​Это всего лишь Ксавье Долан

23 октября 2016
Культура

На прошедшей неделе в широкий прокат вышла кинолента «Это всего лишь конец света», завоевавшая гран-при последнего Каннского фестиваля. В Казани премьера картины прошла тихо: канадский режиссер Ксавье Долан удостоился лишь одного сеанса в небольшом зале кинотеатра в торговом центре. Обозреватель «Казанского репортера» успела занять свое место в первом ряду и уверяет: до конца света нам еще далеко.

«Юное дарование» Ксавье Долан выдержал обрушившуюся на него в раннем возрасте славу и представил свою картину «Это всего лишь конец света» во Франции в середине мая. За прошедшее время он успел получить гран-при Каннского фестиваля, завоевать приз христианского жюри, собрать противоположные отзывы кинокритиков в Каннах и заявить об отказе везти свой следующий фильм на фестиваль.

На премьере в Казани фильм встретили прохладно: кто-то вышел из зала после первых 20 минут, кто-то до конца сеанса «сидел в телефоне», иногда посмеиваясь над остроумными репликами героев. Однако после показа многие говорили, что фильм действительно достоин гран-при. Наверное, за саундтрек, под который некоторые листали ленту «Инстаграма».

Новая картина Ксавье Долана, снятая по мотивам одноименной пьесы Жана-Люка Лагарса, начинается с внутреннего монолога главного героя. Луи (Гаспар Ульель), покинувший родное гнездо 12 лет назад, решил навестить свою семью, чтобы сообщить страшную новость: он неизлечимо болен. Но как 34-летний писатель, когда-то оставивший своих родных, сможет преподнести эту новость? Какие подберет слова?

Режиссер умело передает внутренние переживания героя с помощью красивой картинки на экране. Операторская работа Андре Тюрпена, не в первый раз работающего с Доланом, заслуживает особого внимания. Кадры с воспоминаниями героя о доме и близких людях размыты, будто смотришь через «близорукую» призму. Сквозь нее пробивается то, что герой видит сегодня: постаревшая мать, которую играет прекрасная Натали Бай, агрессивный старший брат Антуан (Венсан Кассель), его жена Кэтрин (Марион Котийяр) и ставшая взрослой сестра Сюзанна (Леа Сейду).

Французская актерская школа в этой картине проявила себя во всех гранях. В течение фильма Луи поочередно разговаривает с каждым из членов семьи. Но все экранные диалоги сфокусированы на мимике, эмоциях персонажей. В один момент зритель перестает слышать реплики Антуана, Кэтрин и Сюзанны, он видит побагровевшее от злости лицо Венсана Касселя, слезы злости Леи Сейду и испуганный взгляд Марион Котийяр.

Этот фильм сконцентрировал в себе все режиссерские приемы Долана. Герои богемно курят сигареты, скрывая друг от друга вредную привычку. Сюзанна не брезгует самокрутками, а главный герой затягивается фирменной Lucky Strike. И да, Луи – гей. С аккуратной трехдневной щетиной и в слегка мешковатой одежде. Как и все герои предыдущих фильмов канадского режиссера.

Режиссер играет на тонких душевных струнах, обращая зрителя к трагедии первой любви, бессмертной теме семейных склок, очень близкой российскому кинематографу. Но все это выражается в намеках, молчании, бессловесных диалогах. Конечно, выразительный взгляд Марион Котийяр способен покорять сердца, но он не может стать полноценной частью сюжетной линии, способной разрешить внутреннюю трагедию главного героя.

Экранный «конец света» Долана не нашел места в сердцах зрителей. Он будто утонул в новой моде на взаимопонимание без слов. Все же кино – это не просто красивая картинка, а картинка со смыслом, со звуком или текстом на экране. Как в черно-белых фильмах прошлых лет.

Жюри в Каннах Долан точно покорил. «Всего лишь конец света» собирает всевозможные кинонаграды на фестивалях, но массовому зрителю до принятия фестивальных картин еще далеко.


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!