Екатерина Матвеева: «Школьные поборы – это ненормально»

10 ноября 2015
Интервью

Четыре года Екатерина Матвеева – руководитель инициативной родительской группы против поборов в школах и детских садах – борется с тем, что родителей регулярно заставляют сдавать деньги на нужды образовательного учреждения. В интервью «Казанскому репортеру» Матвеева рассказала о том, с какими поборами чаще всего сталкиваются родители, как от них отказаться, и о том, почему к ней начали обращаться даже педагоги.

- Два месяца назад стартовал новый учебный год. По вашим наблюдениям, изменилась ли каким-то образом ситуация с поборами по сравнению с предыдущими годами?

- Сообщений стало немного меньше, нежели в прошлом году. Я это связываю прежде всего с тем, что родители начали самостоятельно обращаться в правоохранительные органы из-за поборов. Мы помогаем им составлять заявления. Если нужна наша помощь, мы, конечно же, вмешиваемся. Потом они сообщают нам о своих результатах.

Проблема иногда в том, что на анонимные сообщения департамент образования реагирует хуже. Мы также советуем родителям ходить на приемы к руководству органов и учреждений образования. Это дает эффект.

- Как у вас устроено взаимодействие с прокуратурой и Министерством образования и науки Татарстана? Тот факт, что вы входите в официальную экспертную группу по противодействию коррупции, помогает вам решать конкретные проблемы?

- С Энгелем Фаттаховым (министром образования и науки Татарстана – ред.) мы как общались по электронной почте, так и общаемся. Сообщения мы ему периодически отправляем, но их стало меньше. Когда речь идет о поборах, я стараюсь сразу обращаться в прокуратуру. Необходимости встречаться лично с министром у меня пока не было. Благодаря тому, что я вошла в эту экспертную группу, я предоставляю всю информацию в аппарат президента, а они уже переправляют ее в различные контролирующие органы.

- Можно сказать, что прокуратура реально занимается проблемами, о которых вы сообщаете, или дело заканчивается отписками?

- Это зависит от района республики и конкретного прокурора, от того, как он настроен на работу. Человеческий фактор все-таки не стоит исключать.


Проблемы из года в год одинаковые...

- А если говорить в целом о реакции прокуратуры? Например, в Казани?

- Прокуратуры в районах Татарстана иногда работают гораздо лучше, чем в столице. Были случаи, когда прокуроры сами меня находили и предлагали помощь. И в целом, безусловно, стоит отметить, что сотрудники прокуратуры стали работать лучше. С чем это связано, я, честно говоря, не знаю.

- На что в основном жалуются родители?

- Проблемы из года в год одинаковые. В прошлом году у нас были обращения, касающиеся платных занятий в школах и детских садах - уроков по становлению личности. С родителей тогда брали ежемесячную плату в размере 300-350 рублей, и эти занятия проводились в учебное время. Департамент надзора и контроля в сфере образования это все прикрывал. И даже в одной из телепередач руководитель департамента тогда сказал, что имеются соответствующие договоры. Но когда за это взялась прокуратура, все эти занятия закрыли.

- Какие еще траты не устраивают родителей?

- Рабочие тетради, канцтовары, бытовая техника - в том числе для детских садов, текущий ремонт. Бывали случаи, когда родители должны были покупать ложки, тарелки, другую посуду, подушки, постельные принадлежности и так далее. Порой создается впечатление, что родители полностью содержат детский садик. Если такие примеры у кого-то есть, то об этом необходимо сообщать.

Мы в последнее время часто выявляем договоры дарения. Это когда родительский комитет собирает денежные средства, на них что-то покупается, а затем от одного-двух родителей оформляется договор дарения. Этот договор рассылает по учреждениям как раз Министерство образования и науки республики. Получается некий шантаж. Дескать, это для ваших детей нужно. И это стало уже системой. Иногда я замечаю, что во внутренние документы учебных и дошкольных учреждений поборы уже включены, и сами педагоги становятся заложниками данной системы.


Иногда создается впечатление, что родители полностью содержат детский садик. Если такие случаи есть, то об этом необходимо сообщать.

- Правда ли, что в некоторых школах родителей заставляют приобретать школьную форму от какого-то конкретного производителя?

- Да, у нас же как любят делать: привозят на школьное собрание представителя какой-то фирмы, который предлагает купить форму за четыре-пять тысяч рублей. Но не каждый родитель может себе это позволить. Навязывание школьной формы иногда может стать коррупционной составляющей.

Был и другой случай. Я выезжала с экспертной группой в Альметьевск и в одном образовательном учреждении в положении о школьной форме увидела, что она должна быть определенной расцветки. Это не должно быть навязано. Я также заметила пункт, в котором написано, что если не будет такой формы, ученика могут отчислить. Это положение было направлено в прокуратуру, где позже вынесли представление об устранении указанного нарушения.

- Ранее вы говорили, что в России отсутствует законодательная база для решения проблемы поборов. Можете конкретизировать?

- На протяжении года я не слышала, чтобы за поборы в школах и детсадах наказывали рублем, но видела документы о вынесении выговоров. Есть такое положение, согласно которому два выговора – это увольнение. А вот был случай в Альметьевске, когда заведующая с педагогов собирала деньги на погашение своего штрафа. Один педагог сделал видеозапись и отправил нам, и мы уже выложили запись в сеть. Благодаря такой шумихе, заведующую просто уволили. Но это единичный случай. Если создавать общественный резонанс, то каких-то результатов еще можно добиться.

- Как должно быть в идеале?

- Мы в последний раз выезжали в Аксубаевский район. Директора в этом районе – заложники этой же системы. У них нет формы заявки на то, в чем нуждаются учебные заведения, чтобы направить в исполком. Работа в этом направлении там вообще не ведется. Естественно, деньги для нужд школы или садика собираются с родителей.

Есть еще и другая система - через бартерные договоры. Когда директор заключает договор с каким-то предпринимателем. Тот, например, использует трактор, принадлежащий школе, а директор получает от коммерсанта новый забор для школьного двора.

В аппарате президента РТ я сейчас настаиваю на том, чтобы они наладили механизм взаимодействия учебных заведений с управлениями образования и с муниципалитетами. Эти траты необходимо закладывать в бюджет.

- Насколько мне известно, сейчас детей после девятого класса с большой неохотой берут в 10 класс, объясняя это плохой успеваемостью, тогда как истинной причиной является то, что республика нуждается в рабочих. С такими проблемами к вам не обращаются?

- С такими вопросами должны обращаться в конце учебного года, но мы напоминаем, что у нас есть закон, согласно которому родители и дети вправе сами выбирать, до какого класса им учиться. Для того, чтобы ребенка не пускали в десятый класс, должны быть какие-то веские основания. В основном же идет принуждение к тому, чтобы родители написали заявление о переводе детей в другое учебное заведение. У нас было одно такое заявление в прокуратуру, после чего ребенок продолжил учебу в школе.

Я понимаю, что педагогам не особо нравится, когда все дети остаются в школе и переходят в 10 класс, поскольку при этом снижаются показатели по успеваемости. И именно поэтому существует такая проблема, о которой вы говорите.


В аппарате президента я сейчас настаиваю на том, чтобы они наладили механизм работы учебных заведений с управлением образования и с муниципалитетами.

- Летом активно обсуждалось, что Минобрнауки РТ решил запретить сбор наличных средств в образовательных учреждениях на походы в театры, музеи и так далее. Обращения на эту тему есть? Ситуация как-то изменилась?

- Сообщения по театрам после этой шумихи у нас прекратились. Думаю, это связано с тем, что сейчас во многих детсадах распространяют билеты и дети имеют возможность посещать спектакли, если хотят. С другой стороны, необходимо подумать и о детях, которые, допустим, не хотят в театр, а хотят остаться в садике.

- Насколько я знаю, вы были недовольны тем, что школьников водят в театры именно в учебное время…

- Видимо, отношение к этой проблеме в школах пересмотрели. Прежде они планировали водить детей в театры или музеи во время учебного процесса. Я против этого.

- А если, к примеру, вместо урока литературы вести детей в театр, где идет спектакль по произведению, которое они сейчас изучают?

- Но предлагалось же водить детей на платной основе. Так не должно быть. Я знаю мнение прокуратуры об этом – они тоже против.

- А дети не страдают от этого, как вы считаете?

- Если родители не хотят и не дают деньги на это – это не проблема школы. После занятий - пожалуйста. И с ними также может идти классный руководитель.

- Я о том, что нужно же прививать детям интерес к театрам, музеям... Если брать с них деньги и водить их в учебное время – это поборы. С другой стороны, от этого есть и плюсы. Палка о двух концах.

- Почему во время уроков? Можно пойти всем вместе уже после занятий. Никто же не отменяет эти походы. Родители должны осознать, что поборы – это ненормально.

- От многих родителей приходилось слышать, что они против этих поборов, но бояться оказаться белыми воронами…

- У нас часто страх бежит впереди. Иногда нужно сказать четкое «нет». Педагогам проще запугать родителей, что их дети или они сами будут белыми воронами. Благо, сейчас родители уже понимают, что это просто спекуляции.


У нас чаще страх бежит впереди планеты всей. Иногда нужно сказать четкое «нет».

- Известно, что если родитель по своему желанию хочет пожертвовать школе деньги, он должен прийти в банк и отправить перевод на расчетный счет школы. Но этому же родителю куда проще отдать наличные деньги педагогу или директору. Нет в этом проблемы?

- Если вы хотите пожертвовать деньги, то найдете этот счет, сходите в банк и отправите перевод. Кстати, этот расчетный счет должен висеть в каждом учебном заведении, но на деле этого нет. На данный момент я не вижу соблюдения принципа добровольности. Думаю для этого необходим какой-то механизм. Может, это должна быть некая программа: мы же можем переслать деньги со своего мобильного телефона, указав в sms одно слово. Может быть, стоит подумать о таком варианте

- А бывает ли так, что к вам за помощью обращаются не родители, а сами преподаватели, которых руководство заставляет собирать деньги?

- Обращаются. Мы ездили в Пестречинский район, там к нам обратился педагог. Я выезжала в то учебное заведение, и там удалось все разрулить.

- Таких обращений немного?

- Я бы не сказала. Сейчас наоборот преподаватели стали активней с нами общаться и просить, чтобы мы им помогли. Мы такие дела сразу отправляем в МВД.

- А студенты или их родители к вам не обращаются?

- Нет. У нас есть общественная организация, занимающаяся студентами. Может, все обращения уходят туда. Мы не против помогать и студентам, но таких сообщений практически нет.

- Подводя итог, за что родители имеют право не платить в образовательных учреждениях?

- Отвечу очень просто. В детском садике есть квитанции, по которым родители оплачивают его услуги. Больше они ничего могут не платить. В школе образование должно быть бесплатным. Платят только за форму, ранец, тетрадки.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!