Удар ниже бампера

12 ноября 2015
События

Водители большегрузов в 42 регионах России сегодня устроили на федеральных трассах тихоходный протест введению с 15 ноября нового сбора. Первоначально, в соответствии с постановлением Правительства РФ, плата за один километр движения по дорогам федерального значения должна была составить 3,73 рубля, но недовольство дальнобойщиков заставило премьер-министра России Дмитрия Медведева наложить временный мораторий на принятое решение и снизить ставку.

Сегодня на трассе М7 в Чувашии, по дороге в Казань, дальнобойщики организовали акцию против постановления, согласно которому каждый водитель большегрузного автомобиля весом свыше 12 тонн обязан будет заплатить за один километр проезда по федеральной дороге 1 рубль 53 копейки. Постановление должно вступить в силу 15 ноября этого года. Акцию протеста устроили более двух десятков водителей из Набережных Челнов, казанские дальнобойщики участия в ней не приняли.

В целом по стране к сегодняшней акции присоединились водители 42 регионов.

Напомним, постановление должно было начать действовать еще первого января 2013 года. Однако тогда вступление его в силу отложили до ноября 2014-го, а позже - до 15 ноября 2015 года. В самом первом варианте речь шла о трех с половиной рублях за километр, но из-за инфляции сумму увеличили до 3,73 рубля.

5643bc4b31cd9.jpg

Так было до вчерашнего дня, когда премьер-министр России Дмитрий Медведев пошел на попятную и наложил на принятое постановление мораторий до конца февраля 2016 года. До этого времени дальнобойщикам придется раскошеливаться лишь на полтора рубля за один километр федеральной трассы. Но с 1 марта 2016 года и до 31 декабря 2018 года должна будет действовать удвоенная ставка - 3,06 рубля. Нарушителям грозит гигантский штраф – почти полмиллиона рублей.

Принятое решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом, заявляют в правительстве. Однако о возможных последствиях для рынка грузоперевозок в документе, опубликованном на сайте Кабмина РФ, ничего не говорится.

Для того, чтобы тариф действовал, чиновники придумали следующую систему. В каждом грузовике должен быть датчик ГЛОНАСС или GPS. С его помощью будет отслеживаться движение большегруза по федеральным дорогам. Если же такого прибора нет, должна быть оформлена транспортная карта. Нарушителей указанных правил ждет штраф от пяти тысяч до одного миллиона (для юридических лиц) рублей.

По замыслу властей, специальные датчики установят примерно в двух миллионах грузовиков, а для контроля на трассах оборудуют 480 стационарных и 180 мобильных видеокамер. Эта система получила название «Платон». Предполагается, что оплата будет производиться через специальный сайт в Интернете, на котором водитель или перевозчик должны зарегистрироваться и создать личный кабинет. Денежные средства, полученные от таких сборов, по логике, должны будут поступать в дорожные фонды, то есть на ремонт автотрасс, которые, опять же по мнению властей, больше всего портят как раз большегрузы.

На проект «Платон» государство не потратило ни копейки. Как утверждает глава Росавтодора Роман Старовойт, систему полностью реализует частный инвестор, а позже власти будут частично погашать его вложения.

Стоит отметить, что в обозримом будущем платный проезд могут ввести не только на федеральных трассах, но и на региональных. Последними дальнобойщики как раз и планировали воспользоваться, чтобы «объезжать» новые поборы. Однако вероятность реализации «региональной идеи» высока, об этом высказывался уже и президент Татарстана.

5643bc7431dfc.jpg

Сегодняшняя акция протеста – не первая за последнее время. Так, 2 ноября подобные демарши прошли в нескольких российских регионах. Тогда сотни грузовиков одновременно снизили скорость до 10 км/ч и двигались так в течение часа, создав многокилометровые пробки. В этой акции участвовали и казанские дальнобойщики. Они проехали от авторынка в Ново-Савиновском районе до Мамадышского тракта. Протестное выступление не осталось незамеченным сотрудниками ГИБДД, все его участники были оштрафованы в административном порядке.

Введенный вчера мораторий пригасил протестную активность дальнобойщиков, но лишь на время. По сообщениям СМИ, Росавтодор еще в прошлом году начал подготовку расчетов по взиманию платы за проезд не только 12-тонников, но и машин меньшей грузоподъемности. С таким предложением в октябре 2014 года выступил Рустам Минниханов. Министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил тогда, что готов проработать этот вопрос.

Однако руководитель Росавтодора Роман Старовойт заявил, что это вряд ли будет возможно, и добавил, что в региональные дорожные фонды может направляться до трети собранных денежных средств. Уже в августе этого года Старовойт изменил свое мнение и посоветовал (http://www.gazeta.ru/auto/2015/08/10_a_7679825.shtml) региональным властям ввести аналогичную федеральной систему оплаты.

В августе речь шла о том, что перевозчик должен будет платить за километр федеральной дороги 3,06 рубля. По тем расчетам, в 2016 году ожидались дополнительные поступления в размере около 40 миллиардов рублей в федеральный дорожный фонд.

5643bc97b19ef.jpg

Перевозчики же уверены, что платить им придется куда больше. Евгений Григорьев, владелец одной из татарстанских транспортных компаний, считает, что расчеты правительства сильно занижены. Кроме того, введение такого сбора только усугубит ситуацию на рынке транспортных перевозок, который последние несколько лет переживает кризис.

– Мы проезжаем примерно в шесть раз больше в месяц, чем указывают они в своих расчетах. В среднем, если фура хорошо работает, то в месяц выходит около 15 тысяч километров, – объяснил он. – Предположим, машина едет из Казани в Москву, это около 1600 км в обе стороны. Обычно такая перевозка стоит 20 тысяч рублей, из которых около 11 тысяч уходит на топливо, пять тысяч - на въезд в Москву, также следует учитывать суточные водителю, амортизацию автомобиля, кредиты и лизинг. Теперь еще 2,5 тысячи - на сбор. Получается, что транспортные компании работают на грани рентабельности уже сейчас, а с введением сбора ситуация ухудшится. Все дорожает – кредиты, солярка, запчасти. А тут еще и это. Из-за введения сбора могут вырасти цены на перевозимые товары. В первую очередь, на дешевые – соль, сахар, соду. При загрузке 12-тонной фуры выходит, что на один килограмм продукции нужно будет потратить шесть рублей для уплаты сбора. Таким образом, дорогостоящие продукты значительно не подорожают, а вот дешевые – почти вдвое.

Марс Исмагилов, председатель Союза потребителей Татарстана, считает, что цены и так будут расти, а сам сбор вводится для выполнения «майских указов» президента.

– Правительство таким образом пытается выполнить свои социальные обязательства, – полагает он. – Пополнить бюджет за счет тех, кто работает, для выплаты тем, кто не работает – бюджетникам и пенсионерам. То есть на сумму повышения цен за счет этого налога будут повышены пособия и зарплаты. Закон сообщающихся сосудов.

Региональный представитель Федерации автомобилистов России в Татарстане Рамиль Хайруллин отметил, что власти должны были пойти по другому пути, не вводить новый сбор, а, например, увеличить транспортный налог или повысить акцизы на топливо.

– Вводить еще какой-то новый сбор – нецелесообразно. Мнение о том, что грузовики портят дорожное покрытие – чушь. Именно этим власти обычно и прикрываются, – говорит представитель ФАР. – Дороги надо строить лучше и ГОСТы менять, а не придумывать отговорки. Дороги у нас такие, что все могут их испортить.

Единственный выход из сложившейся ситуации для дальнобойщиков, по мнению Хайруллина, – продолжение протестных действий. Так можно привлечь внимание властей и выйти на диалог с ними.

Однако далеко не все дальнобойщики готовы участвовать в акции. Как объясняют сами перевозчики, в нее включаются в основном крупные компании, небольшие же не могут позволить себе простаивать даже день, тем более перед грядущим введением сбора.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!