему это приводит.

Интересно, что заявление Мейсона перекликаются с тезисами, озвученными известным российским журналистом и участником телевикторины «Своя игра» Анатолием Вассерманом в ходе его визита в Казань. Он тоже полагал, что капитализму придет конец, и именно благодаря технологическому прогрессу. Но прогресс как раз должен привести к «новому СССР»: через 50 лет, по мнению Вассермана, везде наступит социализм.

Основа социализма, по Вассерману – плановая экономика. Известно, что сложность и время, необходимое на составление плана выпуска продукции на одном условном заводе, находятся в определенной математической зависимости от количества наименований продукции, которую этот завод выпускает. По аналогии с одним заводом можно рассчитать план выпуска продукции для всего мира.

Анатолий Вассерман в Казани

Вот только при сегодняшнем уровне развития технологий все суперкомпьютеры земли будут биться над составлением такого плана сто лет. Гораздо проще вычислять план для каждого условного завода в отдельности, а все остальное рассматривать как некую окружающую среду. А это уже, как объясняет Вассерман, рыночная экономика. Так проще, и так сейчас возможно. Поэтому пока на большей части земного шара и господствует капитализм.

– Социализм подразумевает ограничения в чем-либо, – возражает против подобного будущего Мейсон. – А информационные технологии несут изобилие.

Рассуждения о воздействии информации на работу уже содержат определенную долю конспирологии. Мейсон отмечает, что с автоматизацией многих видов деятельности исчезает потребность в большом количестве работников. Чтобы сдерживать безработицу, власти создают «мусорные» рабочие позиции. По мнению лектора, в Англии такой позицией являются мойщики машин.

– Десятки лет назад автомойка была полностью автоматической, – рассуждает Мейсон. – Достаточно было припарковать свой автомобиль и нажать кнопку, моющая машина сделает все остальное. Сейчас этим на автомойке занимаются пять человек. Как ручной труд смог опередить по производительности машину? Только если технологический прогресс как-то сдержали.

Более близкий нам пример от Мейсона: недавно в сети фаст-фудов McDonalds установили сенсорные экраны, где можно заказать еду без участия кассира. Вскоре после этого Мейсон пришел к руководству одного из отделений сети и поинтересовался, на сколько работников стало меньше в штате после внедрения новой технологии? Ему ответили, что не сократили никого, а лишь перевели на другие позиции. Эти позиции, по мнению лектора, также являются «мусорными», бесполезными.

Третьим эффектом воздействия информации на человеческую жизнь является появление вещей, которыми совместно может владеть неограниченное количество людей. Это, к примеру, информация в Википедии или свободно распространяемая операционная система Linux. «Если вы спросите неолибералиста, что такое Википедия, он ответит вам, что это пустая трата времени, – полагает лектор. – То же самое вам ответит и социалист». Но такие вещи существуют, и именно они являются основой для того, что Мейсон называет посткапитализмом.

Снижение стоимости информации, которое подавляется монополиями, уменьшение количества рабочих мест, которое подавляют «мусорной» работой, и совместное владение, которое пока ничем не подавляется – все это делает новую форму экономики возможной, заявляет Мейсон. «Пост-капитализм – такое состояние экономики, когда существует изобилие любой информации», – формулирует он.

В отличие от Вассермана, Пол Мейсон не предлагает в своей книге и в своих лекциях какого-либо пути к посткапитализму. «Сейчас я лишь поднимаю те вопросы, которые следует поднимать при грядущем крахе капитализма, – заявил он. – А пост-капитализм – это не объективное будущее, это лишь одна из возможностей». Так что, чем черт не шутит, может быть, вместо посткапитализма по Мейсону настанет социализм по Вассерману. А может, и наоборот, были бы технологии.

Александр Артемьев.

Комментарии

  1. Елена 7 лет назад
    Очень интересно и неожиданно посмотреть на свою повседневную жизнь с точки зрения развития мирового сообщества. И очень по- русски. Думаю заграницей такими темами интересуются только узкие специалисты. А у нас на лекции посмотрите на фото сколько пришло молодых людей.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!