Из рутинной процедуры в этом году публичные слушания бюджета города превратились в реальное обсуждение с нешуточным накалом страстей и столкновением интересов города и села. Корреспонденты «Казанского репортера» посетили слушания, оценили аргументы сторон и заодно познакомились со структурой городского бюджета.
– Публичные слушания по бюджету еще не стали всенародным местом волеизъявления, – делится мнением в неформальной беседе перед слушаниями депутат Казгордумы Айрат Гарипов. – Это такой междусобойчик профессионалов. Здесь все, кто так или иначе заинтересован в принятии структуры бюджета.
«Заинтересованные» – это как раз депутаты Казгордумы, занявшие все первые ряды зала Дома работников образования. Перед началом слушаний они, будучи по большей части знакомы друг с другом, обсуждают насущные дела и рассказывают анекдоты, не поддающиеся даже минимальному цитированию в СМИ. Но, как оказалось, некоторые из собравшихся вполне готовы обсуждать бюджет и отстаивать включение в него тех или иных статей расходов.
Главным докладчиком по бюджету выступал глава финансового управления исполкома Казани Радик Шафигуллин. Мэр Казани Ильсур Метшин, который официально является инициатором публичных слушаний, на самой процедуре не присутствовал, его замещала вице-мэр Казани Евгения Лодвигова. Также присутствовали секретарь Казгордумы Людмила Андреева и главы различных комитетов Казгордумы, руководители территориальных общественных самоуправлений (ТОС) и просто неравнодушные к проекту бюджета граждане.
Перед выступлением докладчик отметил две важные вещи. Первое: проект бюджета был опубликован в сборнике документов исполкома еще 27 октября, так что у всех интересующихся было достаточно верени, чтобы с ним ознакомиться. Также он напомнил, что с 2009 года бюджет в Казани принимается на три года (исключение – однолетний бюджет 2016 года). Заметим, что руководитель финуправления занимает эту позицию с октября 2014 года, так что опыт участия в обсуждении бюджета (он и сам это отмечает) не очень большой.
Все доходы бюджета на 2017 год составляют 19 495 321 тысячу рублей, расходная часть составляет ровно столько же. Таким образом, бюджет сверстан «копеечка к копеечке», хотя эксперты в ходе своих выступлений отмечали, что дефицит бюджета в определенных рамках мог бы присутствовать. Для сравнения, общий бюджет Москвы составляет 1 751 млрд рублей, почти в 100 раз больше.
Далее на экран выводят те показатели, на которые ориентировались при составлении бюджета. Так, цену на нефть на ближайшие три года авторы бюджета видят на уровне 40 долларов за баррель, доллар за этот период в среднем подешевеет с 65 до 64,1 руб., а инфляция снизится со 104,9 до 104,1 процента.
Большую часть доходов на 2017 год, 10 494 млн рублей, составляют налоговые поступления. Некоторые из налогов поступают в казну города полностью, от других значительная часть уходит в бюджеты разных уровней. Два года назад в структуре бюджета появился новый вид налогов – на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Радик Шафигуллин отметил также, что налоговые поступления год от года неуклонно растут, а неналоговые поступления так же неуклонно сокращаются. В 2017 году они составят 2 303 млн рублей. Также важную статью составляют межбюджетные трансферы. Так, в ледующем году Казань получит из бюджетов разных уровней 6 597 млн рублей.
В течение трех лет бюджет будет расти соответственно до 20 105 393 тысяч рублей и 20 360 601 тысячи рублей в 2018 и 2019 годах, это касается как доходов, так и расходов. Установлен и предельный объем муниципального долга, который, напротив, будет неуклонно снижаться: с 29 884 933 тысяч рублей в 2017 году до 13 758 815 тысяч рублей в 2019 году.
Основной статьей расходов, 72 процента от всего бюджета, является социально-культурная сфера, уровень финансирования которой практически не изменился по сравнению с предыдущим годом. В ней наибольшая часть денег, более 13 миллиардов рублей, уходит на дошкольное, школьное и дополнительное образование. На раздел «Культура» потратят 430 млн рублей, на социальную политику – 408 млн рублей, на спорт – 114 млн рублей. Еще 5 426 млн рублей в сумме пойдут на сферу ЖКХ, общегосударственные вопросы, национальную экономику и безопасность, охрану окружающей среды, бюджетные субсидии и обслуживание долга.
После того, как все познакомились со структурой бюджета, настало время для вопросов и ответов. И если первый вопрос от одного из депутатов Казгордумы о том, на какие показатели опирались авторы бюджета при составлении его социальной части, был, судя по реакции, предсказуем, то далее началась уже явно незапланированная, но очень любопытная полемика.
– У меня вопрос по финансированию программы «Поселок», – встал руководитель депутатской фракции «Единая Россия» в Казгордуме Надыр Хайруллин. – Раньше она была, и какие-то вопросы по ней решались. Можем ли мы сейчас приблизиться хоть немного к составлению такой програмы?
Стоит отметить, что Надыр Хайруллин обладает хорошо поставленным громким голосом, и даже без микрофона с задних рядов его было слышно не только во всем зале, но и, наверное, в кофейне, которая находится в здании этажом ниже.
– Нельзя сказать, что поселки обделены вниманием, – возразил Шафигуллин. – В бюджете предусмотрены средства на содержание поселков, дорог, освещение. Плюс к этому, ежегодно из бюджета республики выделяются средства на ремонт дорог. Я понимаю, что это все разрозненно, а нужен комплексный подход…
– Да! Да! – с энтузиазмом восклицает Хайруллин. – Все это нужно свести в одну программу с указание цифр, сроков исполнения и ответственного подразделения администрации! Неужели это сложно, мы который год об этом говорим?
– С Вашим опытом мы можем не один десяток программ написать и принять, – иронизирует в ответ Шафигуллин. – Но любая программа останется лишь констатацией факта без доходных источников.
– Вы, руководитель финансвого управления, никак не можете понять! – негодует Хайруллин. – Дела-то делаются в поселках. Это все нужно просто привести в систему, я не поднимаю вопрос о дополнительном финансировании. Мы сможем заявлять, что по такой программе выполнено конкретно то-то и то-то, и спросить с нерадивых исполнителей.
На этом моменте в спор вмешивается секретарь Казгордуы Андреева. Она отмечает, что вопрос поднимается правильный, но он не по адресу. Такую программу, по ее словам, должен разработать комитет по ЖКХ Искандера Гиниятуллина, и она предложила адресовать претензии именно ему.
К слову, есть в Казани программы, которые принимают и без бюджета.Такой является принятая в прошлом году программа развития туризма в городе Казани, и этот вопрос также не обошли стороной. Ведь денег на ее реализацию в проекте бюджета также не оказалось.
– Тогда от этой программы отказываться нужно, раз средств нет? – спрашивают в зале.
По словам Шафигуллина, программа развития туризма «не вошла в первоочередные расходы». Вопрос финансирования этой программы сейчас обсуждается с Минфином РТ, и по итогам исполнения бюджета 2016 года в городе попробуют изыскать средства на эту программу.
Одна из депутатов Казгордумы спросила, достаточно ли в бюджете заложено средств на обеспечение горячим питанием школьников (эти расходы проходят по статье «социальная политика»). Шафигуллин отметил, что средства есть, но их не всегда достаточно.
– У нас немного разнится подход с Минфином РТ. – объясняет Шафигуллин. – Республика считает, что на каждого ребенка необходимо выделить 6 рублей 90 копеек. А мы считаем, что уравниловки быть не должно, что те дети, которые нуждаются в помощи, должны ее получать в полном объеме.
Количество таких детей Шафигуллин оценил в 18 процентов от всех школьников. И если в текущем году в городе удалось сделать именно так, как хотели, то в бюджете 2017 года на такой подход не хватает 100 млн рублей. Однако, на республиканском уровне, по словам Шафигуллина, прорабатывается вопрос изменения нормативов, и недостающие средства планируют получить именно по линии республиканского бюджета.
Андреева пожаловалась на низкие расходы в сфере государственного аппарата. Из-за этого госслужащим невозможно обеспечить высокие зарплаты, и ценные кадры уходят оттуда в другие сферы. И чтобы не быть голословной, она приводит данные по зарплатам в аппарате Казгордумы. Так, оклад ведущего специалиста там составляет чуть более 5 тысяч рублей. С учетом стажа и надбавок потолок зарплат в аппарате составляет 23 тысячи рублей. После этой информации вряд ли кто-то скажет, что управленцы «зажрались».
Особый успех имело экспертное выступление Айрата Гарипова. Он не акцентировал внимание на каких-то отдельных статьях бюджета, а рассуждал о том, как с бюджетом должна увязываться программа социально-экономического развития и как вообще следует принимать бюджет депутатам Казгордумы.
– Программу туризма, госполномочия вообще можно не обсуждать, на них и так деньги дадут, – полагает Гарипов. – Единственное из госполномочий, о которых можно говорить, это образование, потому что это львиная доля в нашем бюджете.
Гарипов предложил депутатам задуматься о такой вещи как бюджетная политика. Эта политика как раз должна ставить задачи депутатам и муниципальным служащим, но сейчас ее разработке не уделяют особого внимания.
– Пусть бюджетная политика будет хотя бы в виде наших законодательных инициатив, но чтобы она была сформулирована и была понятна! – предлагает он. – Именно она будет определять взаимоотношения муниципалитета с республикой. Расходная часть никогда еще не рассматривалась как идеология.
После окончание выступления Гарипова зал буквально взорвался аплодисментами.
Судя по тому, о чем говорили в гардеробе уже после слушаний, никто из присутствующих не ожидал сколько-нибудь оживленного обсуждения бюджета:
– Раньше никогда так долго не обсуждали.
– Да, не было такого. Интересно же было.
– Очень интересно!
Александр Артемьев.
ФОТОРЕПОРТАЖ
Комментарии