До Петра I Новый год на Руси отмечали в сентябре. Для многих профессий – учителей, спортсменов, актеров – эта традиция сохранилась. Сохранилась она и для телевизионщиков. Сентябрь – начало нового телевизионного сезона, время, когда каналы «раскрывают карты» и запускают «якорные» проекты. И изменения видны невооруженным взглядом. Посмотрим на карту телевизионных предпочтений казанцев вместе с социологом Владимиром Игнашиным. В качестве исследуемой аудитории была взята группа телезрителей в возрасте от 6 до 54 лет.
Во-первых, после летнего «перерыва» «Первый канал» возвратил статус-кво – он вновь первый, и отрыв его вновь велик. Более того, лидер лета, «РенТВ/Эфир», уступил и вторую позицию – на нее вышел телеканал «ТНТ», пустивший в ход сразу несколько новых проектов. В четверку также вошел телеканал «СТС». Увеличение доли телеканала «Карусель» летом мы связывали с тем, что дети больше времени проводят дома и больше смотрят данный канал. Однако в сентябре его доля почти сравнялась с «Россией-1», все больше отстающей от лидеров. Остальные каналы – на прежних местах, разве что «Домашний» вернулся на девятую позицию.
Впрочем, если в общем «зачете» «РенТВ/Эфир» перестал быть лидером, то в «топ-5» по всем параметрам его программы пока недостижимы. Так, выпуск передачи «Город» 22 сентября посмотрело около 126 тысяч человек, что больше ближайшего конкурента на 30 тысяч. Успех «ТНТ» в этом месяце также связан с отдельными программами – в «топ-5» месяца попали две передачи канала. «Голос», несмотря на то, что это уже пятый сезон передачи, пользуется стабильно высоким зрительским интересом.
Практически никаких изменений нет в утреннем прайме – это все те же пары «утренняя развлекательная передача – новостная передача» каналов «РенТВ/Эфир» и «Первого канала» с явным доминированием казанской компании. Единственным их конкурентом оказалось питерское «Утро на Пятом», взявшее в один из дней планку в 31% от всех включенных телевизоров.
Из вечернего прайма пропали мультфильмы и детские передачи, попадавшие туда летом, не иначе как младшие школьники взялись за домашние задания. В целом, данный список почти полностью совпадает с «топом» по аудитории за месяц, единственное, что пятую строчку занял другой проект «ТНТ» – «Реальные пацаны».
Семичасовой «Город», судя по всему вышеперечисленному, не просто вне конкуренции – он еще и упрочил свое преимущество в сентябре. Это заметно и на графике доли местных новостей – средний выпуск семичасового «Города», в любой день, включая выходные, смотрит в среднем 24% от всех включивших телевизор. По другим новостным передачам изменений немного, разве что поменялось время выхода местного блока новостей на «России-1», что положительно повлияло на долю. Оно и понятно, федеральные новости служат локомотивом для местных.
Сентябрь действительно стал месяцем изменений. Однако изменения эти не настолько радикальны, как можно было ожидать. Впрочем, в сентябре все только начинается. Ближе к финишу (а для большинства проектов им будет Новый год) конкуренция будет только нарастать! Так что мы будем и дальше следить за изменениями телепредпочтений казанцев.
Комментарии