​Технологии über alles

14 октября 2016
Мнение


На казанском рынке услуг такси пытаются закрепиться крупные операторы федерального масштаба. Пока, если верить сообщениям СМИ и пользователей интернета, не слишком успешно и при сильном противодействии местных перевозчиков. Но это продлится недолго – «мастодонты» все равно захватят этот рынок. Цены при этом упадут, а зарплаты водителей вырастут. Мнение инвестиционного эксперта ИК «ФИНАМ» в Казани Руслана Жукова.

Те обсуждения казанского рынка услуг такси, которые в последние месяцы часто можно встретить в СМИ и интернете, если честно, просто удивляют. По крайней мере, с точки зрения того, что они совершенно не учитывают ни значение в современном мире инновационных технологий, ни специфику процесса инвестирования как такового.

Действительно, посмотрим, что происходит. В последнее время в Казань пытаются пробиться и закрепиться московские «гранды» – службы Gettaxi, Uber и YandexTaxi. Одновременно наблюдается падение стоимости услуг таксомоторных сервисов. Что вызывает «законное» раздражение водителей и способствует уходу рынка в «серую» - таксисты начинают работать «индивидуально», игнорируют поступающие от диспетчеров заказы, везут пассажиров по «собственным» тарифам. Многие объединяются, устраивают нелегальные парковки, берут пассажиров «с улицы».

В последнее время в Казань пытаются пробиться и закрепиться московские «гранды» - службы Gettaxi, Uber и YandexTaxi, что вызывает способствует уходу рынка в «серую» зону.

Все это, безусловно, так – во всяком случает нет поводов не верить обоснованности жалоб пользователей услуг такси. Равно как и обоснованности жалоб водителей – на падение доходов.

Однако почему-то упускаются из вида два принципиально важных момента. Первый – почему сервисы, подобные Uber Taxi (услуга, стоит отметить, впервые была запущена совсем недавно – в 2012 году) столь стремительно набрали популярность во всем мире – тот же Uber сейчас работает более чем в 500 городах по всему миру. Ответ банален – потому что этот сервис выгоден как пассажирам, так и водителям. Для первых снижается стоимость поездки. Но и водители начинают зарабатывать больше – просто за счет роста числа заказов в силу использования современных технологий при их распределении. К слову, в США почасовая зарплата Uber почти вдвое превышает почасовую плату водителя «обычного» такси. Разумеется, есть водители, которые хотят получать побольше, но при этом возить пассажиров поменьше, а большую часть рабочего дня «курить бамбук». Но это, как говорится, их личные проблемы – в условиях главенства законов рыночной экономики они и не должны выживать.

В США почасовая зарплата Uber почти вдвое превышает почасовую плату водителя «обычного» такси.

Второй важный момент относится к технологии инвестирования. Проблема подобных сетевых сервисов – вовсе не в разработке программного обеспечения и хорошего интерфейса, это сегодня умеют многие. Главное – обеспечить надлежащее качество услуг для пользователя, иначе никто не будет пользоваться данным сервисом. А для этого нужно договориться с сотнями или даже тысячами тех, кто предоставляет эту услугу – не важно, услуга это такси или, допустим, парикмахера. И обеспечить, чтобы этот таксист или парикмахер был готов оказать клиенту услугу в нужное время и в нужном месте. Это действительно требует как значительных материальных вложений, так и опыта. И, видимо, просто не по силам местным игрокам.

Таким образом, с точки зрения потребителя услуг такси, приход в Татарстан крупных участников этого рынка можно только приветствовать – цены упадут, сервис станет более цивилизованным. Местные игроки (таксопарки), видимо, смогут договориться с ними и выступать субпровайдерами услуг. Те водители, которые хотят нормально работать и нормально получать, смогут осуществить свое желание. Недовольные же будут всегда. Но, увы, такова неумолимая локика экономики – выживает сильнейший.


Руслан Жуков, инвестиционный эксперт ИК «ФИНАМ» в Казани.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!