​Образовательные стартапы: как заработать на обучении

03 декабря 2016
Интервью

Как идея для бизнеса рождается в самолете, можно ли получить образование с помощью мобильного телефона и где найти инвесторов в Казани? Об этом в интервью «Казанскому репортеру» рассказал основатель и директор бизнес-школы Oxademy в Великобритании Саед Шахзад.

Он в Казани не в первый раз, и местные программисты уже знают его имя: Саед Шахзад. Основатель и директор бизнес-школы Oxademy в Великобритании. В этот раз он приехал с рабочим визитом в Казанский федеральный университет, чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество между учебными заведениями. Но и – пообщаться со студентами.

В Высшей школе информационных технологий и информационных систем (ИТИС) КФУ собралось несколько десятков будущих IT-специалистов на лекцию Саеда Шахзада о технологическом предпринимательстве. Ему не пришлось даже включать компьютер и щелкать слайды презентации. Его слушали на одном дыхании, и это мало было похоже на лекцию в традиционном ее понимании.

Это была история. История студента, который был постоянно в разъездах, и ему приходилось пропускать занятия. Однажды, в очередной раз перелетая из одной точки планеты в другую, он придумал, как можно, находясь в любом месте, учиться онлайн, не посещая лекции. Так появилась идея бизнес-школы Oxademy. Саед предложил свой проект Оксфордскому университету, и его одобрили. Но денег не дали. Однако амбициозного предпринимателя это не остановило. Его команда – всего два человека – вначале бесплатно создали инновационную платформу для дистанционного обучения, которая со временем стала активно использоваться по всему миру и получила ряд премий. За что инвесторы готовы платить миллионы и как можно учиться онлайн – об этом Саед Шахзад рассказал в интервью «Казанскому репортеру».

– Технологическое предпринимательство – новое и популярное направление бизнеса. В чем его главная особенность?

– Все, что мы сейчас делаем, имеет отношение к технологии. Мы ходим за покупками, резервируем номер в отеле, пользуемся услугами здравоохранения – все это имеет отношение к IT. Поэтому технологическое предпринимательство – это про то, как решать задачи, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

– В основе технологического предпринимательства должна быть инновационная идея. Она обязательно должна быть связана именно с информационными технологиями, или она охватывает все сферы бизнеса?

– Это может быть абсолютно любая область жизни: здравоохранение, услуги, образование. Однако обязательно должна быть связь с технологиями, которые позволят осуществить идею. Даже если мы возьмем фермерское хозяйство – там тоже нужны компьютеры. Это не обязательно должны быть онлайн-стартапы, но должно быть использование программирования.

– В Oxademy развито дистанционное обучение. Однако, в России оно не очень популярно у студентов. Как организована система в вашей бизнес-школе?

– Онлайн-образование действительно до сих пор не получило широкого распространения. Отчасти потому, что оно решает только одну проблему – передачу информации . Однако содержимое материала не объясняют, и это уже проблема обучаемого, с которой ему нужно разбираться самому. Мы зашли на рынок с мыслью о том, что нужно учить так, как человек сам хочет. Это была инновационная идея использования искусственного интеллекта, машинного обучения и сбора данных. Сейчас со студентами общается программа, и она знает, какой контент и тип обучения нужен ученику, и предлагает его. Мы только что выпустили мобильное приложение, оно называется Bitesize, знания по маленьким кусочкам. Специалисты переписывают все содержание курса, и делят его на маленькие фрагменты и типы – видео, аудио, текст, анимации. Все это специально перерабатывается для формата мобильных телефонов. Мы используем собственную платформу, чтобы этот материал публиковать. Гаджеты сейчас есть у всех, и многие люди предпочитают их компьютерам. Поэтому мы можем обучать через мобильные телефоны, и этот рынок все растет и растет. Это очень важная для нас область.

– Вы также создали электронный ресурс для связи начинающих предпринимателей. Там бизнесмены могут передать свои идеи и планы инвесторам. Есть ли истории успеха, достигнутого благодаря этой площадке?

– Да, мы создали электронный инкубатор, который соединяет на одной платформе стартапы и инвесторов. И мы запускаем это для Организации исламского сотрудничества. Это 57 стран исламского мира. Они используют нашу технологию и предлагают свои инвестиции. Один из самых ярких проектов – благотворительное приложение Charity. С помощью этой платформы собрали много денег. Все это организовано в школе и доступно для наших учеников. Любая идея может получить поддержку.

– Какие стартапы актуальны на сегодня в России?

– Насколько я знаю из своего опыта общения с людьми в России, необходимо изменить область образования. Но главная трудность – языковой барьер. Многие не знают английский, и это создает проблемы для международного обучения. Поэтому, я считаю, хорошая идея создавать технологические стартапы именно в этой сфере. Это могут быть образовательные услуги для людей, которые живут далеко от города и не могут приезжать сюда учиться. Или другой пример. КФУ предлагает студентам MBA (квалификационная степень магистра в менеджменте – авт.), отличной аккредитации, но в других странах про это не знают! Но благодаря различным технологиям, можно было бы донести эту программу до всего мира. Важно предоставить доступ к знаниям тем, кто не имеет сейчас возможности получить хорошее образование.

– Как создать успешный технологический бизнес? Чего ожидать в самом начале?

– Все у меня спрашивают рецепт успешного стартапа. У меня есть несколько вариантов. Первый рецепт очень простой – много работать и не сдаваться. Свое дело – это как американские горки. Нужно быть достаточно сильным, чтобы в случае чего выдержать удар. Второй рецепт – нужно иметь крепкое сердце. Не голову, а именно сердце. Вам придется испытывать противоположные эмоции: будут взлеты и провалы, ощущение грусти и радости, и нужно быть готовым со всем этим справиться. Важно – не насколько велика твоя идея, а сильный ли ты человек. На первом этапе в команде достаточно трех человек: основатель и «лицо» организации, программист и директор по продажам.

– Самое важное – это идея. Какая она должна быть у стартапа, чтобы дело стало развиваться и приносить доход?

– Идея должна быть максимально простой. Не нужно придумывать фантастические разработки. Если у вас есть покупатель и вы знаете, что ему нужно и за что вы готовы платить – вот вам хорошая идея. Настолько все легко. Если стартап решает какую-либо проблему и кто-то за это платит или хочет за это заплатить – это и есть успешный старт.

– А где взять того, кто захочет платить за идею? Где в России найти инвесторов?

– Я сам знаю здесь достаточно людей, которые будут платить. Их немало. Приезжайте на Kazan Summit в мае! Там будет много инвесторов. Они готовы вкладываться в интересные предложения. Но у вас должен быть проект успешного стартапа, и, повторюсь, он должен решать какую-либо проблему.

– Что бы вы пожелали начинающим предпринимателям?
– Верьте в себя, даже если все будут против, даже если вы единственный, кто верит в это. До тех пор, пока вам жизнь не докажет, что вы не правы. Но на этом пути вы должны быть открыты. Вы встретитесь с тем, что вас критикуют, и к этому стоит относиться позитивно.

– Можно ли как-то предложить бизнес-идею в Oxademy?

– Конечно, я буду этому только рад. Я хочу слышать предложения, идеи, критику. Я готов слушать.


Беседовала Наталия Белкина.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!