Тот самый Коровин

02 ноября 2016
События


Коровин в Казани – те самые слова, которые заинтересуют любого ценителя живописи, поклонника импрессионизма. Картины ученика Саврасова и Поленова, друга Серова привезли в выставочный центр Русского музея в столице Татарстана. Здесь они пробудут до конца января следующего года. Сегодня, 2 ноября, состоялось открытие экспозиции.

В день, когда двери музея распахнулись, чтобы показать публике новую выстаовку, в Казани шел мелкий и колючий снег. Полсотни людей вышли из дома, оставили кружки с горячим чаем и теплые пледы. Художники, архитекторы, театралы, писатели, школьники с учителями и родителями, студенты. В фойе музея собралась настоящая толпа, вешалки в гардеробе ломились от верхней одежды. Но все же большинство составляли люди старшего поколения, как позже скажет один из гостей выставки: «Та самая интеллигенция».

Коровин начался с учителей. В первом зале – полотна, как говорят организаторы, в которых «видны Саврасовские и Поленовские черты» (Алексей Саврасов, Василий Поленов – русские художники XIX века, учителя Константина Коровина ред.). Далее работы разделены на периоды жизни Коровина. Вот это он писал, будучи в Париже, а это – в русской деревушке, а вот это – на Севере.

– Есть та часть произведений, которая сто лет не показывалась вообще нигде, и сейчас у вас есть возможность взглянуть на эти работы. В них громадная история не только самого Коровина, но и эпохи России, – сообщают организаторы выставки.

В экспозиции выставлены более 40 произведений художника. Их предоставил Русский музей, с которым Государственный музей изобразительных искусств Татарстана активно сотрудничает.

– В Казань привезли работы, которые вошли в нашу музейную выставку. Она прошла недавно, пользовалась огромной популярностью. Ваши соотечественники тоже сделали многое для этой выставки. Композиция из полотен, которые уже были у нас, продолжена залом, где с помощью ваших специалистов представлены собственные записи Коровина, картины из его личного фонда и работы его сподвижников. Это очень дополняет общее впечатление от экспозиции, – говорит представитель Русского музея, один из кураторов выставки Мария Дмитриенко.

Над организацией такой глобальной экспозиции трудились несколько служб Русского музея. Выставочный отдел перевозил полотна. Их совместная задача с реставраторами заключалась в упаковке картин, транспортировке и передаче на месте в руки других реставраторов.

– Экспозиционеры приезжают и вместе с казанскими коллегами делают. Затем приезжают наши методисты, которые рассказывают о творчестве Коровина, о нюансах ведения экскурсии. Также работает ресурсный центр, дающий рекомендации по детским программам. Помимо всего этого, существует научная служба, которая формирует ход работ для принимающего музея, – рассказывают кураторы выставки.

Труд нескольких недель вылился в шесть залов, где, кроме картин, представлены коровинские эскизы декораций различных спектаклей, его записки и письма, архивные данные о судьбе художника.

Посетительница выставки, выпускница Казанского художественного училища Елизавета Петрова говорит, что на Коровина нужно смотреть прищурившись, чтобы увидеть полную картину, свет и тени.

– Это невероятно, нужно только взглянуть. Обычным взглядом ты увидишь детали, выдающиеся элементы, которые может не понять простой обыватель. Стоит чуть прикрыть глаза, как все краски ложатся на свои места. И в эту же минуту ты чувствуешь теплые лучи солнца на скале, видишь движение птиц, ощущаешь, как волнуется вода. И конечно же, монографичность экспозиции играет большую роль.

Говоря о моногафичности, Елизавета Петрова имеет в виду распределение картин по жизненным этапам художника. Об этом же с нами поделилась Мария Дмитриенко:

– Экспозиция посвящена его творчеству и должна нести в себе отражение всех этапов его становления, с одной стороны. А с другой – характеризовать развитие русской художественной школы в его лице.

Итак, первый зал, первая картина, глаза закрываются, конечности расслабляются, вы чувствуете на себе творение настоящего мастера, а дальше по прямой – вперед. Пейзажи, натюрморты, истории его друзей и соотечественников, личные письма, размашистый и часто прерывистый почерк художника, и вот вы у выхода. Хочется выйти и уложить в голове все эти образы и неведомые горизонты, но желание вернуться берет вверх.


Регина Гималова.


ФОТОРЕПОРТАЖ


Комментарии