​Бюджетный тормоз

12 октября 2016
Аналитика

На днях Счетная палата РФ проанализировала подготовленный Минфином проект федерального бюджета на 2017-2019 годы.

В «Основных направлениях бюджетной политики» предусматривается сохранение структурного дефицита федерального бюджета в условиях стоимости нефти $40 за баррель в среднесрочной перспективе с постепенным сокращением дефицита к ВВП с 3% в 2017 году до 1,2% в 2019 году. При этом интересно отметить, что доля государственных заимствований на российском внутреннем рынке в составе источников финансирования дефицита возрастет с 35,5% в 2017 году до 83,3% в 2019 -м.

По словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, «значительное увеличение объемов государственных заимствований может привести к ухудшению условий размещения гособлигаций, росту государственного внутреннего долга и расходов на его обслуживание». И это – при условии восстановления внутреннего потребительского спроса в 2017 году. В противном случае доходы бюджетов (как федерального, так и региональных, полученных от сбора НДФЛ) будут, очевидно, еще более скромными и занимать придется еще больше.

Вместе с тем в целом, со стратегической точки зрения, планы Минфина по наращиванию внутреннего долга можно приветствовать. При сложной конъюнктуре на сырьевых рынках целесообразно использовать не только ресурсы резервных фондов, но и такой накопленный за последнее десятилетия «ресурс», как низкая долговая нагрузка. В условиях сочетания санкционных ограничений и снижающихся процентных ставок это может стать важным источником покрытия дефицита бюджета.

Однако если региональные бюджеты будут сходиться с более высоким дефицитом, чем прогнозируется, в том числе из-за медленного роста налоговых доходов, то местным властям неизбежно придется ускоренно наращивать объем долга. Даже с учетом удешевления стоимости рублевых заимствований на фоне снижения инфляции (Банк России ожидает 4% в 2017 году) это приведет к росту стоимости обслуживания долга. При этом нельзя исключать усиления давления на регионы-доноры, поскольку федеральному центру придется больше средств перенаправлять регионам-аутсайдерам.

В 2016 году Татарстан входил в перечень регионов-доноров вместе с Москвой, Московской, Ленинградской, Свердловской, Челябинской и Тюменской областями, а также Ненецким, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Скорее всего, в инерционном сценарии ситуация в будущем не изменится и регион не только не получит средств, но и будет обязан их передать в «общий котел». При этом, учитывая планы по сокращению дефицита федерального бюджета, не исключен рост нагрузки на регионы-доноры. Это с высокой долей вероятности приведет к тому, что опережающие среднероссийский уровень темпы развития Татарстана в ближайшие годы сильно замедлятся.

Руслан Жуков, инвестиционный эксперт ИК «ФИНАМ» в Казани.

Комментарии

  1. ТАТАРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ОБЩИНА 7 лет назад
    "Это с высокой долей вероятности приведет к тому, что опережающие среднероссийский уровень темпы развития Татарстана в ближайшие годы сильно замедлятся."

    - Вводите национальную валюту. Поднимайте национальный флаг. Боритесь за самостоятельность. Почему у каких то Киргизов есть самостоятельность, а у вас холуев нет?? Мескэунен кутэн елап етасыз, хайванар!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!