​Долгая дорога на «Дакар»

02 января 2017
Спорт


Седьмой год подряд жители французского портового города Гавр станут свидетелями потрясающего зрелища: в середине ноября сюда съедется вся автомобильная элита Европы и Азии. Именно во Франции задолго до официального старта начинается долгий путь команд на «Дакар». 25 ноября машины погрузят на паром, следующий до Южной Америки. Бороздить воды Атлантики судно будет около двадцати дней. «Казанский репортер» Светлана Брайловская знает все нюансы долгой дороги к главному мировому ралли-рейду.

Четыре боевых грузовика «КАМАЗ-мастера» уже находятся в дороге. Не поддаваясь суевериям, команда покинула родной дом 13 ноября после того, как по традиции «Синей армаде» устроили пышные проводы. В готовности техники убедился лично президент Татарстана Рустам Минниханов, полетав за рулем боевого автомобиля.

«Дакар - 2017» станет для команды уже 27-м. За это время сменилось два поколения спортсменов. Тринадцать раз «Синяя армада», как называют камазовцев, возвращалась домой с главным трофеем «Дакара – «Золотым бедуином».

Ныне все взгляды устремлены на четырех пилотов: Айрата Мардеева («Золотой бедуин» в 2015, «Серебряный бедуин» в 2013 и 2016), Эдуарда Николаева (золото в 2013, серебро в 2015, бронза – в 2011, 2014), Антона Шибалова и Дмитрия Сотникова. Шибалов и Сотников пока что не поднимались на «Дакаре» выше четвертой позиции, но им всего чуть за 20. Какие их годы! Свое первое золото Владимир Чагин взял в 30 лет. И семь раз становился чемпионом ралли. Его рекорд на «Дакаре» в классе грузовиков так еще никто и не побил.

Все экипажи недавно вернулись со сборов в Карелии, где провели последние испытания машин. Ожидалось, что на «Дакар» отправят капотный «КАМАЗ», над которым команда работает уже два года. Грузовик прошел тестовые испытания во время ралли-рейда «Шелковый путь» в Китае летом этого года. Поклонники автоспорта заметили капотник, который отличался от привычных камазовских синих цветов. Боевая машина была специально покрыта черной пленкой, чтобы тестовый автомобиль сразу бросался в глаза. Планировалось, что к «Дакару» черную оболочку сбросят. Однако, этого не случилось. Как пояснил Владимир Чагин, работы над капотником затормозила непростая финансовая ситуация.

Каждый день до начала гонки у спортсменов расписан по минутам. За месяц до старта все гонщики усиленно упражняются в спортзале, практикуются в английском языке и участвуют в маркетинговых мероприятиях партнеров. Кстати, несколько лет подряд экипажи «КАМАЗ-мастера» тренируются по олимпийской системе. Готовят организм к экстремальным условиям, например, к серьезным перепадам высот в горах, где от нехватки кислорода даже здоровый человек мучается головной болью.

На предстоящей гонке в горах придется провести пять дней. Такого еще не было. Правда, сама гонка станет немного короче – всего 12 этапов.

Из-за отказа руководства Чили принимать марафон (по официальной версии, страна должна была восстановиться после сильнейшего наводнения 2015 года, по неофициальной – власти не могут платить организаторам деньги за право принимать гонку), организаторы перекроили маршрут, проложив его по территории Парагвая, Аргентины и Боливии. Гонка стартует 2 января в парагвайской столице Асунсьон, а завершится 14-го в Буэнос-Айресе.

Самые сложные отрезки пути придутся на территорию Боливии. Здесь на высоте 3,5 тысячи метров придется столкнуться не только с головной болью. Спортсменов будет кидать то в жар, то в холод: разница температур в горах Боливии по сравнению с жаркими участками Аргентины может достигать 50 градусов. К этому следует добавить разницу во времени (между Москвой и Буэнос-Айресом – шесть часов).

Что касается быта, то в команде он устроен на высшем уровне, если это слово вообще применимо к полевым условиям. Камазовские технички оснащены всем, чтобы спортсмены могли принять душ и отдохнуть после тяжелой дороги.

Чтобы не испытывать дискомфорта во время соревнований, утро у экипажей начинается с легкого завтрака. В течение всего этапа гонщики пьют только воду, которая подается с помощью специальной трубки, подсоединенной к термосу со льдом. Из-за жары пьют много, чтобы не было обезвоживания. Плотно поесть на «Дакаре» удается только во время ужина. Кстати, команда всегда возит с собой запас продуктов. Ребята не могут без наших традиционных супов, которые не варят на «Дакаре». К тому же, у «КАМАЗ-мастера» есть традиция – варить в день отдыха плов. Казан и дрова всегда можно найти в одной из тяжелых техничек команды.


Начиная с двадцати лет, тим-менеджер команды Владимир Чагин отмечает свой день рождения на «Дакаре». По традиции, для именинника произносят торжественную речь, выпивают за его здоровье шампанское или воду и расходятся по рабочим местам. Когда Чагин еще сам пилотировал, то лучшим подарком для него была победа на гонке. Сейчас подарки своему учителю в этот день делают его ученики, занимая верхние ступени пьедестала.

Есть еще одна традиция, которой не изменяет ни один член команды. В кабине каждой машины можно найти коллекцию талисманов, которую пилотам, штурманам и механикам дарят их близкие. Как правило, это небольшие мягкие игрушки. А вот номер машины «500», который достается действующему чемпиону «Дакара», среди гонщиков имеет дурную славу. Говорят, что два нуля еще никому не приносили удачу, постоянно случаются какие-то поломки, аварии. Эти нули «давят» на спортсменов.

На этот раз под этим номером стартует главный соперник камазовцев Жерар Де Рой. Хотите верьте, хотите нет, но за всю историю «Дакара» только Владимир Чагин выиграл гонку, выступая под этим номером. Это было в 2011 году, после чего прославленный гонщик объявил о завершении спортивной карьеры. Мы покопались в архивах и нашли трогательные старые снимки, так что в предвкушении главного ралли-рейда мира автоспортивным болельщикам самое время вспомнить яркие моменты «Дакаров» начала тысячелетия...










Кстати, еще два экипажа во главе с пилотами Андреем Каргиновым и Сергеем Куприяновым сразу после Нового года выйдут на старт ралли-рейда «Африка Рейс». За последние три года экипаж команды во главе с Антоном Шибаловым трижды становился чемпионом гонки, которая проходит в Африке по старым дакаровским тропам. На этот раз экипажи «КАМАЗ-мастера» намерены продолжить серию побед.


Светлана Брайловская.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!