Как воспитать в казанцах тягу к благотворительности, обсуждали сегодня на пленарной сессии форума «Добрая Казань: развитие культуры благотворительности», прошедшей в Казанской ратуше. В ходе дискуссии, в которой принимали участие известные деятели этой сферы, выявили важную проблему: большинство людей не делают пожертвования не из-за отсутствия культуры добровольной помощи, а потому, что не доверяют благотворительным фондам.
Первые проблемы благотворительности в Казани открылись еще до начала форума и были связаны с неожиданными техническими ограничениями. Так, мэр Казани Ильсур Метшин не смог сделать благотворительный взнос в тысячу рублей при помощи расположенного в холле ратуши автомата для пожертвований: машина просто не приняла крупную купюру. Пришлось обойтись пятисотрублевым взносом.
Форум «Добрая Казань» проводится впервые, но сразу же смог собрать свыше 500 участников. По словам Ильсура Метшина, из-за наплыва желающих организаторам пришлось в срочном порядке искать более просторное помещение. Среди участников оказались как руководители крупных благотворительных фондов и представители государственных органов, так и бизнесмены и представители религиозных организаций. Словом, пришли все те, кто неравнодушен к благотворительности и кто в состоянии что-то в этой сфере изменить, для того, чтобы решить: а что, собственно, надо менять?
Каждому из участников пленарной сессии перед ее началом выдали специальный пульт для голосования. С его помощью, впрочем, не принимали какие-либо решения, а лишь собирали обратную связь от участников в виде ответов на вопросы вроде «Как часто вы жертвуете деньги на благотворительность?» или «Благотворительностью лучше заниматься анонимно или публично?». Для тестирования системы ведущий спросил участников, как сегодня вечером сыграет «Рубин» против «Арсенала»: победит, обязательно победит или сыграет вничью? После того, как выяснили, что «Рубин» (ожидаемо) победит, стартовало пленарное заседание.
– Тема благотворительности сейчас становится все более популярной и востребованной, – заявила модератор дискуссии гендиректор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. – Сейчас в стране проходит целая череда событий, связанных с благотворительностью. Но в наших силах сделать эту тему еще более востребованной.
В пример модератор привела международную акцию «Щедрый вторник» (Giving Tuesday), к которой в этом году присоединилась Россия. Суть ее в том, чтобы делать в этот вторник добрые дела и рассказывать всем об этом. Эту акцию поддержали на высочайшем уровне: вечером о «Щедром вторнике» на заседании Совета Федерации рассказала спикер Совфеда Валентина Матвиенко и призвала сенаторов тоже «пойти и сделать что-нибудь хорошее».
Тополева-Солдунова отметила, что в будущем благотворительность должна стать не модой, а нормой жизни. Такое же будущее для Казани видит и Ильсур Метшин. «Моя мечта как мэра – чтобы Казань стала добрым городом, где помогать друг другу, заботиться о слабых, было бы не одолжением, а нормой жизни, – заявил он в своем выступлении. – Кто-то назовет эту задачу идеалистической».
В этом направлении город уже добился определенных успехов. Так, по словам мэра, в столице республики волонтерской деятельностью занимаются свыше 15 тысяч казанцев. На недавней «Ярмарке добра», которую посетили свыше 30 тысяч человек, на благотворительность собрали свыше 3,5 млн рублей. К достижениям мэр также отнес успех проекта «Дневник добрых дел», при помощи которого школьники младших классов отчитываются о хороших поступках, и популярность проекта «Добро Mail.ru», реализованного совместно с мэрией Казани.
– Многие казанцы начинают свой день с сайта «Добро Mail.ru», туда заходят раньше, чем проверяют соцсети, – рассказал мэр. – Есть случаи, когда люди просят своих друзей не дарить на день рождения подарки, а потратить эти деньги на пожертвования через сервис.
Отметим, что «Добро Mail.ru» с недавних пор стала стартовой страницей для городского Wi-Fi в общественных местах, и действительно появится на экранах пользователей беспроводного интернета раньше любых соцсетей.
Метшин также рассказал, что с проектом сотрудничают уже 7 казанских благотворительных фондов и каждый из них прошел многоступенчатую проверку, чтобы доказать свою надежность. Таким образом, мэр первым обратил внимание на проблему доверия людей к фондам – благонадежность надо проверять. Фактически, в этих же словах мэр указал и на возможное решение проблемы: фонды собираются на одной площадке под известным брендом, которому люди доверяют, как минимум, свою почту, а власти следят за надежностью фондов.
В дальнейшем эту тему развила Тополева-Солдунова. По ее словам, фондам доверяют лишь 38 процентов россиян и лишь 8 процентов когда-либо оказывали помощь через благотворительные организации. Итоги блиц-опроса в зале также свидетельствуют о том, что участники форума предпочитают жертвовать деньги напрямую получателю, а не через фонды.
Глава одной из крупнейших социально-ориентированных некоммерческих организаций (НКО) «Русфонд» Лев Амбиндер начал свое выступление с рассказа об успехах фонда. В год он привлекает свыше 1,5 млрд рублей, в структурах фонда 96 сотрудников, которые работают в двадцати бюро по всей России. Фонд сотрудничает с «Первым каналом», и, по данным канала, в его проектах участвуют более 15 миллионов телезрителей. Татарстан, к слову, находится в первой пятерке по количеству пожертвований в фонд через СМС. Основная цель фонда – помощь больным детям и внедрение новых медицинских технологий. Впрочем, у Амбиндера есть и другое видение деятельности фонда:
– В самом широком смысле «Русфонд» – это белая и пушистая возможность заниматься благотворительностью, зная, что тебя не обманут, – заявил Амбиндер. – Когда говорят, что надо воспитывать доброту и культуру благотворительности… воспитывать, конечно, надо, но она уже есть. В основе культуры народов Российской Федерации доброта и щедрость заложены на генетическом уровне. Наша задача – сделать так, чтобы нам поверили.
Поэтому еще одной заслугой фонда он считает прозрачность и эффективность его деятельности. По словам Амбиндера, фонд тратит на собственное содержание 6,8 процента всех пожертвований, в то время как закон допускает использовать на эти цели до 20 процентов привлеченных средств. На сайте «Русфонда» публикуют подробную отчетность о потраченных средствах по каждому, кому помог фонд.
О важности отчитаться перед жертвователями за каждый потраченный рубль заявила и руководитель проекта «Добро Mail.ru» Александра Бабкина. «Очень важным драйвером активности для пользователей является то, что после каждого завершенного проекта мы публикуем финансовый отчет, – заявила она. – Казалось бы, мы уже проверили организации. Но пользователю важно видеть финансовый документ, который подтверждает, что все произошло так, как и договаривались».
Лев Амбиндер представил иное видение деятельности некоммерческих организаций в целом. По его мнению, даже в области благотворительности все упирается в привлечение денег и оказанию определенного рода услуг. Единственная разница между благотворительным фондом и коммерческим предприятием заключается в распределении денег: у предприятия есть прибыль, фонд пускает все средства в работу. В остальном – все то же самое.
Дополнительную сложность фондам создают мошенники, которые действуют от имени некоммерческих организаций. Так, в регионах страны долгое время орудовал некто по фамилии Степанов, который представлялся от имени «Русфонда». По словам Амбиндера, поймать Степанова удалось лишь в Чечне.
– Так что, теперь всех в Чечню посылать? – в шутку предлагает еще одно решение проблемы доверия к НКО модератор дискуссии?
– Да здравствует чеченский суд, самый справедливый суд в мире! – так же отшучивается Амбиндер.
В новостной повестке упоминание НКО часто идет рядом с другим сочетанием – «иностранный агент», то есть НКО с финансированием из-за рубежа. Такие организации также сталкиваются с недоверием со стороны граждан и властей. Вскользь упомянули иноагентов и сегодня.
– В разговоре о социально-ориентированных организациях нужно вспомнить Дмитрия Анатольевича Медведева, ведь при нем было введено понятие «социально-ориентированная организация», – заявил Амбиндер. – Это было сделано для того, чтобы отделить нужное от ненужного. Те НКО, которые получали иностранное финансирование, получили и статус «иностранного агента». Не будем обсуждать, зачем и почему.
В 2012 году Амбиндер выступал с критикой закона об иностранных агентах, сравнивая его с «желтой звездой» в Германии 1930-х годов. «Тоже так говорили: "Ну, ты же еврей. Ну так нашей себе желтую звезду и продолжай спокойно жить дальше с желтой звездой". Знаешь, чем кончилось?» – заявлял он на страницах «Коммерсанта».
В дальнейшем дискуссия вновь вернулась к воспитанию культуры благотворительности. Так, Елена Тополева-Солдунова отметила важность информирования о том, «что такое добрые дела и как их делать». К примеру, через уроки волонтерства в учебных заведениях.
Кроме того, на пленарной сессии рассказали о новогодней благотворительной ярмарке «Душевный bazar» как примере взаимодействия бизнеса и государства в сфере добрых дел. При этом подчеркнули, что бизнес в таких проектах решает свои собственные задачи по реализации маркетинговых программ, улучшения имиджа и взаимодействия с государством. Однако, именно участие организаций в благотворительных проектах показывает, что и коммерческие стремления можно использовать во благо. Как именно – обсудят в числе прочего на многочисленных дискуссионных площадках форума.
Александр Артемьев.
ФОТОРЕПОРТАЖ
Комментарии