Воспитание творчеством

11 января 2017
Культура

Сегодня Константин Хабенский отмечает 45-летие. Кроме личной реализации в качестве актера, Хабенский создал благотворительный фонд, который помогает сотням детей и студии творческого развития. Таких студий открыто уже 11 по всей стране. «Казанский репортер» поговорил с директором фонда Хабенского «Оперение» Ляйсан Мишариной о том, как все начиналось, как получается «раскрыть» детей и о том, кто из известных актеров заглядывает к маленьким артистам «на огонек».

...Театр Кукол «Экият». Захожу в студию творческого развития Константина Хабенского. Там уже началось занятие. Дети под музыку повторяют движения за педагогом. Что-то среднее между пантомимой и танцем. Удивительно для меня было то, что здесь нет ограничений, какие были в моем детстве. Вспомнились занятия хореографией в школе. Там за каждую ошибку в движении девочек отправляли на балетный станок «тянуть мышцы», пока слезы не выступят. Все это, конечно, сопровождалось криком и сочными выражениями типа: «кривая», «делать ничего не умеешь», «из тебя ничего не выйдет». И вместо живого танца на сцене получалось построение солдат, запуганных командирами. Я сдалась очень быстро и с тех пор не могу смотреть ни на зеркальный класс, ни на станок . Но в студии Хабенского все иначе.

Первое, что бросается в глаза, – каждый ребенок выполняет задание, как ему удобно, в своем ритме. И за это не ругают. Наоборот, поддерживают и говорят, что все у него получается. Может, поэтому на лицах малышей улыбки? И поэтому в студию хотят поступить сотни детей? Но в чем главный секрет такой популярности? Об этом и не только я спросила у директора фонда «Оперение» (благотворительный фонд Константина Хабенского) Ляйсан Мишариной.

– Совсем недавно студия творческого развития Константина Хабенского отметила свое шестилетие. Расскажите, как она менялась в течение этого времени?

– В самом начале студия была только на словах. Константин Юрьевич просто озвучил идею. Хабенский съездил в Питер и увидел своих собратьев, которые оказались невостребованными в театре и кино, но у них есть опыт, есть запал и они хотят этим поделиться. Открытие такой студии могло бы помочь им финансово. Вот так появился этот проект. Одно из главных требований – педагоги должны быть людьми с опытом, которые уже могли бы чему-то научить. Константин Юрьевич рассказал об этом нам, а мы рассказали об этом мэру Казани Ильсуру Метшину. Градоначальник загорелся идеей и захотел, чтобы первую такую студию открыли именно в Казани. Мы стали подбирать кадры, но столкнулись с проблемой. Оказалось, что невостребованных опытных актеров здесь нет. Есть те, кто преподает в театральном училище, и те, кто играет на сцене. И мы собрали очень хороших педагогов. Первыми откликнулись Вадим Кешнер и Юнона Карева. Когда мы думали о том, где разместить студию, в первую очередь рассматривали школы. Первым был лицей №116. Мы просили, чтобы это было не элитное учреждение, а самое обыкновенное. Так студия стала доступной для всех детей. Открылись мы в мае 2010-го.


– То, что студия открылась именно в Казани, – это заслуга муниципалитета?

– Здесь очень много креативных людей. Плюс наш мэр – он сам творческий человек. Он откликнулся моментально на эту идею и поддержал нас.

– Какие были основные требования у Константина Хабенского к педагогам?

– Это должны были быть люди, которым интересно работать с детьми. Константин Юрьевич лично встречался с ними и обговаривал каждую деталь. И после этого мы разработали схему работы.

– Как сейчас организована работа в студии?

– Занятия абсолютно бесплатные, идут каждый день. Детей разделили по возрастным группам. У нас несколько направлений: актерское мастерство, сценическая речь, пластика, кукольное мастерство. Программа для всех стандартная. У нас сейчас занимаются около трехсот детей.

– Кто вам помогает финансово?

– Исполком Казани. В других городах по-разному – где-то муниципалитет, где-то инвесторы.

– Одна из последних студий появилась в Сочи. Во время ее открытия Константин Юрьевич сказал журналистам: «Все студии работают по одной схеме, но у каждой есть свой почерк». Как вы считаете, какой почерк у казанских ребят?

– Наш почерк – это пластический театр и кукольное мастерство. Пластика – это то, что мы чувствуем. Слова не всегда нужны.

Кукольное мастерство, кстати, не в каждой студии прижилось. Мы начали его развивать практически сразу. Это игровая форма. Посредством кукол дети входят в этот огромный мир творчества. Здесь нет рамок, ученики фантазируют и в этом находят себя. У нас есть мальчик, который уже дает мастер-классы своим сверстникам, и даже был в жюри на фестивале в театре кукол. Кроме того, черта всех студий – семейственность. Сюда ходят братья и сестры. Здесь отношения между педагогами теплые, семейные. И такие же взаимоотношения между детьми, что очень приятно. У нас нет возрастной градации. Обычно как бывает: маленькие дети дружат с маленькими, средние со средними и так далее. Здесь такого нет. Все перемешиваются во время фестиваля. Большая заслуга в этом ребят постарше, они следят за младшими, чувствуют ответственность за них. Кроме того, ученики постоянно находятся в студиях. Они сами говорят – это наш второй дом. Мне часто звонят родители: дескать, удивительно, но наши дети к вам бегут вне зависимости от настроения или самочувствия, самое большое наказание для них – не пойти на занятие. Такая атмосфера зависит от многих факторов. Самый главный – это наш художественный руководитель. Он сам человек добрый и теплый. И вокруг него собираются именно такие люди, такая команда.

– Также Константин Хабенский в своих интервью говорил: «Я не хочу, чтобы из детей делали «картонных», неинтересных, заурядных актеров». Соблюдается ли эта установка?

– Для нас важно открытие творческих способностей, потенциала ребенка как личности. В каждом из них есть свое зерно. Но отношения с родителями, школьная атмосфера, друзья накладывают определенные рамки, в результате чего появляются комплексы. Ребенок зажимается, не до конца раскрывается. В дальнейшем это мешает ему жить. Когда дети чувствуют свою роль, задачу, которые ставят педагоги, они уже совсем по-другому ее реализуют на сцене, они ее проживают. И вот этого состояния «картонного театра», о котором говорил Константин Юрьевич, у нас нет.

– Вы замечали, как меняется характер детей, когда они начинают здесь заниматься?

– И не только мы! Наша студия – социальная. Это альтернатива для неблагополучных или многодетных семей, которые не могут себе позволить платные занятия. Для меня был первый сюрприз, когда мы только-только начинали работу. К нам подошла директор одной из школ и задала вопрос, от которого я испугалась: «Что вы делаете с нашими детьми?». Я очень удивилась и спросила: «А что не так?». Она отвечает: «У этих ребят появилось свое мнение. Более того – теперь они не боятся его высказывать и отстаивать свою точку зрения».

После этой фразы к нашей беседе присоединилась Наталья Отлетаева, региональный куратор казанской студии творческого развития Константина Хабенского. Она высказала свою позицию:

– Часто учителя за своим предметом не видят личности ребенка. Я этому удивляюсь. Например, у нашего талантливого ученика – проблемы в школе! А учительница нам говорит: «Он у вас что, читать умеет?». Она даже не знает, что у него дома домашний театр, целая творческая лаборатория, он занимает первые места в региональных конкурсах! Очень многие педагоги не интересуются своими учениками.

Дальше мы снова продолжили общаться с Ляйсан.

– Многие дети у нас начали читать хорошую литературу. Писать прозу, стихи. Константин Юрьевич правильно говорит: «Хочется воспитать такое поколение, с которым будет о чем говорить». Может, они и не будут актерами. Но они будут цельными людьми, со своей позицией, своим понимание мира.

– И все же, безусловно, ваши достижения – это самостоятельные спектакли. Один из самых известных – «Поколение Маугли». Расскажите, как к нему отнеслись ученики?

– Когда мы это все начинали, мы не знали, как это – создать спектакль. Тем более, с таким количеством детей. Много было вложено сил. То чувство, которое испытывают ребята, когда играют эту постановку – оно неоценимо. Объясню почему. В самом начале проекта, Константин Юрьевич показал на большом экране клип, который был создан благотворительным фондом Чулпан Хаматовой «Подари жизнь». В ролике были рассказаны истории детей с онкологическими заболеваниями – до лечения и после того, как они поправились. И наши ученики поняли, для чего они играют. Для того, чтобы помочь маленьким пациентам выздороветь. Каждый спектакль играют для определенных детей, в разных городах. «Поколение Маугли» – полностью благотворительный проект. Самые большие метаморфозы с ребятами произошли после того, когда к нам на выступление в Москве пришел главный зритель – мальчик, которого мы спасли, собрав деньги с предыдущих спектаклей. И маленькие актеры своими глазами увидели реальную историю победы над болезнью, они осознали, что они своим трудом, своим творчеством спасли жизнь. Это дорогого стоит. Слез сдержать не смог никто. Внутри что-то меняется. У нас все работы настроены на милосердие.

– Еще один ваш интересный спектакль – «Перелистывая страницы». Пластическая постановка по мотивам романа «А зори здесь тихие», в которой почти нет слов. Почему выбор пал именно на такую тему и такой формат?

– Это было задание от Константина Хабенского на фестивале «Оперение». Раз в год, летом, все студии встречаются в определенном городе, и там происходит обмен опытом между педагогами и ребятами. И вот на очередной встрече мы получили тему, и наши учителя решили выразить свое мнение вот так. Постановка особенная, потому что она пластическая. Некоторые фразы Константина Юрьевича, которые звучат «за кадром», добавляют драматизма, ощущения присутствия внутри этого действия. Дети всегда настраиваются очень серьезно. Прекрасно приняли этот спектакль на фестивале «Маршак» в Воронеже в прошлом году. Я сама очень переживала, когда увидела в зале дошкольников. Тема войны достаточно серьезная. Но была гробовая тишина. Все прошло на одном дыхании, и зрители аплодировали стоя.

– Каждая ваша постановка – она особенная, необычная, не укладывается в привычные рамки театра. Так было задумано изначально, или получилось случайно?

– Это случайность. В самом начале цель создания студии была одна. В процессе создания все поменялось. Изначально наш худрук говорил: «Мы никогда не будем ставить спектакли». И у нас никогда не было целью делать именно постановки. Мы думали, возможно, это будет просто какой-то продукт на выходе, больше для родителей, чтобы показать, чем мы здесь занимаемся. Но главное – это не сцена, а то, что ребенок меняется. Сейчас мы стараемся развивать гастрольную деятельность между теми городами, где есть студии. Таким образом, мы учимся и занимаемся благотворительностью, потому что собранные деньги отправляем на помощь больным детям.

– Над чем работаете сейчас?

– Идет ежедневная работа, и плюс – мы готовимся к предстоящему фестивалю, который будет уже в следующем году. Главная тема звучит так: «Небо над небом». Интересно, как ее поймут в разных аудиториях.

– Гостями студи бывают известные актеры. Кто чаще всех заглядывает «на огонек»?

– Наш частый гость – Сергей Безруков. С Илзой Лиепа у нас был совместный проект на сцене филармонии в Москве. Это был синтез нашей пластики и хореографии ее учеников. Приезжают многие: Чулпан Хаматова, Михаил Пореченков, Михаил Трухин. Всех не перечислить.

– Понятно, что здесь не ставят целью сделать из детей профессиональных актеров. Но все же, есть ли истории успеха?

– На самом деле успех колоссальный. У нас есть выпускники, которые учатся в ГИТИСе. В этом году двое учеников поступили в колледж Табакова. В других городах тоже большой потенциал, и многие дети поступили в театральные вузы Москвы. А один из воспитанников Новосибирской студии мало того, что пошел учиться по этому направлению, он уже сыграл в кино одну из главных ролей. Кстати, в одном фильме с Константином Хабенским. Съемки недавно закончились.

– Как поступить к вам в студию?

– У нас такая же система, как в театральных вузах. Дети готовят стихотворение, прозу, танцы или песню. Педагоги спрашивают все, на что готов откликнуться ребенок. Изучают его со всех сторон.


Наталия Белкина.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!